Добрые и злые. По поводу одной публикации

топ 100 блогов valery_kichin28.07.2010

Один человек, Владимир Познер,  высказал мнение. Которое, кстати, не содержит ничего нового: примерно в тот же духе недавно высказался на страницах “Российской газеты” Андрей Кончаловский. Оба привели сравнительные данные о развитии стран, где преобладающей религией является протестантизм (они в своем развитии оказались лидерами), католичество (заметное отставание) и православие (сопротивляются любому прогрессу и потому катастрофически отстают).

Эти данные общеизвестны. И есть два варианта:

1. Их как бы не замечать, считая себя правыми несмотря ни на какие факты, или

2. Принять факты во внимание, их осмыслить, имея мужество признать даже самые болезненные заблуждения, если они таким роковым образом отражаются на развитии твоей родины.

Два известных, уважаемых, авторитетных человека оказались достаточно смелыми, чтобы этот судьбоносный для России вопрос поставить на всеобщее обсуждение. Один – атеист, другой – верующий. Но оба обратили наше внимание на эту закономерность.

Кончаловский, по-моему, крайне рассчитывает на конструктивное обсуждение волнующей его темы. Он собирается ее продолжить на страницах “РГ”.

Познер высказал свое мнение в интервью провинциальному журналу и не видит в этом ничего из ряда вон выходящего: он никогда не скрывал своего отношения к православию. Как не скрывают примерно такое же отношение миллионы людей - в отличие от Владимира Познера родившиеся и воспитанные в атеистической России, но тоже встревоженные ее дрейфом в печальной памяти прошлое.

Оба деятеля культуры хотели привлечь внимание к гипотетическим причинам хронического отставания России, ее нежелания думать (“слишком умный!” – эти слова, которые во всем мире комплимент, у нас стали злобной поговоркой).  Ее неспособности к тому динамическому развитию, какое характерно для более успешных стран. Оба никак не имели в виду обидеть верующих. Вера – дело сугубо личное, а они говорили о проблемах общества в целом.

Реакция на эти высказывания неодинакова.

На статью Кончаловского отклики в основном не агрессивны.

В ответ на слова Познера поднялся настоящий вой. Этот вой косвенно подтверждает его правоту: агрессивность стала опознавательным знаком нашего мира, и чем больше территорий отвоевывает в общественном сознании церковь, тем агрессивнее становится общество.

Оппоненты Кончаловского достаточно уважительны. Цитировать оппонентов Познера не стану: это поток оскорблений.

Что, разница обусловлена фамилиями? К нашему позору, во многом – да. Об этом впрямую говорят хотя бы комменты в блоге, о котором я сейчас скажу.

Был такой еще недавно очень хороший журналист. Несомненно талантливый. И человек был хороший, насколько я помню Дмитрия Соколова-Митрича по совместной работе в "Известиях”.

Набредя на блог старого знакомца и коллеги в ЖЖ, я стал его регулярно читать – хотя, признаюсь, лет на десять творчество Митрича выпало из сферы моего внимания.

И вот стал читать снова. Митрич по-прежнему талантлив, даже стал давать мастер-классы. Правда, удивила его навязчивая неприязнь к… “Сапсану” – скоростному поезду, который путь до Питера преодолевает за 4 часа. Гневные статьи по этому поводу напоминали сетования героинь Островского про людей с песьими головами. Примерно так же реагировал на первые поезда до Петербурга и обыватель лапотной царской России: сущий диавол огненный!

Конечно, странно, когда  в XXI веке журналист обрушивается на поезд только потому, что тот идет бесшумно и быстро, и тем создает опасность для людей, привыкших переходить “железку” где им вздумается. Такая опасность существует в любой стране мира – но там просто не переходят железнодорожные пути где попало. Другое сознание.

И вот вместо того, чтобы пытаться воздействовать на сознание, журналист обрушился на поезд. Он вполне разделяет, судя по праведному гневу, агрессию по отношению к “Сапсану”, а о людях, которые кидают в окна вагонов бутылки, пишет едва ли не сочувственно.

Откуда такая ненависть к техническому прогрессу? – удивлялся я.

