День пятый, Беломорканал
drvini — 24.07.2011 Проплыть по Беломорканалу (или, как правильнее, по Беломоро-Балтийскому каналу) было для меня одной из целей этой поездки. Я много читал про создание этого сооружения у Солженицына. Я не по наслышке знаю, что такое копать грунт в этих краях - я служил в армии в сходных природных и погодных условиях. И рыть такой грунт приходилось, хотя, разумеется, не в таких масштабах - разве можно сравнить рытье окоп полного профиля с каналом? Поэтому побывать на Беломорканале очень хотелось.Канал сооружен с максимальным использованием естественных судоходных водных пространств - рек и озер, соединяя их системой шлюзов. Шлюзы отличаются от тех, что я видел на канале Москвы. Здесь они значительно уже (наш корабль еле-еле в них входил, цепляя бортами стенки с обеих сторон). И здесь многие шлюзы двойные, а один - тройной. То есть когда корабль, пройдя шлюз, попадает на на открытое водное пространство, а сразу в следующий шлюз. Из всей протяженности канала его рукотворная часть составляет менее 100 километров. Но эти километры - километры смерти. Канал рыли вручную заключенные. Представьте себе: вы, дитя серебрянного века России, воспитанное на книгах Чехова и Достоевского, привыкшее рассуждать о стихах Бальмонта и Блока - вдруг вырваны из привычной среды обитания и кто в чем был (арестовали во фраке - будете во фраке) брошены в Карельскую зиму. Зима, лютые морозы, ветер, насквозь продуваемый барак, у единственной печки-буржуйки, дающей хоть немного тепла, сгрудились уголовники и никого к ней не подпускают, еда... а можно ли это назвать едой... не насыщает, не дает никаких сил, а только распаляет аппетит. И вас заставляют по 12, затем по 16, а под конец - по 24 часа в сутки долбить грунт, где земли - крохи, а основная масса - валуны диаметром минимум полметра, а бывают по 1,5-2 метра. И есть жесткие сроки создания канала (всего 20 месяцев), установленные в Кремле усатым тираном. И есть приказ руководству строительства (ОГПУ) - выполнить любой ценой (дословно - "ДЕШЕВО!"). А цена - людские, в том числе и ваша, жизни. Что же еще дешевле для ОГПУ? И умирали тут заключенные сотнями и тысячами (в первую зиму 1931-1932 гг. - до СТА ТЫСЯЧ!!!). И никто с этими смертями не считался. Более того, приехали советские писатели во главе с Горьким, и впервые в истории человечества восславили рабский труд. Страшный канал, канал смерти.
Мы шли по каналу сутки. Прошли много шлюзов (я сбился со счета, но больше 10 точно). И за все это время встретили только ДВЕ баржи. Две за сутки. И так всегда. Канал-то оказался не особо и нужен. Вот так. А те тысячи умерших от страшного, рабского, непосильного труда - да кого это волновало?
А теперь - фотографии:
Берега канала. Обратите внимание на валуны. Их долбили и таскали ВРУЧНУЮ!!!
Местные жители живут не особо богато. Оно и понятно - работы практически нет.
Небольшой (в нашем понимании), но большой для них заработок - торговля в момент шлюзования.
Двухкамерный шлюз. Разница между верхним и нижним уровнями воды около 30 метров.
Но красота здешней природы просто поражает!
Вечные спутницы на канале - крачки.
Вечная память безвинным жертвам строительства Беломорканала.
|
</> |