Домашнее насилие в отношении трансгендерных людей

топ 100 блогов feministki13.09.2013 здесь я публикую выдержки из статьи, полный текст которой находится на сайте http://insight-ukraine.com.ua/articles/item/169-yana-sitnikova-domashnee-nasilie-v-otnoshenii-transgendernyh-lyudey.html

В то время как женщины в целом подвержены мизогинии, транс* женщины (т.е. женщины, которым при рождении был приписан мужской пол) в дополнение к ней страдают от трансфобии, т.е. негативного отношения к трансгендерным людям. Благодаря наличию этих двух пересекающихся дискриминаций (сочетание трансфобии и мизогинии иногда называют транс-мизогинией) транс* женщины потенциально подвержены насилию в ещё большей степени, чем цис* женщины (т.е. женщины, которым при рождении был приписан женский пол). В этой статье рассматриваются факторы, вызванные трансфобией, которые ставят транс* женщин в более уязвимое положение и мешают им выйти из насильственных отношений. Акцент здесь делается на насилии со стороны партнёра/ки, тем не менее, похожие факторы способствуют домашнему насилию и со стороны других членов семьи, например, родителей.

Статья предназначена в первую очередь для феминисток и сотрудниц кризисных центров и шелтеров, большинство из которых цис* женщины, чтобы указать на специфические проблемы транс* женщин, которые способствуют проявлению домашнего насилия в их отношении. Целью статьи является включение вопроса о насилии в отношении трансгендерных людей в общефеминистскую повестку, солидаризация между трансфеминистками и феминистками других направлений.

В статье я постараюсь объяснить, с какими видами домашнего насилия сталкиваются трансгендерные люди и каковы его причины. Затем я постараюсь доказать тезис о том, что основным фактором, позволяющим насильникам оставаться безнаказанными, а жертвам не выходить из насильственных отношений, является трансфобия общества. Для этого мне придётся объяснить трудности, возникающие у трансгендерных людей при трудоустройстве, аренде жилья, обращении в службы социальной поддержки, такие как полиция и кризисные центры для женщин, переживших насилие.

Особенности домашнего насилия в отношении трансгендерных людей

По данным исследования, проведённого в Шотландии в 2010, до 80% трансгендерных людей имеют опыт насильственных отношений со стороны партнёра/ки. Наиболее частой причиной насилия является желание сменить гендер/пол, которое встречает непонимание со стороны партнёра/ки. Оно проявляется в попытках запретить транс* партнёру/ке производить изменения своего тела, либо носить одежду желаемого гендера. Если транс* партнёр/ка отказывается подчиниться, это может вылиться в угрозы разорвать отношения, в том числе забрать детей, если они имеются, либо в угрозы физического насилия. Если отношения до решения изменить пол были гетеросексуальными, то причиной препятствия в смене пола становится внутренняя гомофобия и страх потери гетеросексуальных привилегий, в случае если отношения превратятся в гомосексуальные.

Наиболее распространено психологическое насилие, которое включает:

— Запрет и попытки помешать «переходу», включая (а) запрет на выражение гендерной идентичности по средствам изменения внешности (одежда желаемого гендера, причёска, косметика); (б) запрет называть себя именем и в роде, соответствующим гендерной идентичности; (в) запрет медицинских вмешательств (гормоны, хирургические операции) — последнее особенно распространено, если трансгендерная человек экономически зависит от партнёра.

— Принятие решений за трансгендерную человека о степени открытости по отношению к окружающим, включая (а) требование скрывать свой трансгендерный статус; либо, напротив, (б) угрозы раскрыть трансгендерный статус тем, кому о нём знать нежелательно (работодателям, друзьям).

— Умышленное именование трансгендерной человека в форме, нарушающей право на гендерную идентичность: (а) в роде, приписанном при рождении (обычно совпадающем с биологическим полом), не соответствующем выбранной гендерной идентичности, (б) старым именем, не соответствующим выбранному при смене гендера/пола — причём независимо от того, сменил/а/о ли человек имя и пол в документах.

— Создание негативного образа тела и чувства неуверенности в своей гендерной идентичности (например, «ты никогда не сможешь стать женщиной», «да какой из тебя мужик?»).

