Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

топ 100 блогов periskop10.07.2018 Про бывший военный городок в центре Выборга (а ныне Военный музей Карельского перешейка) я уже рассказал пару недель назад, а теперь - про единственную в России диораму советско-финской войны 1940 года, а также немного про экспозицию самого музея.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка
"На той войне незнаменитой" (1940)


2. Сперва на входе директор музея Баир Иринчеев рассказывает о том, как диорама создавалась и чего это стоило (в скобках замечу, что стоило это сугуб по финансам 4,7 млн.руб. из средств президентского гранта в 5 млн., неосвоенный остаток был возвращен в федеральное казначейство). Но не всё так просто: большинство подлинных предметов было найдено и сохранено энтузиастами, в течение пары десятилетий. То есть, была накоплена база артефактов для такого произведения военно-исторического искусства.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

3. А теперь заходим, в помещение бывшей курсантской столовой. Её-то и заняли под диораму.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

4. Название ей было дано от известных строк стихотворения Твардовского "...На той войне незнаменитой".
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

[...]
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

1943

5. Теперь об устройстве и принципе обозрения такой диорамы. На самом деле это не диорама в её классическом смысле, а трехмерное пространство, где можно ходить как по краям, так и сквозь неё - по середине пространства, и всё время менять угол обзора на представленные реалии войны. Как это правильно назвать, даже не знаю. Сделана она со смыслом: один край - финские позиции, другой край - советские. Советские - присыпаны снегом, а финские - снег, смешанный с землей (от массированного артобстрела крупнокалиберной артиллерией, что подтверждали очевидцы в зоне наиболее интенсивных боёв). Вот здесь как раз видна граница этого перехода. Поэтому можно смотреть на всё и с "финской" стороны, и с "советской".
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

6. На входе мы попадаем на финский передний край, и автоматчика-финна. Кстати, я только здесь узнал, что Красная Армия (а затем и Советская) заимствовала легендарный символ СССР - "шапку-ушанку" - именно от финнов после войны 1940 года. До этого основным зимним головным убором солдат была будённовка, которая себя не оправдала. И именно при наркоме Тимошенко происходила массовая замена зимнего обмундирования, в том числе и на шапки-ушанки. А всего лишь полтора года спустя, в Московской битве декабря 1941 года, шапка-ушанка стала массовым и привычным предметом полевой формы. Вот тут у финна под каской как раз ушанка, та самая.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

7. Если же пройти через диораму в "советскую" половину, то мы видим бойца за пулеметом "Максим". А надо сказать и ещё об одном интересном свойстве диорамы: почти все советские бойцы на диораме имеют прототипов на поле боя.
Здесь это - Герой Советского Союза Владимир Дамура. Это был связист, он тянул кабель на переднем крае и увидел, что на бруствере остался пулемет, но его расчёт был убит. Так вот, он сам занял эту позицию и целую ночь с 13 на 14 февраля отбивал контратаки финской пехоты. Утром попал под артобстрел и был убит.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

8. Он же, с другого ракурса. Трехмерное же пространство обзора. Здесь мы также видим форму конца войны - ватники и валенки. Потом эта форма отлично "работала" в Московской и Сталинградской битве, в тот момент, когда немцам пришлось жестоко страдать от морозов. А советские войска уже прошли эту школу в 1939/40-м.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

9. Ещё одна особенность этой экспозиции - здесь очень много именно подлинных предметов, найденных на полях бывших сражений и вписанных на диораме в контекст того места, где они применялись. Вот, например, лыжный бронещиток на полозьях (справа). Предполагалось, что боец будет тащить его за собой, а при обстреле выставлять как оборону и отстреливаться. Особо полезным в итоге он себя не показал, но в первый период войны применялся. Солдаты его звали "Танечка", или ЛТБ (личный танк бойца)
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

10. Форма советских бойцов тоже воссоздана строго такая, какой она была на момент войны, с тщательным подходом даже к мелким деталям. Как видите, тут - обмундирование раннего периода войны, с будённовками. Рядом - танк, построенный из фанеры, но с силуэтом и пропорциями, максимально приближенным к реальному танку ОТ-130 (о нем ниже).
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

11. Внутри советской землянки (блиндажа), много предметов внутри - тоже подлинные. Можно зайти, посмотреть. Печка тоже реальная, военная - и когда на неё смотришь, сразу почему-то вспоминается более поздняя песня "...бьётся в тесной печурке огонь".
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

12. А вот ещё один реальный персонаж, имеющий прототипа - артиллерист Иван Егоров, получивший в боях 1940 года звезду Героя Советского Союза. Пушка - ранней модификации, с деревянными колёсами.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

13. И.Егоров в феврале 1940 г. со своим расчётом подтащил 45-мм пушку на прямую наводку и вблизи расстрелял амбразуру финского ДОТа на высоте 65,5 (за это, собственно, и получил Героя). Погиб уже на Великой Отечественной под Харьковом, в 1943-м.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

