Deus Ex: Mankind Divided

топ 100 блогов gamer30.08.2016 Deus Ex: Mankind Divided получилась... скажем осторожно: достаточно неоднозначной игрой. В стиме она все еще держит рейтиг Mixed, 63% положительных отзывов, а из десятки самых популярных отзывов положительных будет и вовсе два. Критики ее приняли более или менее тепло (82% на Metacritic), аудитория частично довольна, а частично откровенно бьется головой об стену. В общем, название в целом соответствует содержанию: mankind действительно divided, причем лично у меня двойственные ощущения сохранялись на протяжении всей игры. И под катом вас ждет длинная стена текста по этому непосредственному поводу.

Первая проблема связана с издателем, который в своих стремлениях за прибылью, мягко говоря, окончательно попутал берега. То, с чем игроки столкнулись на релизе, включая систему микротранзакций - это жалкие отголоски, изначально у издателя были еще более угнетающие планы. Желающие и умеющие читать по-английски могут прочитать об их изначальных планах, к примеру, здесь, а мы ограничимся кратким, но емким пересказом: игрокам предлагалось выбирать, насколько много они переплатят за преордер, и с каждой дополнительной суммой денег они могли выбрать что-то в дополнение к базовому комплекту игры. Заплатил побольше - выбери один из трех скинов для пушек. Заплатил еще больше - выбери саундтрек или артбук. Заплатил еще больше - получи дополнительную миссию...

....к счастью игроков (и, видимо, к сожалению издателя), изначальную идею отменили, и за преордер всем предзаказавшим игру выдавали весь пакет скопом - и все скины, и миссию, и всяческие патроны-праксисы-детали. К сожалению для нас (и, собственно, к счастью издателя), мы все еще можем пронаблюдать остаточные следы его, издателя, жадности: примерно половина бонусов за предзаказ - разовые, и после использования на каком-то сейве больше непригодны для использования на других. Многоразовыми являются только скины на пушки и дополнительная миссия; все расходники - праксис, патроны, гранаты - используются ровно один раз. Почему? Потому что во встроенном магазине с помощью микротранзакций буквально за копейки можно купить немного праксиса. И еще немного праксиса. И раскачать Дженсена уже на стартовой миссии до размеров New Game +++.

Наверное, чуть меньше половины негативных отзывов на игру связано именно с системой микротранзакций и игровым магазином. Если говорить с точки зрения игроиндустрии, то такой поступок издателя, на мой взгляд, достоен порицания, угнетения и побивания камнями. На самой же игре, к счастью, это никак не сказалось. При прохождении я успешно игнорировал сам факт существования и системы микротранзакций, и вообще каких-то неуместных бонусов-гранат-патронов за предзаказ, они все так и остались лежать и пылиться на складе. Игра определенно балансировалась без их учета (и, тем более, без учета покупных пакетов праксис), и поэтому никаких проблем у человека, который решил пройти игру без них, ожидать не приходится. Скорее, наоборот - покупать там что-то означает попросту портить себе все удовольствие от игры.

Вторая проблема, с которой можно было столкнуться при запуске - баги и оптимизация. На момент релиза игра была оптимизирована, как ржавый таз тетушки Зои с одесского Привоза; стабильно выдавала по 0,3 фпс в основной локации на не самой уж слабой машине и, более того, содержала в себе некоторое количество смертельных багов и вылетов. Один из них подстерегал игроков в самом начале, на железнодорожной станции, и самое смешное, что обойти его удавалось самыми разными способами - кому-то помогало снизить настройки графики, кому-то - отключить субтитры, кому-то - перейти в оконный режим, кому-то - полностью отрубить звук. Лично мне помогли искренняя молитва Хозяевам Перекрестков и свежие драйвера для видеокарты, а кошмарные лаги в главной локации пришлось лечить перезагрузкой компьютера и отключением всех посторонних приложений. За первые дни уже вышло два экстренных патча, лечащих в том числе и баг на железнодорожной станции, и проблемы с ускорением мышки (которое попросту нельзя было настроить и различалось по осям Х и Y), и все такое по мелочи. Скорее всего, свое сыграло еще и маниакальное желание сделать в основном городе-хабе локацию размером с оба района Хенгша разом, которая в итоге грузится ровно вдвое быстрее. Честно говоря, я воспринимал эту проблему с оттенком ностальгии - вспомнились старые времена, когда, ожидая загрузки какой-нибудь там "Готики 2" на своей старой консервной банке, можно было заварить себе чаю и сходить к метро за пирожками. Более того, поездки Дженсена на метро отдают реализмом и продолжаются примерно столько же, сколько на самом деле занимает поездка на метро....