— Подчёркнутое обращение внимания на органы, вызывающие у трансгендерной человека гендерную дисфорию.

— Попытки изолировать человека от поддержки, включая запрет или ограничение на встречи с друзьями, особенно теми, кто могут оказать «негативное» влияние, такими как другие трансгендерные люди или группы поддержки для трансгендерных людей.

— Внушение чувства стыда за трансгендерный статус, внушение мысли о том, что трансгендерные люди больные и им нужно лечиться.

— Угрозы принудительного лечение в психиатрических учреждениях, если трансгендерная человек не «исправится».

— Угрозы разорвать отношения, в случае если трансгендерная человек продолжит смену гендера/пола.

— Угрозы физического насилия — ударить, убить — трансгендерную человека, близких людей, например, детей, членов семьи, друзей, предыдущего или нового партнёра, в том числе с использованием оружия.

— Угроза убить или покалечить себя, чтобы заставить трансгендерную человека делать или не делать что-либо.

В связи с тем, что психологическое насилие воспринимается в обществе как менее значимое, чем физическое и сексуальное, трансгендерные люди, попавшие в отношения психологического насилия, менее склонны считать такие отношения насильственными. Даже если они идентифицируют себя как жертвы насилия, они могут не обращаться за помощью, т.к. не уверены, что там, куда они обратятся, вышеописанные действия признают как насильственные, если они не включали физического насилия.

45% трансгендерных людей сталкивались с физическим насилием со стороны партнёра/ки, в том числе их толкали (32%), били (25%), бросали в них предметы (25%), душили (12%), использовали против них оружие (10%).

Cпецифической ситуацией насилия, в которую попадают транс* женщины, является обнаружение партнёром их трансгендерности, в случае если они не сообщили об этом ранее. В некоторых случаях транс* женщины, прошедшие операцию на гениталиях, не считают нужным рассказывать партнёру о своём мужском прошлом, т.к. хотят познакомиться с гетеросексуальным мужчиной, который будет видеть в ней только женщину. Если трансгендерность обнаруживается, это может стать причиной для физической расправы, вплоть до убийства. В 2009 такой случай произошёл в Волгограде, где муж узнал о трансгендерности своей жены, взломав её электронную почту, и застрелил её.

Подобные же ситуации происходят с транс* женщинами, не прошедшими операцию, если они встречались ранее с мужчиной, но не занимались сексом. «Моя знакомая ТС-ка пре-оп [pre-op т.е. не прошедшая операцию] познакомилась месяца два назад с парнем молодым. Ухаживал он за ней, о своей транссексуальности она ему не поведала и не хотела, думала,что как-нибудь в другой раз, типа влюбится, примет её и с ’хвостиком’. Общение продолжалось долго, много общего у них было, и она почему то даже думала,что он догадывается о ее транссексуальности <...> Правда, как-то в разговоре он упомянул, что гомофобен и презирает парней нетрадиционной ориентации. Сегодня дело дошло до постели у них, и она ему расскрыла о себе все карты. Плевать он хотел на неё и её дружбу, хотел зарезать её, не мог простить лжи и предательства» [Форум Transgender.ru].

В таких случаях насильник считает, что транс* женщина обманула его, не сказав, кем «на самом деле» является. Между тем, подобная ситуация возникает из-за цисгендерного допущения, т.е. предположения или допущения, что каждая человек, с которой мы имеем дело, является цисгендером. Когда цисгендерная женщина вступает в отношения, её партнёр никогда не обвинит её в обмане на том основании, что она «скрыла» своё цисгендерное прошлое. Во-вторых, смена пола является не самым важным фактом в жизни, о котором нужно говорить при первом удобном случае. Вряд ли кто-то обвинит цис* женщину, если она на первом же свидании забудет сказать, что в детстве ей сделали прививку от полиомиелита. Таким образом, истинными причинами насилия в вышеописанных ситуациях являются: 1) трансфобное мнение о том, что транс* женщина это не женщина; 2) повышенное внимание, которое общество уделяет гениталиям.

