Девочки и мальчики

топ 100 блогов dik-dikij09.01.2014 Алексей Битов (poziloy)

Вчера написал: «А про «Pussy Riot: A Punk's Prayer»... завтра». Формулировка неточная, мягко говоря – фильма не видел, да и неинтересно, а про «героинь» писал уже неоднократно: свою миссию они выполнили, раскололи протест и маргинализовали его по полной программе, то есть славно поработали на дядюшку Пу – от белоленточников открещиваются в прямом и переносном смысле, а оппозиция, по существу, самоликвидировалась. Но, понятно, от добра добра не ищут, в качестве жупела девицы ещё могут пригодиться, так что власть заинтересована в том, чтобы о них не забывали.
Впрочем, главными участниками несостоявшегося действа стали всё равно не они и не авторы некоего фильма, а Шерочка с Машерочкой, повязанные, так сказать, одной цепью, а на этот раз оказавшиеся, типа, по разные стороны «баррикад» – Капков и Серебренников, СК и КС.
Цитировать рассказ Г.К.Честертона «Сломанная шпага» мне уже доводилось, но раньше дело ограничивалось словами патера Брауна: «Где умный человек прячет лист? В лесу... Если нет леса, он его сажает. И, если ему надо спрятать мертвый лист, он сажает мертвый лес». На сей раз – источник тот же, а вот цитата совсем другая: «Тайна тут – в психологии, вернее сказать, в двух психологиях. В этом бразильском деле двое знаменитейших людей современности действовали вопреки своему характеру». У нас тут, скажем честно, не Бразилия, и пляжей поменьше, и персонажи не самые знаменитые, но с характерами всё равно не сходится: достаточно аккуратный Капков вдруг нарочито подставился, а ушлый бабкополучатель Серебренников в открытую тяпнул кормящего. Похоже это на правду? Нет, не особо.
Неужели кто-то не в курсе, как решаются дела, если надо что-то запретить по-тихому? В крайнем случае, объявили бы, что в «Гоголь-центре» внезапно прорвало канализационную трубу или поступил сигнал о бомбе, заложенной «православными фундаменталистами»; и Серебренников в белом фраке, и Капков скромно отдыхает в сторонке. Вместо этого Капков пишет глупейшее письмо. Несколько цитат: «Я с большим уважением отношусь к деятельности МДТ им. Н.В. Гоголя [заметьте, не «Гоголь-центра»] и признаю ваш личный неоценимый вклад в развитие современного театра, позволивший вернуть молодое поколение в стены одного из старейших академических театров в Москве. Однако обращаю ваше внимание на тот факт, что вверенный Вам театр является государственным учреждением культуры, работающим на основании Устава и государственного задания, а также финансируемым из городского бюджета». В отличие от Капкова, я был в сентябре 2012 года на спектаклях Театра Гоголя (тогда ещё театра), и могу засвидетельствовать, что молодых зрителей там хватало; вряд ли их стало больше, хотя контингент, безусловно, изменился. Но это бы ещё полбеды; главное, что от «одного из старейших академических театров в Москве» действительно остались только стены, а сам театр ютится на задворках клуба (кстати, вскоре и сам Капков весьма интересно выскажется на эту тему, но всему своё время).
«Я глубоко убежден, что государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества». Фига себе, что Капков брякнул! Это он Серебренникова имел в виду? Или Богомолова? Тут, как говорится, умри, Денис, лучше не напишешь...
«Я не вправе вмешиваться в Вашу репертуарную политику и никогда этого не делал, но с учетом того, что данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши, требую отменить показ документального фильма "Показательный процесс: История Pussy Riot" и дискуссию с участием главных героинь данного фильма». Стоп, а что такое – официально утверждённая афиша? То есть афишу эту надо загодя подавать в прачечную, а там её либо утвердят, либо завернут? Ну, Капков, умён не по годам! А что такое – «я требую»? «Прошу»? «Приказываю»? Смешной он всё-таки, этот Капков, завершающий свою «грамоту» призывом «не эпатировать публику скандальными историями, не имеющими отношения к культуре во всех смыслах этого слова» и лирическим восклицанием «Давайте придерживаться этого принципа и беречь друг друга» (как бы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться», но в переводе на воляпюк).