....и еще одна проблема, на которую часто ссылаются игроки - это откровенная кастрация основной сюжетной линии. Скажу прямо: это действительно так. У меня полное прохождение игры (кроме, может, штук трех-четырех PоI - местных "точек интереса", но зато с очень подробным обшариванием всех доступных вентиляций и с огромным количеством времени, потерянном из-за длинных загрузок и пошаговой стратегии с 0,3 фпс в главной локации) заняло 30 часов ровно. При этом сюжетно эти 30 часов заканчиваются на такой ноте, что, учитывая жадность издателя, так и ожидаешь, что настоящую концовку нам действительно продадут в каком-нибудь DLC отдельно от самой игры (и, учитывая, что к игре уже есть Season Pass... ох-хо-хо, предчувствия у меня самые черные). Насколько все плохо... ну, представьте, что вы играете в третьего "Ведьмака", и основная сюжетка заканчивается после успешного расколдовывания сами-знаете-кого в замке Каер Морхен. Или - вы в Fallout New Vegas, и игра завершается тем, что вы принесли ваш особый чип Мистеру Хаусу. Или вы в Fallout 3 приводите в действие очистную установку...... стоп, кажется, последнее действительно происходило... и в конечном счете продолжило свою собственную сюжетную линию платным аддоном к игре. В общем, здесь действительно сюжет завершается скорее запятой, чем точкой, и это тоже сыграло свою негативную ноту в отношении к игре.

И у меня лично к этой игре есть еще одна претензия. Не то это проявление откровенной лени, не то отсылка к олдскульным играм, которые так поступали все 100% времени, но игра вообще никак не учитывает ни одну из возможных концовок прошлой части. Было бы хорошим тоном включить хоть какие-то элементы прошлых решений, хоть как-то показать, что принятое игроком решение было учтено и услышано, но мир все равно скатился в те тартарары, куда он скатился, хватило бы буквально одного лишнего диалога с тем же Дэвидом Шарифом - но нет. Этого нет. Могли бы сделать две лишних реплики в диалоге, которые касались бы Фариды Малик, и одна из веток этого диалога могла бы привести к тому, что потом, сильно позже, нам пришло бы электронное письмо от нее.. но снова нет. После игр от Bioware, где в Dragon Age 3 можно поговорить со своим собственным протагонистом из Dragon Age 2 и получить письмо от своего протагониста из Dragon Age 1, такое поведение разработчиков кажется откровенным наплевательством по отношению к игроку и нарративу.

Что  у игры все-таки получилось? В целом получился мир; не сказать чтобы натуралистичный, но достаточно мрачный и беспросветный. Графика даже на минимальных настройках все-таки, на мой личный вкус, выглядит вполне прилично, а на High (нормальные настройки для систем, которые хоть немного посовременнее моей консервной банки) - и вовсе безо всяческих претензий. Выключайте только MSAA, причем полностью. от нее едет крыша даже у самых продвинутых систем.

Что еще удалось? Удался основной сторилайн - практически целиком, за исключением самого его конца. Идти по сюжету интересно, принимать решения - напряженно, есть даже какое-никакое ветвление... к сожалению, слишком небольшое, чтобы его считать по-настоящему приличным.

Что однозначно получилось на две головы лучше оригинала - так это управление и интерфейс. Здесь подчистили большую часть проблем, которая была у предыдущей игры. Например, нам больше не надо зажимать десять кнопок сразу, чтобы стрелять из укрытия - достаточно одной. Дженсен научился самостоятельно перебегать до конкретной точки по одному-единственному нажатию клавиши, причем на земле при этом подсвечивается "путь", по которому он будет бежать, и это более чем удобно. Большая часть агументаций на своем месте, более того, мне впервые захотелось перепройти игру еще раз, уже убивая всех вокруг себя - столько новых и красивых игрушек надавали, что ими действительно захотелось поиграться, но большая часть была, к сожалению, для стелс-прохождения без убийств непригодна. Мы теперь можем собирать мультитулы и всякие другие мелочи из подручного мусора-деталей, что тоже удобно, хотя лично мне вообще ни разу не пригодилось. Хакинг вот, к сожалению, стал несколько менее удобен, учитывая, что там теперь отрисовали красивый трехмерный интерфейс вместо старого удобного двухмерного, но в целом все равно ничего не изменилось, да и опыта за открытие двери без взлома (просто вводом кода) отсыпают исправно, и обычно можно обойтись без него.

