Другой мир
roizman — 27.12.2012Рассказывал,
музею икону подарили.
Икона эта пограничная. Стилистика Невьянская, а написана, скорее
всего, в Нижнеиргинске в 18 веке. Там на Осокинских заводах в 18
веке было несколько мастерских. Работали они для старообрядцев
часовенных из Нижнеиргинска, Верхнеиргинска, Сараны, Верхней
Сараны, Натальинского стекольного завода, Тисовского завода,
Суксуна и, позднее, для Юговских заводов.
Иконы эти еще с 18 века имели ряд отличий. В частности, все надписи были сделаны каллиграфическим полууставом и использовались орнаменты. Там, в Нижнеиргинске, было несколько скрипториев, и очень высокий уровень книжной культуры. Эти знания и умения применялись и в иконописи. В свое время я писал об этом в "Красноуфимской иконе". Иконы эти сориентированы на старые Невьянские и в лучших образцах им не уступают. Беда в том, что на сегодняшний день известно всего порядка 100 Красноуфимских икон.
Вот как Михаил Ратковский начал её раскрывать:
Вот она полностью раскрыта:
В советское время в фильмах и книгах о иконах сложился такой стереотип - темные, мрачные, суровые лики. На самом деле, иконы выходили из мастерских яркие, блестящие и радостные. Дело в том, что икону покрывали олифой. Олифа проявляла живопись и делала её более яркой. Но через 70 - 80 лет олифа темнела и становилась практически непрозрачной. И приглашали иконописца, и он сверху прописывал по контурам. И снова закрывал олифой. И потом она тоже темнела. И снова приглашали иконописца... И настоящая древняя русская икона была скрыта под многими слоями записей. И благодаря олифе и этим записям сохранилась древнерусская иконопись. Но раскрывать записи научились только в XIX веке. Напортачили, конечно, много. Методы варварские были. Кому интересно - знаменитая книга Г.И. Вздорнова "История открытия и изучения русской средневековой живописи". До 70х-80х годов при раскрытии работали нашатырем. Смешивали с подсолнечным маслом. Сейчас, конечно, другие технологии, другие материалы, плюс рентген и устоявшиеся школы. При раскрытии, как правило, ставят компресс, потом размягченный слой снимают тампоном и скальпелем. Иногда, очень редко, работают скальпелем насухую. Это очень долго, но в некоторых ситуациях позволяет сохранить яркость древних красок.
Невьянские иконы поздние. Поэтому несколько слоев записей на них бывает крайне редко. И олифа на Невьянских иконах бывает качественная. Например, у меня есть Богоматерь Одигитрия 1777 года, там слой родной олифы практически не потемнел. В свое время Шергин сказал: "Которую олифу варил знающий человек, живопись под той олифой, как под стеклом".
Темный кусочек в правом нижнем углу называется "контролька". Её оставляют, чтобы видеть, какая была икона до раскрытия.
В левом верхнем углу - Ангел-хранитель. Напротив, судя по всему, Апостол Павел. Под ним, похоже, Иоанн-воин. А напротив - не могу прочитать.
Вообще, Казанская - покровительница Русской земли. Сюда на Урал культ Казанской пришел с Волги. Это один из самых распространенных сюжетов в Невьянской иконе. Видимо, принесли выходцы с Керженца. Оттуда на Урал с 1722 года массово переселялись старообрядцы. В Тагиле трое из четверых были выходцы с Керженца. Поэтому всех старообрядцев на Горнозаводском Урале называли "кержаками". В большинстве своем это были серьезные, достойные русские люди, в основном непьющие и поголовно некурящие, хозяйственные и рачительные. Позднее "кержаком" могли обозвать жадного человека, хотя это очень поверхностный и несправедливый эпитет. Скорее всего, пошло от православных миссионеров, как один из аспектов полемики.
Икона знаковая, поэтому будем делать полную реконструкцию. Проблема - золочение фона. Заново золотить нельзя. Во-первых, надо выводить в уровень большую площадь левкаса, а во-вторых, она будет блестеть как самовар. Поэтому придется как-то нейтрально тонировать. На лике несколько выпадений, надо будет набирать слой за слоем, а потом тонировать. И убирать свечной прожог с левой стороны лика, после чего дописывать. И очень много мелкой работы по полям. Потому что хочется собрать полностью. Будет очень красиво.
У меня есть несколько икон, происходящих из Красноуфимских краев, поля которых украшены изысканными и стильными книжными орнаментами. Покажу потом.
Почему об этом рассказал? Да просто неохота писать про наркотики и про всяких мерзавцев.