Джеймс Мориарти. Часть вторая: "Назовём его демоном..."

топ 100 блогов sherlock_series04.04.2012 Тут в комментариях к первой части поступило предложение меньше упираться в «матанализ» и больше – в личные впечатления и понимания.  В сущности, «нет препятствий патриотам», поскольку, так сказать, мат. аппарат я заявила, дальше можно и поразвлечься.  Ещё раз напоминаю: всё, далее сказанное, является плодом моих бредовых фантазий наблюдений и размышлений, основанных на фактах, показанных нам авторами сериала, и некотором объёме личных знаний и опыта, но, ни коим образом, не претендует на истину в последней инстанции. Да и вообще – на истину.:-)



Но, прежде чем переходить к впечатлениям и пониманиям событий, показанных нам в сериале, я ещё немного педагогически пофантазирую о гипотетических детстве и отрочестве Джима Мориарти. Просто потому, что оно мне понадобиться потом, при изложении этих самых впечатлений.

Итак, мы остановились на том, что у нас есть мальчик, испытавший с раннего детства крайне неблагоприятное влияние среды (прежде всего – семьи и «окрестностей»), которое привело к формированию у него некоего инстинктивного отрицания существования в его личной Вселенной таких категорий как любовь, дружба, симпатия, привязанность, не безразличность, со-общность. В общем, всего того, что побуждает человека, так или иначе, учитывать интересы и потребности ближнего без участия подкупа и пистолета. При этом сей несчастный (никакой иронии!) ребёнок обладал, несомненно, незаурядными интеллектуальными способностями и, что очень важно, высокой степенью потребности во «внешней реакции» на него окружающих.  Мы уже дебатировали вопрос акцентуации характера Шерлока , теперь придётся вставить пять копеек о предполагаемой акцентуации Джеймса. Потому, что вопрос принципиальной потребности в отреагировании внешним окружением тут архиважен. Без него не было бы потребности в «принятии и признании» не как частного случая реакции конкретных, по той или иной причине значимых, лиц, а как о некоей принципиальной, всеобъемлющей, базовой потребности. А без этой потребности не было бы, в условиях утраты принципиальной «веры» в близкие эмоциональные отношения, стремления, таки, «отношатся» с окружающим миром людей. Так что я думаю, принципиально, Джим – истероидный тип. Т.е. тип личности, эгоцентричной, но при этом и весьма ориентированной на внимание, оценивание, отреагирование со стороны окружающих. В достижении каковых, надо заметить, истероиды проявляют чудеса упорства и изобретательности. Они инициативны, коммуникативны и, вообще, что называется, «обладают активной жизненной позицией».  Так что там, где маленький шизоид, даже – экстравертированный, не встретив «положительной» реакции окружения (или не сочтя таковую «положительной»), более-менее печально пожмёт плечами и удалится до лучших времён в  Mind Palace, маленький истероид начнёт изыскивать пути получить, таки, то, в чём жизненно нуждается. И не важно, что он уже не особенно верит в «любовь» ближних, вполне достаточно, что бы его ВИДЕЛИ, что бы он был, что называется, «в фокусе».  Ему это действительно жизненно необходимо, потому, что он, как бэ, не очень сам себя «наблюдает реальным» без наблюдения себя же в отражении окружающих глаз.  И, естественно, в поиске этих путей он будет опираться на те таланты, которыми обладает. А обладает истероид исключительным чутьём на эмоциональные реакции окружающих. Он, в этом смысле, подобен актёру, который, стоя на сцене, буквально кожей чувствует реакцию зала, его настрой, его потребности, и способен по малейшим признакам мгновенно установит, какие слова, действия, ситуации, впечатления найдут «отклик у публики», и каким именно будет этот отклик. Думаю, азам манипуляции ближними Джим начал учиться с самого раннего возраста, но самое интересное наступило тогда, когда он вошёл в отроческий возраст.
И вот почему: мы говорим о мальчике, который уже не «верит» в просто «хорошее отношение» к нему, но, несомненно, из опыта и наблюдений, верит в силу таких рычагов как влияние, авторитет, доминирование, власть. Был ли Джим «влиятелен» и «популярен» среди сверстников и взрослых в возрасте младшей школы? Не думаю. И вот почему: в этом возрасте для установления прочных личных отношений у детей решающим фактором является инстинктивное чувство симпатии, близости, общности. Да, то самое, в которое Джим «не верит» и которое, соответственно, сам так же инстинктивно не проявляет. Так что для сверстников он был не столько «странным», как Шерлок, сколько – отчуждённым и холодным. К такому как-то не хочется «прижаться» даже не потому, что он «странно» реагирует, а потому, что не чувствуется возможности реакции вообще. Не «странный щенок», а «дохлый щенок». Так что, думаю, основным тоном отношения сверстников к Джиму Мориарти лет в 10 было инстинктивное отчуждение. Сопровождалось ли оно целенаправленной и систематической агрессией? Вполне возможно. Просто потому, что дети не могут рационализировать свои интуитивные эмоциональные ощущения и не могут сказать «Я не хочу дружить с Джимом потому, что он отстранён и холоден, я не чувствую, что я ему не безразличен сам по себе». Они просто скажут «Я не хочу дружить с Джимом потому, что он плохой… злой… дурацкий…» - и ожидать после этого «хорошего отношения» не приходится. Так что я, скорее всего, могу представить себе Джима Мориарти лет в 10 таким «ненужным мальчиком с задней парты», не столько «гонимым», сколько просто не принимаемым в круг активных отношений и событий. А это-то для истероида – «нож в сердце». Так что, думаю, периодически «ненужный мальчик», не обременённый заботой о завоевании «любви» ближних, мог проявлять агрессию. Отчасти – как средство привлечения, таки, внимания, отчасти – как «клапан сброса пара», что бы освободиться на время от напряжения, вызванного расхождением между потребным и наличным.
Ну, а взрослые… с ними, казалось бы, Джим мог бы поладить.  Ведь именно маленькие истероиды – самые старательные и пылкие «подлизы» (не в ругательном смысле, а в смысле очевидного стремления к вниманию и одобрению взрослых). Но у взрослых есть свои «сны» о «хорошем ребёнке», в которые точно не входит та самая эмоциональная прохладность. «Хороший ребёнок» должен искать «любви», а не расчётливо зарабатывать «пятёрки». Мальчик 10 лет, проявляющий в отношения с взрослыми «деловую хватку», вызывает скорее настороженность, чем симпатию. Так что оценки хорошие Джиму, возможно, и ставили, а вот в «фокус внимания» впускали ровно на столько, сколько было объективно нужно для каждой «рабочей» ситуации. Думаю, именно в этот период Джим окончательно утвердился в мысли, что никаких «простых человеческих» отношений на самом деле нет. Просто потому, что дети не воспринимают эти самые отношения как абстрактные категории, а фиксируют их «реальное» наличие или отсутствие в своём субъективном Мироздании. И получается замкнутый порочный круг: мальчик, не «верящий» в «просто любовь/симпатию/принятие» не вызывает у окружающих стремления эти самые «просто» проявить на его счёт, а отсутствие этих проявлений ещё больше укрепляет его в убеждении, что «Здесь рыбы нет!».

