"Добрая-добрая!" или Прощание со старухами
machasgracias — 19.09.2010Замечаете, как вымирает добрый патриархальный сорт нищих: приживалки, кликуши, убогие, вечные паломники?..
Где нынче увидишь старушонку, вроде той, что скачет вокруг Белотеловой?
Обыденность всякого древнерусского города непременно расцвечивали блаженные: провоцирующие, обличающие...
В позднем Средневековье появляются феноменальные немецкие купцы, юродствующие в русской провинции. Загадка, да. Но очевидно то, что у них тоже была железная воля, как у Пекторалиса.
Позже, и синодальная протокольность 18-19 вв. разбавлялась странниками и городскими сумасшедшими (это покуда к 1900-м не пришли гипнотизеры).
Советское время принесло множество сокровенных подвижников, а вместе с ними "божественных" бродяг: как безобидных странников, так и туне ядущих пройдох.
Эти вечные паломники всегда шли/ехали откуда-то - чаще из Почаева.
Всегда ехали куда-то - чаще в Печоры, на спасительную ажидацию…
Старушки в плюшевых зипунах, с засаленными четками из черного сутажа, с мешочками для просфор, с раскрашенными фотокарточками Почаевской Богородицы. Мужики в линялых поясках "Живые помочи". Они паслись около лаврской трапезной, прибивались к монастырским кочегаркам...
Застала еще странников-духовидцев, живущих в землянках, которые не прикасались к деньгам и паспортам и рассуждали о том, что синодальный перевод Библии неправильный, что там не хватает самых важных книг. И что скоро "Москва будет водицей, а Касимов - столицей"...
Также на моей памяти лет 20 назад многие верующие стремились повидаться с Любушкой. Отвечала она непонятно, но все уезжали от нее успокоенными.
Во Владимире при Успенском соборе тогда же живал Божий человек Георгий.
Говорил, как водится, невнятно и странно.
Но был опрятен, не сквернословил, вещал с любовью, чем ее же и снискал.
В Твери еще недавно творил чудный Степаныч (вечная ему память).
А в 1995 один мужичок полз по обету на коленях от Дивеева до Лавры. Не раз видела его на обочине: лохмотья-наколенники, небольшая тележка.
Нашла в сети его фотографию.
Где они, где бабки-Маранафки? Кто же знал, что они так хрупки, эти маргиналы из "божественных"?
Нет их. Исчезла фактура.
Есть только страшилища, урбанические гаргульи на папертях.
Смотрю на помятые рыла попрошаек у Всехсвятской на Соколе: годы идут, и рыла все страшнее.
Колдуньи деревенские - и те газет начитались или тронулись телевизионной плесенью.
Вот мой друг рассказывал о встрече с заурядной поселковой колдуньей. Да, масштаб уже не тот...
Даже церковные бабки при подсвечниках скоро переведутся (ведь мы хотели этого, правда?)
По моим наблюдениям, всплеск преступности в 90-х и замена паспортов решительно подкосили последних партизан. (А знамя подхватили чужаки: молодые, нахальные и недостойные).
А еще больше потому, что вымерло крестьянство; а именно оно, в основном, давало таких, как и Миша-Самуил Переславский.
Как наша бабка Маранафка, природная, землистая старуха.
С замиранием почвенного духа уходит и странничество, и юродство: ведь миф, как и дерево - из земли идет.
|
</> |