Дом Пашкова или Тайны, легенды и загадки Ваганьковского холма
vladimirdar — 03.12.2016Всего 65 фото
Дом Пашкова занимает особое место в не только среди шедевров архитектуры нашей столицы, но и является, пожалуй, концентрированным средоточием тайн, легенд и загадок Старой Москвы. Это уникальное здание захватывает воображение. Мне оно представляется белым лебедем, что вот-вот взмахнет своими белоснежными крылами и грациозно взлетит в голубое безбрежное небо. Такое впечатление подчеркивается и самим расположением этой городской усадьбы на холмистом возвышении относительно Кремля. Она построена на Ваганьковском холме и всем своим существом вызывает в душе возвышенные и трепетные чувства. "Дом Пашкова" как будто противопоставляет себя мрачноватому и сердитому Кремлю, ощетинившемуся своими зубчатыми стенами и острыми башнями. В образе "Пашкова Дома" явно и громко слышится гимн просвещению, искусству и еще чему-то человеческому - его светлому и чистому естеству.
Ваганьковский холм, кроме всего прочего, является одним из самых загадочных мест Москвы. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной "Подземной Москвы", так щекочущих воображение. Здесь исследователи "поместили" самый главный вход в Подземную Москву, здесь возможно, находились казематы хранившие казну московских великих князей, именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора... и много чего другого.
Кроме того, а это любопытно, на балюстраде именно этого - "одного из самых красивых зданий в Москве" происходит действие одной из заключительных глав романа "Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой "судьба Мастера и Маргариты" и была "определена"...
В этом материале сделана попытка обобщить весь существующий материал, не только об истории Дома Пашкова, но и загадках, легендах и тайнах Ваганьковского холма. Обо всем этом и можно узнать, заглянув под кат. Добро пожаловать!)
Ваганьковский, а точнее Старо-Ваганьковский холм - очень древняя часть Старой Москвы, и когда-то являлся лишь ее пригородом, находившейся в границах сегоняшнего Кремля. Археологичекими исследованиями установлено, что именно здесь, близ урочища Ваганьково, у впадения реки Неглинки в Москву-реку возникло одно из первых славянских поселений, с которых началась история города. Здесь ранее были непроходимые леса, о чем говорит и название кремлевской башни - Боровицкая. Эта башня и "смотрит" через реку "Неглинку" в сторону Старо-Ваганьковского холма, поросшего хвойным лесом. Бор - преимущественно сосновый лес, произрастающий на сухих песчанных почвах, где встречается и береза и ель.
02.
{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}
Здесь, на Ваганьковском холме, в Старом Ваганькове, было построено около двенадцати церквей - это необычайно плотная застройка для такого небольшого участка земли. Повсюду здесь можно натолкнуться на старые древние захоронения. В свое время, на традиционных субботниках во дворе Пашкова дома сотрудники бывшей Ленинской библиотеки часто наталкивались на чьи-то древние останки и вызывали археологов для их изучения.
03.
Еще в 1508 г. на Старом Ваганькове был построен храм Благовещения Божией Матери, с пределом святителя Николая, по имени которого именуется он и сейчас. В 1514 г. он был возобновлен. В 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
04.
Во времена Ивана Грозного здесь располагался Опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища...
На этом же месте, после Опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне.
Первый из Романовых, царь Михаил Федорович, построил на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя - Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли отдал родственникам своей жены Стрешневым. Потом имение перешло к Нарышкиным, из рода которых была Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I.
05.
Михаил Федорович Романов
После ранней смерти царевны Прасковьи здание вернули сыну Меньшикова - Александру Александровичу. Дом поменял несколько хозяев, пока в нем не устроили Тургеневские богадельни, где размещали на жительство обнищавших стариков. Обветшавшие богадельни, портившие вид в самом парадном уголке Москвы, совершенно не устраивали городские власти и 1783 году московский генерал-губернатор Захар Григорьевич Чернышов передал участок на Ваганьковском холме в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову.
Непосредственно сам "Пашков дом" был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I (Петра Егоровича Пашкова), предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера. Некоторые приписывают авторство Матвею Казакову. Сегодняшние реставраторы придерживаются "баженовского" авторства.
06.
Первые простые су́етные мысли возникают у читателя при упоминании о первом хозяине Дома Пашкова - откуда такие деньги у капитан-поручика, хоть и лейб-гвардии Семеновского полка?) Однако, здесь же есть и свое объяснение - отец Петра Егоровича был личным денщиком Петра Первого. А "денщик" в императорском окружении - это вовсе не прислуга или мелкий обслуживающий персонал для тех времен. При лице Петра Великого одно время состояли денщики из дворян, и звание их приблизительно соответствовало флигель-адъютантскому. Так, что при императоре были неординарные доверенные люди, обладавшие талантами как администраторов, так и коммерсантов. Петр Егорович как раз родился в семье Егора Ивановича Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. Он выдвинулся на первые роли, причем не только при Петре, но и при его преемниках.
07.
Пашков Егор Иванович
При Анне Иоанновне Егор Иванович Пашков был уже астраханским губернатором, а потом и членом Военной Коллегии, высшего военного органа Российской империи, оставив сыну Петру приличное состояние и связи... Именно отсюда, из давних высоких связей с первым лицом государства и проистекают богатства Петра Егоровича - представителя дворянского рода Пашковых.
