Долгая счастливая жизнь (1966)

топ 100 блогов drugoe_kino02.06.2016 «И ведь отказываешься не только от красавицы, которая сдуру к тебе прибежала вместе с тепло укутанной смешной дочерью, — отказываешься от всего сразу, от долгой счастливой жизни вообще. Ее никогда теперь не будет. Что-то будет, и даже вполне приличное, а долгой счастливой жизни — нет.»
            Д.Быков, «Прыг-скок, обвалился потолок», «Новая газета», 9.11.2012г.
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
            Д.Быков, передача «Один» от 19.02.2016г.

dolgaja.schastlivaja.zhizn. коллаж 1

    Мне кажется, что вопрос о Геннадии Шпаликове в передаче Д.Быкова прозвучал в связи со сборником статей "Советский пациент", в который я включил опубликованные в этом сообществе посты о фильмах, посвященных «шестидесятникам», начиная с «Девять дней одного года» 1962 года и заканчивая «Полетами во сне и наяву» 1982 года.

«Советский пациент»

    Фильм Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» имел полное право быть упомянутым в нем. Причина, по которой я это не сделал раньше – слабая режиссура фильма. Причина, по которой я это делаю сейчас – важность фильма для понимания природы «оттепели» и феномена «шестидесятников».

    Однажды однокурсник рассказал мне о девушке, с которой он познакомился на дискотеке в одном из университетских общежитий. Он уговорил меня пойти с ним, чтобы встретится с ней снова. Дверь нам открыла девушка в домашнем халате. Приятель назвал имя и спросил, можно ли ее увидеть. Девушка смущенно ответила, что можно. Она впустила нас в комнату, села напротив, и мы так провели несколько минут, пока приятель не спросил, когда же можно будет увидеть ее соседку. Тут то и выяснилось, что она была той самой девушкой, с которой он познакомился на дискотеке. Я, как и Шпаликов в фильме, не стал упоминать о том, что однокурсник любил выпить. В результате вся история свелась к анекдоту «Я столько не выпью».

    Пост о фильмах про «оттепель» 66-го года выпуска начинается с цитаты из «Сталкера»: "Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там за горизонтом. А теперь будущее слилось с настоящим." Ночь безудержного веселья прошла, наступило утро с болезненным похмельем. Быков говорит о влиянии Ренуара и Виго на режиссерскую манеру Шпаликова, хотя здесь неприкрытое цитирование «Ночи» Антониони. Долгая счастливая жизнь (1966) La Notte. 2И даже крупные планы Инны Гулаи напоминают Монику Витти и Жанну Моро. Остается только вопрос о том, какое протрезвление имел в виду автор. Недавно отмечали 50-летие процесса Синявского-Даниэля. Вот это протрезвление подразумевает Шпаликов. Период романтического ухаживания закончился. Пришло время семейной рутины с ее грузом ответственности. И оказалось, что многие «женихи» к этому не готовы. Они хотят по-прежнему петь под гитару у костра и «чушь прекрасную нести».
    Рефреном звучат со сцены диалоги из «Вишневого сада».
Долгая счастливая жизнь (1966) dolgaja.schastlivaja.zhizn. 8



- Фирс, если продадут имение, куда ты пойдешь?
- Куда прикажете, туда и пойду.







    О «пустотцветах» типа героя Лаврова писал Вампилов в «Утиной охоте» (1968) и снимал фильм «Полеты во сне и наяву» (1982) Балоян. Фильм Рязанова «Ирония судьбы» (1975) о таком же картонном Ланселоте, только, в отличие от Вампилова и Балояна, режиссер умиляется его «спонтанностью». В "Иронии" встречаются герои двух снятых в 1966 году фильмов – герой Белявского из «Июльского дождя» (Ипполит) и герой Лаврова из «Долгой счастливой жизни» (Лукашин).

    В фильме Киры Муратовой "Короткие встречи" (1967) герой Высоцкого тоже геолог, не желающий остепениться. Но при всей похожести ситуации речь здесь идет о другом. Героиня Муратовой предлагает ему принять действительность такой, какая она есть. И в этом смысле у него больше общего с героем Янковского в «Том самом Мюнхгаузене». Он, как и барон, не готов смириться со своей участью, но, в отличие от него, просто бежит от нее в таежные дебри.

    Следующий герой Шпаликова в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971) "умеет жить", поэтому не задумываясь предает друга и коллег, меняя карьеру ученого на должность врача при посольстве в Швеции. Но цена, заплаченная им за предательство идеалов юности, оказывается ему не по карману.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Перед посадкой за новогодний стол, Матриарх внимательно изучила меню и заявила: -Скучный какой-то стол получается! Без "изюминки"! Дочь тут же нырнула в мутную виртуальную бездну инета и вынырнула с рецептом салата под актуальным названием ...
В Мариуполь Поросенко направил танковый резерв командования и все подразделения морпехов Укропии. Тарута из Марика сбежал "Подразделения ВСУ полностью отошли от Иловайска, тем самым оголив тылы группировки карательных батальонов штурмовавших Иловайск. Украинская артиллерия была разбит ...
Вот знаю я теперь, зачем в детективах герой-сыщик в финале собирает участников дела и рассказывает им, как, что и когда он выяснил. Это чтобы донести до читателя мысль "нет, блин, я не дебил и догадался обо всем не на прошлой странице, а вовсе даже во второй главе; и если ты отлистаешь наз ...
Премьер-министр Медведев грозно потребовал от Рогозина призвать к ответственности виновных в неудачном запуске с космодрома Восточный на прошлой неделе. Теперь будут искать стрелочника с окладом 10 тысяч рублей… Найдут… «Нужно представить предложения и о том, как ситуацию ...