Что действительно оказалось на голову выше предыдущей части, так это побочные задания. Их здесь больше, и они, пожалуй, заметно интереснее. Почти нет простых и прямолинейных вещей вроде "одна деваха задолжала нам денег, найди ее": теперь мы расследуем серийные убийства, занимаемся проблемами странных околорелигиозных культов, вламываемся в сверхзащищенный банк за нужной нам информацией - причем самый ценный лут, лежащий в хранилищах этого самого банка, достается безотносительно каких-либо побочных квестов, исключительно в ходе свободного путешествия по этому самому банку.

Если подводить итог, стоит сказать следующее. На мой личный взгляд, игра получилась неплохой, но к релизу разработчики так и не успели закончить работу над оптимизацией и отловить все возможные баги, а издатель откровенно продался золотому тельцу, завысив цену и пытаясь стричь купоны за счет преордеров, DLC и микротранзакций. Лично мне игра, конечно, все-таки скорее понравилась, несмотря на все ее недостатки. Если вы не относитесь к числу горячих фанатов вселенной Deus Ex, лучше подождите пару-тройку-четверку месяцев, дождитесь распродажи, и купите игру рублей за 600-700 - столько она, определенно, стоит, да еще и патчей к ней к тому времени выйдет с десяток, и можно будет играть, не опасаясь за свои глаза, рискующие облысеть и вытечь наружу одновременно. Если вы любите эту вселенную и терпеливы настолько, что готовы, как я, в случае необходимости потерпеть десятиминутные загрузки и 0,3 фпс в одной из локаций (возможно, если у вас сильная машина, вас минует чаша сия, но на всякий случай лучше сразу снизить свои ожидания), если вас не смущает послевкусие вида "эм, вроде кончилось, но чисто по ощущениям - там бы еще часов пять геймплея сюжета хотя бы, но, э..." - можете покупать сейчас. В конце концов, самые критичные дыры уже успели залатать, и это тот же самый Deus Ex, и тот же Адам Дженсен, и в целом более или менее та самая игра, которую ожидает поклонник предыдущей части, даже несмотря на достаточно ощутимые недостатки. Только, ради всего святого, не покупайте Season Pass. Как минимум - дождитесь распродажи. Как максимум - не покупайте никогда, издатель и так со своими микротранзакциями и попытками ввернуть свой "augment your preorder" окончательно попутал все берега.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
приехал с замечательными друзьями погулять в Коломну. Вокруг пастораль: храмы, зелень, домики, пасмурное небо, ветер. Спокойно. Местное начальство осторожно: в военной части ВДВ скрытое шевеление, но для сбалансированности на улицу вывели и оркестрантов тоже. ...
В Иране сделали свою православную правоверную MMO – Asmandez (Небесная Крепость). Игра рассказывает про будущее, роботов, которые захватили Землю и людей, которые от них убежали на другую планету. Англоязычная версия теоретически уже запущена, ...
Гринвичская королевская обсерватория объявила победителей конкурса астрофотографии Insight Investment Astronomy Photographer of the Year за 2019 г. В общей сложности, на него было прислано 4600 фотографий из 90 стран, что стало новым рекордом. Победителем конкурса в этом году стал ...
То, что происходит я предвещал еще 4 года назад, когда активно пилились бюджеты на Олимпиаде и других бездумных нац. проектах. За месяц до обвала, когда рубль начал проседать, я сказал всем знакомым: Бегите, скупайте грины или евро, даже на еду не оставляйте, по 10 грин будете менять, чтоб ...
Когда-то Илья забанил меня в своем журнальном промо, чтобы я не мелькал перед его читателями. Мне кажется, это был обычный мимолетный порыв зависти с его стороны), не больше. 8 января 2016 года Варламов выпустил краткий пост "Молодая шпана, что сотрет нас с лица земли" , в названии ...