С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние. Винные откупы - система взимания косвенного налога, при которой государство отдаёт на откуп частным предпринимателям право торговли вином.
Во время губернаторства в Москве графа Захара Чернышёва Петр Егорович купил у его сестры, генеральши Племянниковой, участок на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля, где и выстроил свой «кремль одного человека» - "Пашков дом", оставшийся памятником его богатству и амбициям.
08.
По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве... Под страхом смерти опальный архитектор возвел красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. Говорят так же, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к Кремлю...
09.
Место здания важно и символически - Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на башни и постройки Кремля сверху вниз, а также наблюдать кремлевские Ивановскую и Соборную площади.
10.
11.
Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что восстановлением занимался Осип Бове. Конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.
...Когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженный увиденным, они преклонили колено, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С.Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограде дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
12.
После смерти Пашкова его наследники не пожелали жить в роскошном особняке, и он долгое время стоял в запустении. В 1839 году государство выкупило его для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея. В 1921 году из Дом Пашкова вывели музей, и в стенах здания зародилась знаменитая Ленинка - Публичная библиотека СССР имени В.И. Ленина, ныне - Российская государственная библиотека.
13.
14.
Следующий новый этап в жизни дома Пашкова начался в 1986 году - из-за строительства станции метро "Боровицкая" фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция здания продолжалась вплоть до 2007 года.
Некоторых исследователи считают, что в месте, где сейчас находится Дом Пашкова, очень давно были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских великих князей, где-то здесь же находились пыточные камеры времен Ивана Грозного, подвалы Опричного двора, проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль.Также считается, что именно здесь находился вход в легендарную Подземную Москву. Это одно из мест, где, возможно, скрыта таинственная Либерия Ивана IV - более известная как "Библиотека Ивана Грозного"... Но найти ее, якобы, невозможно из-за заклятия, наложенного еще Софьей Палеолог - страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, его сестра Софья, Анна Иоановна и многие другие охотники за кладами...
Известный легендарный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот – погребов, ходов, подвалов. Он считал, что это остатки Опричного двора. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья ему не удалось - древние ступени были на следующий день обрушены злоумышленниками и также был обрушен свод подземелья, которое предполагал обследовать Стеллецкий. Раскопки, "под угрозой обрушения", были прекращены. Вход в подземелья был тогда спешно забетонирован.
16.
Эти подземные галереи были обнаружены также при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена - «Библиотека им. В.И. Ленина». Строители вскрыли облицованный старинным кирпичом ход, но провести исследования археологам тогда не разрешили. Найденный вход был также быстро заложен.
17.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.
18.
Вид фасада Дома Пашкова со двора усадьбы
В 1980-х годах по заказу Московского центра археологических исследований были проведены детальные геофизические исследования, которые выявили в районе здания Пашкова дома странную геоаномалию и обнаружили уникальный археологический объект - "выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы" (нынешние реставраторы называют, правда, уже иные размеры - диаметр 5 метров, а глубину в 12-15 метров). Это уникальное подземное сооружение, как упоминают исследователи, возможно, представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им еще в 1970-х годах. Казалось, что еще немного - и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была тогда раскрыта...
19.
По последним, уже более достоверным сведениям, - во дворе Пашкова дома действительно существует белокаменный круглый "колодец" 15-метровой глубины, найденный археологами под слоем насыпного грунта. На дне колодца стоит вода. Уровень дна колодца неизвестен.
Это как раз он и есть.
20.
История русской архитектуры не знает аналогий этому сооружению. Датировка камня невозможна, а документы молчат. Возможно, это часть коммуникаций государева Ваганьковского двора XV или XVI века. Реставраторы восполнили утраты камня в стенах "колодца", так чтобы новая кладка отличалась от старой. В ствол " колодца "опущена винтовая лестница, а сверху устроен крытый зал в высоту прежней отметки грунта, с отдельным входом.
21.
Здесь предполагается устроить археологический музей. " Колодец " прячется на хозяйственном дворике, между внешней и внутренней оградами усадьбы, ближе к углу Знаменки и Староваганьковского переулка. Специалистами предполагается, что это не до конца изученное сооружение является гидротехническим подпором для фонтанов усадьбы - все не так загадочно)
Относительно недавно под Домом Пашкова был обнаружен так называемый "черный ящик", который сначала приняли за остаток древней стены метра полтора толщиной. Объединение "ФРОМ" обследовало "ящик" и специалисты пришли к выводу, что он делится на отсеки, предназначенные, видимо, для хранения ценностей. Правда, никаких кладов в этих тайниках не обнаружили.
22.
Ещё одна легенда о доме Пашкова носит "библиотечный" характер. Здесь якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый - если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти...)
Мастер и Маргарита
По всей видимости Михаил Булгаков и решил использовать это известное ему обстоятельство относительно Дома Пашкова, чтобы "раскрасить" финал своего романа. Кроме того, Мастер не случайно устроил сцену с Воландом и Азазелло на крыше Пашкова дома у его бельведера.
23.
В начале романа, на Патриарших, он представляется литераторам специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по черной магии и умирая попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его...
24.
"...На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
25.
Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг... Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату...".
26.
Воланд и Левий Матвей
Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно. Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле..."...
Архитектура
Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы собачьих голов.
У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, ...
27.
...другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
28.
29.
Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
30.
31.
32.
Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца.
34.
36.
В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи Флоры и Цереры, поставленные на базы колонн.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
54.
|
</> |