14. Преодоление инженерных заграждений. Обратите внимание, это уже "финская" половина диорамы - присыпанная землей от артогня.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

15. Третий реальный прототип - Герой Советского Союза танкист Фёдор Павлов, воевавший на огнемётном танке ОТ-130. Здесь воссоздан бой 17.12.1939 с его прорывом через финские позиции.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

16. Очень красочно показан огнеметный выстрел легкого танка ОТ-130. Но вообще эта машина была опасна и для самого экипажа, если она подставляла врагу правый борт (там находились баки с огнесмесью). Бронирование здесь было только противопулевое, снаряды его пробивали.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

17. Советский боец в застёгнутой буденновке на полевой позиции.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

18. Убитый красноармеец, присыпанный снегом. На месте, если честно, смотрится до жути реалистично. Немного даже не по себе, когда рядом идёшь.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

19. На более нижнем ярусе выставлено огромное количество реальных предметов с поля боя - можно рассмотреть и даже кое-что пощупать руками. Бутылки, осколки, гильзы, котелки-кружки-ложки, детали печей и т.п.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

В общем, очень реалистично смотрится. Особенно принцип трехмерного отображения - как я уже сказал выше, это совсем не "изогнутая" диорама, где ты как бы вдалеке. Тут можно смотреть ракурсы как был прямо из гущи боя. Работа, надо сказать, проделана колоссальная, но ребята будут "допиливать" пространство дальше.

20. Плакат 1940 года.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

21. Ещё можно посмотреть основной музей Карельского Перешейка. На крыльцо слева, там вход.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

22. Здесь - другая уникальная фишка, можно самому подержать в руках всё выставленное оружие, ощутить его лично (как они на это получили разрешение, не знаю - но факт!). Или, например, самому развернуть на месте пулемет "Максим".
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

23. Вообще офигеть, конечно. Всё можно взять и примериться, как оно лежит, в руках. Советское, финское, английское, немецкое оружие. Мальчики просто охреневают от такой уникальной возможности.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка
фото flackelf

24. Тот самый знаменитый МР-40, который так любили показывать в фильмах про фошшыстов.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка
фото flackelf

25. Можно переодеться и в форму какую-нибудь! Разных армий.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка
фото flackelf

26. В общем, я там наглухо завис на личном осмотре оружия и даже забыл, что надо вообще-то поснимать для поста. Поэтому пришлось фото 23-25 взять у Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка flackelf.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

27. Есть альбомы (подлинные), которые можно аккуратно полистать. Историю в бумаге...
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

28. А в дальних залах музея есть как бы под-музей - "Женщины на войне". Тут своя тематическая экспозиция и экскурсии раз в час.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

29. Вот милая барышня-волонтёрша ведёт экскурсию.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

30. Тоже много подлинных предметов собрано.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

31. Да, и на десерт: только тут я понял, почему фронтовой "треугольник" был именно треугольником и как он складывался. Спасибо за возможность самому лично завернуть реальное фронтовое письмо.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

32. Если мы начнём его разворачивать, то видно, почему: одна сторона - адрес, куда и откуда. Вторая - расписка в получении.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

33. Переворачиваем... Внутри разворота - штамп военной цензуры. Обязательная процедура. Т.е. сперва боец пишет письмо, на другой стороне - адрес. Не заворачивает. Затем его просматривает цензор, и после простановки печати можно сворачивать в треугольник. А конверт тут не нужен, при такой технологии. Такая вот хитрая механика.
Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

Спасибо за внимание!
И приезжайте в музей Карельского перешейка в Выборг. Тут реально круто, честно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Министерство обороны Российской Федерации 19 июля 2018 года обнародовало новые официальные видеосюжеты о перспективных стратегических системах вооружения, объявленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию 1 марта 2018 года. ...
Уже почти полгода, с ноября 2023 года рубль стоит в диапазоне 88 - 93, в последние несколько дней не сильно отходя от верхней границы этого диапазона, уровня в 93 - 93,5 рубля. Такая коррекция вниз от 102 была вызвана решением Путина продавать всю валютную экспортную выручку ...
Похоже, у некоторых либеральных СМИ окончательно поехала крыша. Раньше они позорились, оскорбляя память миллионов о блокаде Ленинграда. Теперь, очевидно, в каждой могиле готовы искать рейтинговую новость. На днях целая съемочная группа во главе с «Дождем» пришла на псковское кладбище со ...
Сегодня почему-то многие умилились фото Х.Клинтон с пончиком, у которого большая дырочка, а у девочки рядом -- маленькая. Ох, как смешно. Кто не видел веселья по поводу этого фото в Твиттере и Фейсбуке, доложу вам -- искренне веселятся люди, хохот и высочайшей степени ирония происходят ...
С. В. Лавров: "Мы не вторгались на Украину. Объявили специальную военную операцию, когда у нас не осталось никакого способа объяснить Западу, что он занимается преступной деятельностью, втягивая Украину в НАТО". Спасибо, конечно, украинским товарищам. После "эвакуации" азовцев вместо ...