Я просто не знал, что умный, думающий, современный журналист, которого я знал, уже так далеко зашел в своем дрейфе. Что он перестал быть думающим и современным.

И вот теперь в “Известиях” он дает отповедь Познеру, каким-то боком присобачив эту тему к американскому фильму “Мне бы в небо”, который журналист случайно посмотрел.

Отповедь почти неправдоподобна в уверенности журналиста в своем праве одергивать человека много старше и умнее себя. Человека, который, хоть и рожден в Америке, но сделал для интеллектуального и общественного развития России несоизмеримо больше, чем его самоуверенный оппонент.

Попутно Митрич дает прикурить всему нашему кино, выговаривая ему за авторское высокомерие.  Это звучит особенно забавно на фоне непревзойденного высокомерия его статьи.

Попутно он упрекает культурную элиту страны в отсутствии любви к своему народу. Это тоже интересно. Тот, прежний Соколов-Митрич, помнится, прекрасно знал, что “народом” обычно клялись советские партийные демагоги. А на самом деле “народ” – это и Пушкин и Аракчеев, это и Горбачев и Макашов, это “красные” и “белые”, это демократы и монархисты, это прогрессисты и реакционеры, это верующие и атеисты. То есть люди разных, часто полярных убеждений и моральных установок. Даже убийцы и их жертвы – это все народ. Нельзя одновременно любить Россию Пушкина и Дантеса, Софронова и Пастернака, Сталина и Ельцина, Немцова и Жириновского. Россия - разная, и чувства, которые она вызывает, - разные.

Как, впрочем, и Америка, и Франция, и любая другая страна.

Воспев Джорджа Клуни как “действующего философа”, Митрич позавидовал способности американцев любить свою страну. А они ее любят за то самое свойство, отсутствие которого демонстрирует статья Митрича, – терпимость. Хотя была и Америка Ку-Клукс-Клана, и она заслуживала только ненависти, и эту ненависть вызывала у всех думающих американцев.

Отвоеванная Америкой терпимость к белым и черным, желтым, “розовым” и "голубым”, к протестантам и атеистам, и даже к тем, кто “понаехали тут”: welcome to America! – это все и сообщает ей чувство большой семьи, которого в России, увы, нет. И это тоже стало одним из мотивов высказывания Владимира Познера.

Познер высказал сожаление о том, что Россия нетерпима. И высказал известную гипотезу относительно причин этой нетерпимости.

Россия Митричей убедительно подтвердила это свое качество – нетерпимость. Поэтому, нарушая правило не критиковать коллег, высказываюсь от себя и от той России, с которой я согласен.

Митрич закончил свое эссе выводом: американский фильм – добрый, а слова Познера – злые.

И даже не  счел нужным в своем блоге убрать откровенные призывы к физическому устранению телеведущего и забанить их авторов как провокаторов. Добрый Митрич , вольно или необдуманно, стал распространителем той крайне злобной агрессии, за которую у нас по идее судят.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
17:45. Сумерки. Выезжаю из двора и резко по тормозам, потому что это едет без габаритов и ближнего света. Пропустила и еду за ним. Через пару километров не снизив скорость ни на йоту, задавил собаку в ошейнике и поехал дальше. Наверное всегда так делает... За рулем старик. Не знаю, ...
Я сегодня писал , что осужденную на пять лет Евгению Васильеву вчера видели гуляющей по Москве. Возможно это и не мистика. Известный адвокат Оксана Михалкина рассказала РЕН ТВ, почему такое могло произойти. Звучит невероятно, но оказывается существует такой бизнес - заменять состоятельных ...
Тарас Романчук. 27-летний украинский футболист Тарас Романчук получил в 2018 году польское гражданство, играет в чемпионате Польши за команду «Ягеллония» (Белосток) и провел один матч за польскую сборную. В принципе у украинских фашистов не должно быть претензий к Романчуку. Ну не в ...
...
В свое время записывал за детьми, что они говорят и делают. Получилась целая летопись, на мой взгляд довольно забавная. 2004. У старшей вчера выпал очередной молочный зуб. Как и положено, по обычаю он был спрятан под подушку с тем, чтобы ночью мышка обменяла его на подарочек. Но ...