ДЕТСКИЕ ИГРЫ.
movie_rippers — 11.08.2018Язык не повернется назвать фильмы Ханеке хоррорами, триллерами или слешерами, тем не менее, основное творческое направление связано именно с насилием, во всех его проявлениях и некоторые фильмы, по жесткости видеоряда, вплотную приближаются к данным жанрам, оставаясь по факту, типично авторскими картинами-притчами.
Конечно, за сто лет кинематографа наснимали огромное количество фильмов со схожими сюжетами. А жестоких картин, с кровавыми (разной степени) сценами насилия над розовыми, беззаботными обывателями, просто не сосчитать. Фильмы о добропорядочных семействах, которых люто мочат в их же собственных домах и на пленере можно выделить в целый отдельный жанр. Для примера, несколько очень известных картин, приличного уровня и разной степени серьезности: Заводной апельсин A Clockwork Orange, (1971), Соломенные псы Straw Dogs, (1971), Мыс страха Cape Fear, (1991), Последний дом слева The Last House on the Left, (1972), Церемония La Cérémonie (1995)… да, есть еще пара фильмов по реальной истории, но они более поздние: Американское преступление An American Crime, (2007) и Девушка по соседству The Girl Next Door, (2007), а так же очень кровавые французские слешеры вроде Месть нерожденному À l'intérieur, (2007), кстати, обратите внимание на четкую временную периодичность появления.
Что касается фильма «Забавные игры» 1997 года, то для Ханеке он стал жирной точкой в трилогии: «Седьмой континент», «Видео Бенни», а для остального мира – рубежом в демонстрации чистейшей жестокости, в ее обыденной, узнаваемой форме, не то чтобы беспричинной, а замкнутой на самой себе, как средство самоутверждения у молодых людей с напрочь отсутствующей социальной ответственностью.
Год выпуска: 1997
Страна: Австрия
Режиссер: Михаэль Ханеке / Michael Haneke
В ролях: Сюзанна Лотар / Anna, Ульрих Мюэ / Georg, Арно Фриш / Paul, Франк Гиринг / Peter, Штефан Клапчински /Schorschi, Дорис Кунстманн / Gerda
Фильм предельно реалистичен в смысле возможности самой ситуации и многочисленных деталях, и в то же время в его тело вмонтированы некоторые особенности, придающие ему изрядную долю условности. К примеру реакция жертв намеренно заторможена, как и положено любому человеку, осознающему неминуемый собственный конец в повседневном, житейском смысле, а действия убийц утрированно бесстрастны, как и положено индивидам взявшим на себя высшую форму власти над жизнью других, таким образом достигается обобщение, придающее фильму притчевость. В контексте экзистенциализма можно рассматривать эпизод с перемоткой, как указание на само-ассоциацию молодых людей с некой «Высшей Силой», без каких либо условий. В связи с этим представляется вполне логичным появление такого фильма именно в Австрии или
Германии, снятого именно австрийцем или немцем, для австрийской или немецкой публики. Что же касается меня лично или отечественного зрителя (это заметно по отзывам), неминуемо возникает ассоциация с «демонизмом» и «злой сущностью», причем данные категории моментально переносятся и на создателей, и на актеров, и даже на зрителей.
Не могу точно предположить что двигало Ханеке, когда он через десять лет сделал авто-ремейк «Забавных игр» в США? Вероятно, однако что режиссер считал эту работу достаточно важной, что бы делать практически покадровую копию.
Многочисленные же коллеги, взяли на карандаш эффектную идею подростковой жестокости по отношению к взрослым, намеренно оставляю в стороне «Детей кукурузы», ибо нет такой темы, какую не поимел бы Стивен наш Кинг.
Они / Ils / Them
Год выпуска: 2006
Страна: Франция, Румыния
Слоган: «You'll never feel safe in your home again.»
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Давид Моро / David Moreau, Ксавьер Палю / Xavier Palud
В ролях: Оливия Бонами (Clйmentine), Микаэль Коэн (Lucas), Адриана Мокка (Ilona), Мария Роман (Sanda), Камелиа Максим (Maria), Александру Бохиу (L'enfant).
В 2006 году David Moreau и Xavier Palud сняли совместно фильм по мотивам реальных событий произошедших в Румынии. Речь идет о убийстве австрийской семьи (в фильме французской) бандой румынских подростков. Когда детишек переловили, один из них заявил что дескать, они хотели просто «поиграть», а «тупые» взрослые не соглашались. Вот это высказывание собственно и стало поводом к развитию сюжета.
Этот триллер без особых претензий на глубину и дорогих спецэффектов, тем не менее, стал одним из самых ярких фильмов подобного плана, как представляется, за счет реалистичности повествования, жесткой, неожиданной концовки и динамичности действия (за исключением пряток в целлофане, за каким-то хреном развешенном на чердаке).
Страна: Великобритания
Студия: Rollercoaster Films
Жанр: ужасы, триллер
Год выпуска: 2008
Режиссер: Джеймс Уоткинс / James Watkins
В ролях: Келли Райлли, Майкл Фассбендер, Тара Эллис, Джек О’Коннелл, Финн Аткинс, Джумэйн Хантер, Томас Тургус, Джеймс Берроуз, Том Гилл, Лоррэйн Брюс, Шон Дули, Бронсон Уэбб, Лоррэйн Стэнли, Алекс Палмер
В «Забавных играх» Ханеке заведомо отказался от демонстрации непосредственно момента убийства, в «Они» упор делается на саспенсе и «догонялках», а вот в «Райском озере» добавлено все то, чего недоставало в первых двух. Нет никаких загадок, все типы расписаны изначально, есть динамика, жести выше крыши, кроме того присутствует социальный контекст. Финал оригинален в деталях, хотя в общем достаточно предсказуем.
Общая концепция фильма заточена именно на подростковой жестокости, что в целом и объединяет все три фильма, есть к тому же и попытка поставить серьезные вопросы, и даже на них ответить (правда весьма упрощенно).
В том же 2008 году в США вышел очень близкий по тематике слешер.
Год выпуска: 2008
Выпущено: США
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Брайан Бертино
В ролях: Скотт Спидман, Лив Тайлер, Гленн Хоуертон, Алекс Фишер, Питер Клейтон-Люк, Джемма Уорд, Кип Викс, Лаура Маргулис, Джордан дель Спина
Фильм был снят явно под впечатлением «Забавных игр», многие сцены повторяют фильм Ханеке, правда по смысловому наполнению кино Бертино до австрийского, как «Пиле» до «Заводного апельсина». Кроме демонстрации кровавых, жестоких сцен, прослеживается только одна идея – зло безлико, бессмысленно и трудноуловимо.
Содержащееся в аннотации указание на связь с реальными событиями ничем не подкреплено, хотя многие проводят аналогию с «убийствами в Кедди» - делом не раскрытым до сих пор. В общем, что уж говорить, жестоких, с виду бессмысленных преступлений хватает и многие остаются нераскрытыми, «но это уже слегка другая тема».
|
</> |