Но потом наступила волшебная перемена. Наступило отрочество, время, когда мальчики и девочки начинают постигать науку сложных социальных связей и отношений, в которой личностные связи перестают быть самоценным явлением, а становятся ещё и средством достижения неких сторонних целей.  То есть Петя, который ещё вчера дружил с Васей, потому, что Вася ему «нравится», но не дружил с Ваней, потому, что Ваня ему «не нравится», вдруг замечает, что, хотя Ваня ему, вообще-то, по прежнему не особо нравится, но зато он «нравится» классной руководительнице … «крутому парню» Севе… симпатичной девочке Маше… а ещё ему родители дают много денег, и он всех водит в кино. Начинаются «дружбы» в политических целях, «за» и «против», «дружбы» из прагматических соображений. В общем, в этот момент Джим Мориарти вдруг обнаруживает, что ему совсем не обязательно самому «любить» окружающих, и совсем не обязательно, что бы они его «любили», что бы, таки, получить, и – с избытком, то внимание, принятие, влияние, власть, которых он так жаждет. Достаточно просто правильно жать на правильные «кнопки». А уж чего-чего, а знания «кнопок» он за прошедшие годы накопил… отсюда - и до горизонта. При этом он совершенно не ограничен «личными отношениями» к носителям «кнопок», изрядно натренировал изобретательность и упорство в достижении цели,  а так же накопил ба-а-альшой запас злости на весь этот неблагодарный и непокорный «зрительный зал», который так долго не желал ему рукоплескать.

«Слышите ли вы меня, бандерлоги?!»

