Должен ли блогер требовать гонорар за участие в пресс-туре?
puerrtto — 17.10.2014 Вот я абсолютно точно знаю, что все мало-мальски популярные блогеры постоянно сталкиваются с подобными вопросами и тема чрезвычайно актуальная. За семь лет ведения блога, я пережил несколько этапов становления, так сказать, понимания зачем я здесь и что от меня хотят окружающие:1. Заводишь блог и радуешься каждому новому читателю, первая сотня последователей - большой праздник, а малейшая критика непойми кого - удар судьбы, стресс. Читаешь более популярные блоги и думаешь, вот же круто, их везде приглашают, всякие пресс-туры, путешествия, реклама; они востребованы, не то что я.
2. Потом у вас несколько тысяч читателей и вас начинают узнавать. Первые, пока еще очень редкие обращения рекламодателей, первое в вашей жизни приглашение в пресс-тур. Куда пресс-тур? Да какое-то непонятное мероприятие в Челябинске, назовем его годовщиной создания ООО "Темпстройсистема". Неважно, что вы полный ноль в строительстве и вообще не понимаете зачем вы туда едете, беря три дня выходных за свой счет. Главное вы ВОСТРЕБОВАНЫ, ура-ура. Вам оплатили билеты на самолет в Челябинск и гостиницу. Еще и обед в заводской столовке. Боже, да я король, я на вершине мира.
3. У вас уже не тысячи читателей, а десятки тысяч и вы вдоволь наездились по пресс-турам. Вы берете в руки калькулятор и считате, какую пользу лично вам эти условные 50 пресс-туров принесли? Реально интересных было от силы четверть, остальные какая-то ерунда. Да, вам оплачивали авиабилеты и проживание. И затем вы к 9.00 утра как штык торчали в кабинете какого-нибудь начальника, который группе таких же блогеров и журналистов впаривал о том, что полученные ими от государства деньги пойдут на строительство
4. Меж тем, ваша популярность постепенно растет и количество приглашений на те, или иные мероприятия - тоже растет. Пока готовились к сочинской олимпиаде, меня приглашали несколько раз в Сочи. Не ездил ни разу. А зачем? Чтобы потусить в компании таких же блогеров и послушать очередного чиновника про "целевое" расходование средств? И ведь вы не думайте, что вам кто-то позволит написать правду, как оно есть. Вы частенько еще и будете отсылать им готовые тексты для проверки и только после одобрения публиковать в блоге.
5. И вот наступает в вашей блогерской судьбе новый этап. Вы научились считать деньги и ценить личное время. Кроме того, вы научились уважать своих читателей и не пичкать их откровенным "мусором". Вы стали разборчивы в "связях" и поездка ради поездки вас давно не интересует. Организаторы пресс-тура стараются по цене вашего авиабилета охватить вашу аудиторию, это они разумно посчитали, а вы, по их мнению, будете в знак благодарности за выданный "бейджик" с вашим именем прыгать и делать репортажи. Щас! Между прочим, приглашаемые журналисты едут в пресс-тур как на работу, им за это их издание платит гонорары и командировочные. А блогеры почему-то ездят как правило бесплатно и за спасибо. Что за нелепая практика сложилась?
6. С моей точки зрения, заказ на освещение того, или иного коммерческого события - это работа. Вы тратите личное время на их мероприятие. Они искренне хотят подкупить меня очередным бесплатным авиабилетом? Или бейджиком "Mr.Alexander Lapshin - expert", который польстит самолюбию? Кроме того, с этими поездками постоянно что-то забываю в гостиницах: то зарядник от телефона, то зубную щетку.
7. Отдельная тема - приглашения на телепередачи и на радио. Бывает, пишут, мол, приглашаем вас рассказать о ваших путешествиях в передаче "Доброе утро". Прекрасно. Гонорар? Нет, вы что, это же вам самому выгодно! Интересно, чем мне выгодна аудитория домохозяек, которая вовсе не читает блоги? И ради этого мне к ним ехать в 7.30 утра? А вот недавно звали на "Пусть говорят" у Малахова, чтобы я рассказал о поездке на Украину (см. "Украина, которую мы потеряли"). Передача безусловно чернушная, аудитория соответствующая. Гонорар даже не обсуждается, насчет оплаты билетов они еще подумают. Послал их к такой-то матери. Что за люди? :)
8. И взял я за правило: если лично мне тематика мероприятия не очень интересна - я рассматриваю поездку как работу. Логично, не правда ли? А раз это работа, то она должна оплачиваться. Поэтому, с некоторых пор завел практику требовать оплату за те, или иные пресс-туры и мероприятия. Реакция организаторов бывает разной, примерно так:
-50% делают квадратные глаза "Платить за участие в пресс-туре? Вам мало того, что мы вам билеты оплачиваем?? Да у нас очередь из желающих поехать, они не такие привереды, как вы". Потом, кстати, встречаешь во Френдленте описание той поездки, от которой вы отказались, а кто-то поехал. И вы думаете "Мне бы столько свободного времени как у него/у неё, чтобы взамен на билет выбрасывать кучу времени и сил на унылую поездку".
-30% просят тайм-аут посоветоваться с начальством и исчезают со связи.
-20% абсолютно адекватно воспринимают пожелание оплатить труд блогера и разговор переходит в предметное русло.
p.s
Пока писал этот текст, мне пришло очередное приглашение на мероприятие: "Уважаемый Алексей (хоть бы имя правильно написали), наша компания Абевегедейка проводит презентацию новой продукции, которая пройдет тогда-то в выставочном комплексе ВДНХ, хотели бы вас пригласить для освещения". Пишу им в ответ, что звучит интересно, а что с гонораром? Ответ поражает: "Гонорар? За ЧТО?". Как за что? Они искренне считают, что я сейчас все брошу и полечу в Москву за свой счет, чтобы освещать непонятную выставку каких-то запчастей для автомобиля?
|
</> |