Ответные действия КС известны: отмена «мероприятия», плач в Интернете и телефонное интервью 29 декабря: «Мы тоже не совсем правы... Потому что я госслужащий и должен выполнять обязательства, перечисленные в моем договоре [получается, в договоре Серебренникова есть пункт, обязывающий его согласовывать мероприятия с госорганами, но при этом «Еще недавно я во всех интервью твердил, как мантру: "В театре нет цензуры, в театре нет цензуры, в театре нет..."» (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10152444350149338&set=a.10150352718819338.427258.666429337&type=1&theater); вот как хотите, так и понимайте]... ничего такого страшного не произошло. Если бы запретили спектакль или фильм положили бы на полку, это было бы совсем жестко. Тут формально мы нарушили должностные нормы – поставили мероприятие вне программы... Если мы делаем общее дело, надо искать то, чем мы можем быть полезны друг другу и приятны» (http://izvestia.ru/news/563442). Кстати, последняя фраза ещё раз свидетельствует: ребята поют в унисон).
И такой любопытный диалог:
«– Вы часто встречаетесь с Сергеем Капковым?
– Три или четыре раза виделись.
– Еще недавно его обвиняли в фаворитизме по отношению к вам.
– Фаворитизм – это когда власть дает тебе сладкий, выгодный подарок. Назначает в очень привлекательное место. А когда дают худший театр Москвы и ты подписываешься на невероятно кабальный контракт и тяжелейшую работу в течение нескольких лет, это трудно назвать подарком. Капков меня уговаривал. Я не сразу пошел, потому что понимал, какой это будет ад
». Кроме всего прочего, КС, как выяснилось, считает так же плохо, как СК (это я про «Три или четыре раза виделись»); короче, два сапога – пара, а доверчивым зрителям в очередной раз показали «битву нанайских мальчиков», которые давно уже нашли, чем они могут «быть полезны друг другу и приятны».
Естественный вопрос: а зачем эта имитация понадобилась самим нанайским мальчикам, тому и другому? Начну с забавного. В приватной переписке мне только что бросили такой упрёк: «Вы пишете всегда почти так, как если бы вам были известны все мотивы всех, о ком пишете». Хорошо, сошлюсь на сторонний источник: «Моя версия: Сергея [Капкова] начали подозревать в симпатии к некоторым оппозиционным персонам. Может, даже кто-то под него таким образом копает. И чем больше мы его будем чехвостить, тем более верноподданным он будет выглядеть в глазах власти. И Капков сделал выбор: типа лучше выглядеть недалеким, но преданным исполнителем, чем корректным чиновником, не вмешивающимся в работу культурного центра. Это его свободный выбор, который надо просто учитывать. Ему наше мнение не важно» (http://maratguelman.livejournal.com/3471209.html). Не поверите, но я пришёл к тому же выводу ещё до того, как прочитал версию г.Гельмана; тоже мне, бином Ньютона. А если вспомнить, что тот же Капков раз за разом оказывается в эпицентре скандалов, причём неизменно выступает в связке с самыми крутыми либералами, необходимо подтвердить лояльность своему начальству, не то конкуренты сожрут за милую душу. И СК сделал ход.
С КС ещё проще: в минувшем году он понёс ощутимые рейтинговые потери; его осенние «премьеры», мягко говоря, проходили почти незамеченными (если угодно, сравните реакцию системных критиков на «Гамлета» Д.Бобе в «Гоголь-центре» и на «Гамлет. Коллаж» Р.Лепажа в Театре Наций; трудно не заметить, что Серебренников проиграл нокаутом). Мало того, его основной конкурент среди тусовочных «режиков» – К.Богомолов – ушёл в солидный отрыв, о нём намного больше пишут и, что ещё хуже, с ним связано большее количество скандалов. А на пятки уже наступают новые претенденты (ну, хотя бы Д.Волкострелов и М.Гацалов). Что может вернуть внимание тусовки к почти забытому фавориту? только новый скандал вокруг его имени. Что ж, сказано – сделано, получите и распишитесь.
Серебренников своей цели добился. И вот уже К.Ларина на «Эхе Москвы» разливается соловьём: «Театральная победа года для меня – это мои личные субъективные ощущения – открытие и становление Гоголь-центра под руководством Кирилла Серебренникова. За столь малый срок – в феврале они открылись, еще года не прошло – они сделали невероятное количество премьер, каждая из которых стала событием как на маленькой сцене, так и на большой сцене... И те спектакли, которые я видела – а я старалась не пропускать ни одной премьеры, – они разные, там есть, на мой взгляд, менее удачные, есть более удачные, но, безусловно, они все событийные... Я считаю, что Кирилл одержал безусловную победу. Не может быть никаких обоснований для каких-то тревог... Юбилей года – 150-летия Константина Станиславского. Мне кажется, это было невероятно важное событие, которое отмечалось максимально широко, в Москве уж точно. Здесь были круглые столы, конференции. Безусловным центром этого юбилея стал потрясающий вечер в Московском художественном театре, режиссером которого тоже был Кирилл Серебренников. По-моему, это была блистательная его работа. Жаль, что ее так редко показывают. Телевидение снимало, по-моему, один раз показали на «Культуре». Мне кажется, это заслуживает отдельного золотого фонда в истории театра... Наезды года – проверка прокуратурой спектакля Серебренникова «Человек-подушка» по обвинению в пропаганде педофилии и насилия и травля Константина Богомолова со стороны консервативно-патриотической общественности, которая продолжается до сих пор. То, что творят сегодня с нашими ведущими режиссерами, абсолютными фронтменами сегодняшнего российского театра, это просто безобразие» (http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1230746-echo/). Если не ошибаюсь, это – единственное упоминание фамилии Богомолова («Братья Карамазовы» с «Идеальным мужем» упомянуты, но фамилия более не звучит). Вот так. Ну, и ещё пара моментов, которые лучше выделить в «отдельное производство» – очень уж они любопытны. И хватит на сегодня о КС.