47% трансгендерных людей подвергались сексуальному насилию, в том числе 32% были принуждены к половым сношениям, когда они этого не хотели, 32% — к другим видам сексуальной активности, 12% были принуждены к просмотру порнографии, 2% принуждены заниматься с другими людьми за деньги.

Трансфобия

Чтобы ответить на вопрос «Почему она (он/оно) не ушла?», необходимо понять отношение общества к трансгендерным людям, а также трудности, с которыми они сталкиваются ежедневно. Трансфобия, которой проникнуто всё общество, включая в том числе феминистские и ЛГБ-сообщества, ставит трансгендерных людей в положение, в котором им некуда идти и обратиться за поддержкой, таким образом, трансфобия общества становится ещё одним инструментом насильника.

Подробное рассмотрение причин трансфобии, выходит за рамки этой статьи, тем не менее для её целей необходимо понимание того, что, с трансфеминистской точки зрения, трансфобия является проявлением патриархата, который подразумевает, что (а) женщины и мужчины неравны (традиционный сексизм), (б) женщины и мужчины являются жёсткими, взаимоисключающими категориями, каждая обладающая уникальным и неперекрывающимся с другой набором свойств, склонностей, способностей и желаний (оппозиционный сексизм) [1]. Эти два вида сексизма являются взаимодополняющими, т.к. трудно было бы представить гендерное неравенство, если общество признавало бы возможность для женщин свободно превращаться в мужчин и наоборот. Таким образом, трансфобия является феминистской темой не только вследствие пересечения с сексизмом, но и как его непосредственное следствие.

Другой важной причиной трансфобии является убеждение людей в том, что они лучше знают, является ли человек женщиной или мужчиной, чем сам/а/о человек, тем самым отказывая ей/ему в праве на идентичность. В связи с этим уровень трансфобии сильно ранжируется в зависимости от того, насколько гендерная репрезентация и биологический статус человека соответствуют стереотипным представлениям о том, какой должна быть женщина или мужчина. Это будет важно при обсуждении требований изменения тела для смены паспортного пола или доступа трансгендерных людей в шелтеры для женщин в зависимости от внешнего вида и числа сделанных операций.

Не меньшей проблемой является ассоциирование трансгендерности с неестественным состоянием, требующим «коррекции» (по этой причине я ухожу от употребления словосочетания «коррекция пола», предпочитая вместо него «смену гендера/пола»), в противоположность цисгендерности, которая позиционируется как естественное и единственно правильное состояние. При этом цис* люди отказываются рефлексировать о том, что их собственная цисгендерность является социально-конструируемой, а общество, уча детей с вагинами быть женщинами, а детей с пенисами — мужчинами, на самом деле учит их быть цисгендерами.

Далее в статье рассматриваются институциональные факторы, влияющие на дискриминацию трансгендерных людей, такие как патологизация различных аспектов трансгендерности, сложная негуманная процедура смены гражданского пола и имени. Рассмотрены трудности поиска работы, съёма жилья, страх обращения в полицию, недружелюбность кризисных центров и шелтеров для женщин.

Недружелюбность кризисных центров / шелтеров для женщин

Кризисные центры (далее: КЦ) и шелтеры, целью существования которых является создание защищённых пространств «только для женщин», редко готовы оказывать помощь транс* женщинам из-за того, что не признают их в качестве женщин. Основанием для отказа в обслуживании является как бытовая трансфобия, так и более теоретически обоснованные доводы радикальных феминисток (Дж.Реймонд, М.Дали и др.), ссылающихся на отсутствие у транс* женщин XX-хромосом, вагины или женской социализации [13]. Некоторые шелтеры могут устанавливать требования, которым должна соответствовать транс* женщина, чтобы считаться женщиной [14]. В одних для этого будет достаточно наличие диагноза «транссексуализм», в других потребуется подтвердить факт совершения операции на гениталиях, в то время как иные принимают только женщин с женским паспортным полом — тем самым, создаётся иерархия среди транс* женщинами по признаку того, кто из них в большей степени является женщиной [15]. Так как получение новых документов зачастую сопряжено с прохождением операций, за которые транс* женщина вынуждена сама платить, шелтеры, устанавливающие такие требования, ограничивают в помощи наиболее бедных и уязвимых транс* женщин [14]. Кроме того, ограничение для транс* женщин, не прошедших операцию, исключает трансгендерных секс-работниц, которые используют свои гениталии для зарабатывания денег. Большинство КЦ / шелтеров не имеют специальных правил для работы с транс* женщинами, поэтому с каждой конкретной транс* женщиной этот вопрос решается индивидуально — немалую роль в решении играет субъективное мнение сотрудниц, насколько она воспринимается в качестве женщины.