И вот тут я с чистой совестью перехожу к событиям «заявленным» в сериале. К Карлу Пауэрсу, «хорошему мальчику со слабым инстинктом самосохранения». Потому, что, на самом деле, лично мне не столь интересен повод для его убийства, декларированный самим Мориарти post factum. Просто потому, что и до, и после Карла были люди, «смеявшиеся» над Джимом. Так что либо Джим что-то крупно не договаривает именно про Карла, либо всё было проще: он убил Карла просто потому, что СМОГ.  И это убийство стало для него Рубиконом. До которого он, безусловно, успел изрядно попортить нервы и жизнь массе людей, но до воплощения тезиса «нет человека – нет проблемы» не доходил.  А на Карле – дошёл. «С лёгкостью неизъяснимой…» И, в сущности, на месте Карла мог быть кто угодно, буквально. Мэри, отказавшаяся пойти на танцы, или мистер Джонс, не поставивший нужной отметки. Имя жертвы не важно. Жертва вообще не важна. Важна готовность убийцы. И, судя по тому, что столько лет Джеймс помнил об этом эпизоде (и даже добыл и хранил классический «трофей») – для него это действительно был Рубикон. «Первая кровь», вкус которой не забудется, потому, что именно он изменил тебя. Окончательно и безвозвратно.

Но самое …занимательное для меня в истории смерти Карла Пауэрса – даже не это. Мне интересно, а сколько ещё Джеймс Мориарти убил своими руками прежде, чем до него дошло, что не это – самый цимес? Потому, что тем Великим Мориарти, который становится антагонистом Великого Холмса, он становится тогда, когда понимает: убивать чужими руками – это не только умнее, безопаснее, выгоднее всего. Это и есть – настоящая ВЛАСТЬ. Власть подобная власти Бога. Потому, что убивая собственной рукой, ты отнимаешь одну жизнь, а СОВРАТИВ кого-то на путь убийцы, ты отнимаешь две жизни. И одну бессмертную душу – в придачу.

Вот с этого момента и начинается история «Гения Зла», очередного земного воплощения Азазеля. Убийцы и соблазнителя, но, прежде всего – СОВРАТИТЕЛЯ к убийству и соблазну.

И тут миру снова оказывается нужен Архистратиг Михаил…

Ну вот,klavdiaivanovna, я и выгребла к теме «Ангелы и Демоны».:-)

На сегодня – всё.:-)

Тo be continued.:-)



Свидетель.

Я в глазах у себя затаил

Отраженье сокровищ чужих,

Красоту позабытых могил

И другим недосказанный стих.

Николай Гумилёв.

             

Альтеклер Хальпен был очень неприметным человеком. Того требовало его ремесло, но не оно было тому причиной. Род занятий лишь позволил Хальпену отточить и довести до совершенства   великое искусство быть одним из многих, то есть, в сущности, не быть никем. Задатки этого мастерства сложились как-то сами собой в годы детства и отрочества, чему в немалой степени способствовала обстановка, окружавшая тогда Альтеклера.

 Младший ребёнок в большой семье, хилый последыш в стае из шести крикливых и кусачих "щенков", как любил именовать своих многочисленных отпрысков Хальпен-старший, он мало видел в своей жизни тепла, участия и ласки. Его братья и сёстры хотя бы в самой малой степени, но были согреты и осияны  любящим сердцем их матери, он же лежал в старой деревянной колыбели одиноко и безмолвно. Одиноко, потому, что  его мать, женщина слабого здоровья и хрупкого телосложения, рождением седьмого ребёнка исчерпала  данный ей невеликий запас жизненных сил, и скончалась прежде, чем хмурая повитуха добилась, таки, первого слабого крика от маленького сизого тельца, уже носившего древнее громкое имя - Альтеклер.