А СК – насколько он решил свою оперативно-тактическую задачу? Судить трудно, будущее, как обычно, покажет, и долго ждать, скорее всего, не придётся. Начальству виднее, тот самый случай.
Да, чуть не забыл. Для Серебренникова такие игры привычны, свою партию он исполнил, не слишком напрягаясь, а вот Капков, похоже, с непривычки немного разволновался и... как бы это помягче... подгадил своему напарнику. Забавная информация: «Небезызвестный пранкер Вован дозвонился Сергею Капкову и, представившись мужем Толоконниковой, расспросил его о запрете фильма, посвященного «его жене» с подружками» (http://www.kp.ru/online/news/1622754/). И вот отрывок из диалога.
Вован: «Но в государственных театрах показывали скандальные постановки того же Серебренникова...»
Ответ Капкова: «Более того, продолжают показывать. Театр – это про спектакли. Захочет Серебренников поставить спектакль – пусть ставит. Еще раз: театр – это про спектакли, а кинотеатр – это про кино».
Прекрасно, но какая подстава! Захожу на сайт этого самого «Гоголь-центра» и читаю: ««Гоголь-центр» не ограничивает себя жанровыми рамками, а стремится к созданию наиболее полной картины современного искусства» (http://gogolcenter.com/about/). Ладно, это на словах, а на деле? Пожалуйста. Большой зал. С 3 по 7 января 9 раз показали «Девочку со спичками» («Спектакль-инсталляция для детей и взрослых, которые решили провести рождественские каникулы в Москве. Без Деда Мороза и Снегурочки. Без мата и обнаженки. Без иронии и цинизма. С имбирными печеньями и запахом свежесрубленной елки»). Допустим. А потом до конца января (21 день, без учёта понедельников) – целых 6 спектаклей (9, 10, 25, 26, 28, 29 и 30 числа).
Малый зал. За 27 январских дней (без понедельников) – аж 12 спектаклей плюс однажды (14 января) сцену благородно предоставят ШСП (см. http://gogolcenter.com/events/playbill/). А в остальные дни? Поверить Капкову, что ли? Не театр, получается. Что и требовалось доказать.
Заметьте: мы теперь знаем, что афишу официально утверждает Департамент культуры и отдыха (не забудем и о государственном задании). Стало быть, Капков должен быть в курсе; выходит, он снова сам себя высек.
Ох, нелёгкая это работа – битва нанайских мальчиков...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У Алисы в школе (начальной, т.е. дети с 5 лет) был День Открытых Дверей. На одном из стендов были стихи, написанные детьми. Детей попросили сочинить хайку о насекомых. Стихи смешные и трогательные, но мне понравилось, как безошибочно я мог отличить, кто написал хайку - девочка или мальчик? ...
актриса Валерия Киселева Выпускница ЛГИТМИКа, ученица одного из лучших ленинградских педагогов Рубена Сергеевича Агамирзяна, самая талантливая на его курсе, на котором она, кстати, училась вместе с Андреем Ургантом. Удивительно скромный и трогательный человек, никогда не  ...
Сегодня в США прозвучала фраза, содержащая цифру, которая ранее никогда вслух не произносилась. Помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд заявила о том, что на востоке Украины с начала конфликта погибли не менее 500 военных из России. Заявила она это с акцентированием внимания на том, ч ...
В День Рождения Арины друзья пришли поздравить именинницу. В этом году у Аришки появилась своя отдельная комната, поэтому решили пригласить их домой, отступив от традиции - праздновать в развлекательном центре. Мамина подруга - тетя Юля, большая затейница, она и подготовила ...
Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил , что «визовый режим [для жителей Средней Азии] на сегодняшний день не совсем актуален». Вместо виз на вокзалах он планирует ввести «миграционные посты». Вопрос – зачем? Я как-то всегда считал, что функцию ...