Даже если формально КЦ / шелтеры признают гендерную идентичность транс* женщин, основанием для отказа может стать необученность сотрудниц специфике работы с трансгендерными людьми, а также возможные неудобства цисгендерных проживающих в шелтере [16]. Ещё одним аргументом является исключение транс* женщин «для их собственного блага», т.к. в шелтере они могут подвергнуться проявлениям трансфобии со стороны цисгендерных проживающих — таким образом, транс* женщина рассматривается как источник проблемы, которую нужно устранить [14], в то время как настоящей проблемой является трансфобия сотрудниц и клиенток шелтеров и кризисных центров.

Споры возникают вокруг доступа транс* мужчин в шелтеры для женщин. Попытка заставить транс* мужчин репрезентовать себя как женщин, чтобы получить убежище в шелтере для женщин, является проявлением неуважения к их гендерной идентичности. В пользу открытости шелтеров для транс* мужчин говорит то, что а) многие из них имели прочные связи с женским движением и участвовали в создании женских сервисов, когда идентифицировали себя как женщины (часто как лесбиянки); б) общество рассматривает транс* мужчин как женщин с отклонениями, таким образом, они подвержены мизогинии, как и женщины; в) транс* мужчины, имеющие «женское» тело, сталкиваются с дискриминацией в организациях, предназначенных для мужчин, в то время как женские организации могут оказаться более осведомлены об их проблемах [15].

Весной 2013 я провела опрос кризисных центров и шелтеров в России на предмет работы с транс* женщинами. Опрос проводился по электронной почте. Из 37 КЦ / шелтеров, которым я направила письма, я получила ответы только от двух: РОО ИНГО «Кризисный центр для женщин» (Санкт-Петербург) и РОО Независимый Благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» (Москва). Обе эти организации оказывают помощь и транс* женщинам, и транс* мужчинам, при этом не предъявляют специальных требований для подтверждения гендерной идентичности, обе имеют опыт работы с транс* женщинами. К сожалению, ни один из этих кризисных центров не имеет шелтера. Из остальных КЦ, с которыми я пыталась связаться, я не получила ответа, что, на мой взгляд, может означать нежелание этих организаций работать с трансгендерными людьми.

Даже если КЦ / шелтеры готовы обслуживать транс* женщин, они редко имеют чётко прописанную политику транс* инклюзивности, поэтому транс* женщины не обращаются в них, опасаясь проявления трансфобии по отношению к себе.

Полная статья на сайте "Инсайта" http://insight-ukraine.com.ua/articles/item/169-yana-sitnikova-domashnee-nasilie-v-otnoshenii-transgendernyh-lyudey.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, никогда ещё мы не были так близки к провалу... На этот пост https://ru-cats.livejournal.com/28233153.html мы собрали всего 200р. Отчаяние. Я перезаказала Хиллс с промокодом, вышло даже на 1000р дешевле Но у нас нет и их. Сумма к сбору: 12 000р. Маре постоянно необходимы ...
Никакого фотошопа,программа называется  Paint! ...
Ну что ж, дорогие товарищи, соратники, коллеги и просто друзья...Победили тогда - ...
Все время забывал поделиться.Вот интересно: мне всегда с бодуна, если бодун ...
У Инкогнитова в телеге узрел прекрасную цитату из журнала "Армейский сборник" за 11-2023 В качестве тампонирующего, закрывающего и впитывающего элемента повязки могут использоваться: вата, женские прокладки, тампоны, носовые платки, памперсы.  Кончался второй год войны, в ...