Впрочем, это событие не удивило никого: ещё только узнав о предстоящих родах, все жители небольшого городка, где обитало семейство Хальпен, уже поставили аккуратный крестик на тихой и печальной жизни маленькой, всегда безмолвной и почти бесшумной, как сумеречная тень, госпожи Ансеис. И менее всего сомневалась в этом приговоре сама приговорённая. Может, именно потому и взяла с мужа торжественную клятву, что он не отдаст на волю случая жизнь ребёнка, какой бы слабой она не была, что употребит все доступные ему средства, что бы выходить дитя, которое ей самой ни вскормить, ни приласкать. Чувствуя приближение смерти, Ансеис Хальпен сделала всё, что могла, для своего седьмого и последнего ребёнка, и умерла тихо и легко, словно прилегла отдохнуть после долгого и тяжёлого дня. А Альтеклер, хотя и был так слаб, что Хальпен-старший даже задержал похороны жены, рассчитывая положить в один гроб и мать, и дитя, жил. Едва дыша, почти не открывая глаз, без звука, без движения - но жил, и изумлённый отец махнул рукой, приказывая слугам заколотить гроб, а, заодно, позвать кухарку, у которой недавно родила то ли дочь, то ли племянница. Пришедшая через час розовощёкая молодуха, полная сил и первородного живого тепла, поохала над крохотным бледным комочком и пристроила его на своей пышной груди. Так, с молоком молодой крестьянки, с жаром её цветущего тела, в Альтеклера по капле начала входить жизнь. Отец, выполнил свою клятву, что, к слову, почти ничего ему ни стоило, но в его душе раз и навсегда поселилось глухое и неистребимое отвращение к младшему сыну. По-своему, очень по-своему, но он любил жену, и не мог простить Альтеклеру того, что тот, пусть и невольно, стал причиной гибели  своей матери. А более всего Альтеклер был повинен в том, что ежечасно напоминал Хальпену-старшему о том, что будь у него чуть больше сдержанности и терпения по части супружеских утех, и, как знать, вполне возможно, что Ансеис здравствовала бы и по сей день. Памятуя о данном обещании, отец заботился о сыне, ведомый когда - стыдом, когда - и жалостью, но неизменно было в этой заботе что-то натянутое, горько-досадливое, точно не родное дитя растил, а платил долг, сделанный  давно и крайне не кстати.

Так Альтеклер с младенческих лет познал горькую истину: далеко не всегда жалость рождает любовь. Жалели его многие, а вот любить...любить - не любил никто. Поэтому и рос мальчик с колыбели безмолвным, знал, что никто лишний раз не придет на его зов, а если и придёт, то только для того, что бы тут же уйти, убедившись, что ребёнок сух и не голоден. Даже добродушная кормилица, поначалу почувствовавшая что-то вроде нежности к тихому заморышу, вскоре заразилась всеобщим отчуждением и стала уделять Альтеклеру ровно столько внимания, сколько было нужно для кормления и пеленания, и ни минутой больше. Так он и рос, с первого мига жизни лишённый любви и тепла, а потому не ведающий, чего именно лишён, но инстинктивно ощущающий некую неясную и тревожную пустоту в самой сердцевине своего существа. Воистину, Несчастье - не ГОРЕ, а ОТСУТСТВИЕ СЧАСТЬЯ... Альтеклер не ведал счастья и потому, наверное, не ведал и горя. Зато испытывал что-то вроде облегчения, временного разрешения от мучавшей его необъяснимой пустоты, когда видел горе других. Страх, отчаяние, ненависть, боль - всё это точно бросало тех, кто был целее, полнее...РЕАЛЬНЕЕ его, Хальпена, вниз, куда-то гораздо ниже его, такого неполного, расколотого в самой своей сердцевине. Это приносило краткий миг полноценности, даже своего рода возвышения, и давало силы длить и длить странное, сумеречное бытие.      



 



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зобанили меня на фб за употребление слова "москаль". На три дня. Ясный план, москаль какойто настучал в абьюз. Вот жеж пидарасы эти москали, как называть нас хохлами - так это ок, а как их назовешь москалем - бегут в пендосскую администрацию Фб жаловаться. Пидарасы в плохом смысле ...
Я бы сказала наступил якутский июль, очень отличный месяц! Тепло умеренно, дышать даже без кондюка можно, купаться приятно, а не как в мерзком кипяченом молоке, вечером наконец-то в штанишках можно походить, а не как обычно "да нечего уже мне снимать, хотя в трусах тоже жарко!"))) Ляпота ...
А ведь точно, РИ империй развалилась (развалили) с не меньшей моментальностью и громкостью, чем и СССР! Пожалуй, надо мне подумать над своей симпатией к губернскому администрированию... Пожалуй, нужно подумать над унитарным федерализмом при наднациональном интернационализме и ...
После фильма "Книга джунглей" в зале плачет девочка лет пяти. - Анечка, что ты? Почему ты плачешь, Анечка? - суетится рядом папа. - Шерхана жалко! - рыдает девочка. - Так он ведь плохой, злой, - успокаивает папа дочку. - Он хороший! Просто он один! И его никто не любит! - кричит девочка ск ...
Летал во Франкфурт на книжную выставку. Встречался с интересными людьми. Например, с завучем парижской кулинарной академии Кордон Блю мадам Катрин Баше (не знаю точно, как называется ее должность, но смысл верный). Когда-то я уже рассказывал об этой школе и настоятельно рекомендую ...