Еда как зеркало менталитета
olga_srb — 24.06.2017 Пищевое поведение – одно из базовых в человеческой жизни: в нем отражается не только стереотип питания, но и отношения человека к себе и миру.Оценить пищевое поведение как адекватное или нарушенное довольно просто, и главным критерием в этой оценке являются не только количественные и качественные показатели питания, но и место, которое занимает процесс приема пищи в личной иерархии ценностей. Важен не столько объем поглощаемой пищи, сколько то значение, которое тема еды приобретает! Для кого-то еда – просто часть повседневности (что не исключает эстетизации ужинов и иного гурманства), а для кого-то она – центральная мысль, заполняющая все субъективное пространство.
Однако иногда можно столкнуться с таким несоответствием: человека-«малоежку» считают больным анорексией, а женщину, реально страдающую от нервной анорексии, восхищенно оценивают как даму, «просто ведущую здоровый образ жизни». Почему?
Следует заметить, что при оценке адекватности пищевого поведения нельзя пренебрегать культуральными особенностми, так как в различных культурах еде придается разное значение, что приводит к формированию отличных друг от друга стереотипов пищевого поведения.
В большинстве культур под нормальным пищевым поведением подразумевается регулярное здоровое питание, не вызывающее никакого физического и психологического дискомфорта у человека, но «большинство культур» - понятие очень абстрактное!
Если условно выделить из мировых культур две - западную и восточную, то можно увидеть, как отличается в них связь питания с жизненными целями. На Востоке вопрос «есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть» решается не так, как на Западе. Еда является одной из основных составляющих восточной психологической модели ценностей. Традиционный образ красоты восточного тела (полный, упитанный человек с хорошим аппетитом) не совпадает с традиционным западным образом (спортивный, худощавый).
Не меньше отличаются и представления о том, как и сколько должен есть ребенок.
В одной психологической модели усиленное питание в стрессовой ситуации считается нормой, а оценка степени гостеприимства сопряжена с предоставлением большого количества продуктов питания. В другой психологической модели ценностей питание не является высшей ценностью, а гостеприимство не предполагает обязательность совместных обильных трапез. На Западе ценностью скорее является контроль за приемом пищи и ее «полезность», а «вкусность» делегируется блюдам, подаваемым на праздничных приемах.
Учитывая эту разницу, условно можно сказать, что анорексия – западное заболевание, а булимия – восточное. Подчеркиваю: условно!
|
</> |