Духовная асфиксия

топ 100 блогов Сообщество «Общественное движение "Совесть"»24.08.2013Религия

Эта статья не о нанопыли, не об исчезающих и появляющихся часах патриарха, не о торговле табаком и не об агрессивной клерикализации... Всё это внешность, симптомы. Причины болезни церкви гораздо глубже.

Человечеству известны разные тропы духовного развития. Одну из них Гуржиев назвал «путем монаха». История христианства – и восточного, и западного – оставила немало имен тех, кто сумел подняться путем монаха очень высоко. Это те, кто был «прославлен». (Хотя далеко не все «прославленные» церковью достигали сияющих духовных вершин.) Еще больше имен история не сохранила: многие люди, поднявшиеся путем монаха высоко, не сыскали ни церковной, ни мирской славы. В общем, путь монаха – это путь.

Но сравнивая его с другими путями духовного роста, легко заметить, что путь этот не самый быстрый. Его проблема в том, что здесь идущему приходится преодолевать не только нижнюю часть своей человеческой природы, как это происходит на всех путях – академическом, художественном, йогическом и т.д., но и религиозную мифологию.

Религия, не только христианство – любая, как бы «кодирует» знание о мире, не известное обычным людям, в виде сказок, притч, мифов. По мере духовного роста человек добывает «ключи» к этим  «кодам» и узнает мир таким, какой он есть – огромным Миром. Но сам по себе процесс отказа от буквального понимания мифа и переход к пониманию его скрытого смысла – процесс очень трудный и часто болезненный. В самом деле, представьте, легко ли религиозному человеку перестать считать Бога всемогущим стариком и начать видеть в нем Идею мира?

Церковь как религиозная организация никогда не помогала подъему по пути монаха выше определенной высоты. По разным причинам. И потому, что не всегда рядом с путником находились живые учителя. Но прежде всего, потому, что часть пути духовному альпинисту необходимо проходить в одиночестве. Однако, не помогая, церковь своим альпинистам и не мешала. А самое главное – церковь всегда старалась использовать духовные достижения тех, кто сумел подняться высоко. Образно говоря, они становились для церкви духовными легкими: через этих людей церковь получала духовный кислород и насыщала им свою кровь – уж сколько ей духовного кислорода удавалось добыть.

Именно в этом смысл «не стоит земля без праведника», о котором, как всегда метафорически, рассказывает Библия в эпизоде разговора и почти спора Авраама с Богом. Они обсуждают судьбу Содома, который Бог решил сжечь. К слову, решил вовсе не из-за распространения там гомосексуализма – еще один миф современного религиозного сознания, а из-за нарушения жителями Содома приказов, или законов Бога. Кульминация этого непослушания изображена в Библии, как попытка изнасиловать Бога в доме Лота. От этой напасти Лот пытается защитить Бога, предлагая содомлянам своих дочерей. Только вдумайтесь в фантастическую канву всех этих событий – спор с Богом, человек защищает Бога... Библия буквально кричит нам: «Не верьте сказке, ищите ее смысл!». Впрочем, крику этому услышанным суждено стать не скоро.

Но я отвлекся. Вернемся к разговору о праведниках. Последовательно сокращая число праведников, которые необходимы для спасения города, с 50 до 10, Бог тем  не менее подчеркивает, что, во-первых, для спасения города необходимы праведники, а во-вторых, что одной довольно-таки большой семьи Лота (минимум, восемь человек, включая замужних дочерей с мужьями) для спасения Содома недостаточно.  

То же относится и к церкви. Есть в ней праведники – она может жить. А нет, так нет. Но праведник – это не тот, кто в пост заменяет молоко водкой (а хоть бы и водой). Праведник – тот, кто знает Бога.

Всматриваясь в лица современной РПЦ, видишь, что таких Богознавцев так мало, что их не видно вовсе.

Немало аскетов, включая и вынужденных аскетов – не все священники ездят на поршах.  Немало людей добрых – не каждый готов растерзать ближнего в защиту православия. Попадаются и люди образованные, успевшие «сорок тысяч всяких книжек прочитать» и потому искренне верящие, что они знают, «что к чему и что почем, и очень точно». Естественно, встречаются и люди по-житейски мудрые – таких тоже немало.

Но тех, кто сумел полностью преобразовать христинский миф в христианский смысл, –  нет, таких не видно вовсе. Их нет не только среди темных консерваторов, где им быть и не положено. Их нет и среди либералов-обновленцев, из среды которых они могли бы вырастать.

Поэтому и разговоры церковных оппозиционеров крутятся вокруг тем, хотя и важных, но второстепенных: узурпация власти епископами, бесправие приходов, критика стяжательства, реформа языка... О главном же – о потере Бога, о взыскании Бога, о движении к Богу – речь не заходит.

Осипов – потолок Богопознания в современной РПЦ. Но это совсем невысокий потолок. С таким потолком церковь обречена на духовную асфиксию, обречена задыхаться без духовного кислорода.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Работает интернациональный молодежный межвузовский пресс - центр на международных робототехнических соревнованиях EUROBOT 2011.Читайте наши новости, интервью, смотрите фотографии. www.eurobot2011.ru www.student.aspu.ru www.astu.org Друзья, разместите нашу информацию ...
...
chonbuk , чо правда кизяки патрулируют, или пиздит либерастское радио? А как они патрулируют, конно или же пеше? Сабли есть? А нагайки? А ...
Захотелось сказать чо думается про баланс экономики, да. Начнём с танков, ибо никуда тут не денешься, всё равно будут сравнивать с танками. Так вот, в танках настроено было так что если с прем-аккаунтом идти с танка на танк до 10ки, не тратить свободку и неплохо при этом играть, то дофарм ...
...