рейтинг блогов

День Мартина

топ 100 блогов vikond6517.01.2018 День Мартина A-B10-1.jpg

В истории авиации порой бывают очень интересные совпадения, вот одно из них. 17 января 1933 года, то есть, ровно через 15 лет после заключения контракта на постройку первого американского бомбардировщика МВ-1, фирма "Гленн Мартин Компани" получила военный заказ на скоростной бомбардировщик "Мартин" В-10 (заводское обозначение "Мартин-139") - первый в мире серийный самолет такого типа.

Сравнивая МВ-1 и В-10, можно увидеть, какой внушительный шаг вперед сделало авиастроение за эти 15 лет. В-10 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой обшивкой (только на крыше и днище фюзеляжа был гофр), убирающимся шасси и закрытыми кабинами. Численность экипажа и вооружение остались прежними: три человека, 1000 кг бомб и три пулемета, но при этом скорость и потолок выросли более чем вдвое - со 170 до 350 км/ч и - с 3140 до 7375 метров. А дальность полета с бомбовой нагрузкой - более чем втрое - с 620 до 2000 км.

Надо заметить, что самый быстрый на тот момент американский истребитель "Кертисс" Р-6Е разгонялся лишь до 320 км/ч, английский Бристоль "Бульдог" - до 330, а советский И-5 - до 280. Скоростные истребители монопланной схемы еще только разрабатывались.

"Мартин" В-10 выпускался до 1938 года. Всего было построено 342 самолета (включая улучшенную модификацию В-12), из которых половина ушла на экспорт. 35 машин закупила Аргентина, 20 - Турция, шесть - Тайланд, а больше всего - Нидерланды  - 120 штук, причем все они предназначались для использования на Дальнем Востоке. Одну машину в 1937 году для ознакомления приобрел СССР, но советские специалисты ничего интересного в ней не нашли, отметив лишь удивительно высокое, по нашим меркам, качество сборки и изготовления отдельных деталей.

К началу Второй мировой войны, в связи с распространением скоростных истребетелей, для которых В-10/12 уже не являлись неуязвимыми, самолет морально устарел, поэтому американцы его в боевых действиях не применяли. Однако тайландским и голландским "Мартинам" в 1941-42 годах довелось повоевать. Первым - против французов в Индокитае, а вторым - против японцев над Индонезией. При этом голландские машины неплохо себя проявили, утопив несколько японских кораблей, в том числе - эсминец "Синономи". Но и потери, вполне закономерно, оказались огромными. Японцы легко уничтожали голландские бомбардировщики на земле и в воздухе. Слабое оборонительное вооружение "Мартинов" не могло защитить их от смертоносных атак "Зеро".

К 1 марта 1942 года в строю оставалось 16 "Мартинов" из примерно сотни, имевшихся к началу войны, а до 8 марта, когда остатки голландских войск эвакуировались с острова Ява в Австралию, дожил всего один. Японцы захватили на аэродромах 13 поврежденных и неисправных "Мартинов". 10 из них впоследствии подарили Тайланду, который тогда являлся союзником империи Ямато. Однако больше им воевать не пришлось. Тайцам, надо сказать, повезло. Во время Камбоджийской кампании их бомбардировщики ни разу не встретились с французскими перехватчиками, поэтому потерь не было.

На заставке - В-10 над Аляской.

День Мартина Martin_XB-907_in_flight.jpg
Первый прототип В-10, носивший заводское обозначение "Мартин-123" и армейское - ХВ-907. Кабины еще открыты, вооружение не установлено, моторы закрыты узкими капотами Тауненда. Этот самолет впервые взлетел в январе 1932 года.

День Мартина NASM-NASM-9A12211.jpg
В-10 на испытаниях.

День Мартина ma6.jpg
В-10 ночью на заснеженной ВПП. Самолет оснащен оригинальными плоскими коками в виде тарелок, которые предохраняли двигатели от переохлаждения в морозную погоду.

День Мартина Martin_B-12_parked.jpg
"Мартин" В-12.

День Мартина air_b10_4.jpg
Эскадрилья американских "Мартинов" на учениях проводит залповое бомбометание.

День Мартина Dutch_Martin_Model_166.jpg
Нидерландский "Мартин-139WH-3". Самолеты этой модификации имели притупленный нос и очень длинный фонарь типа "оранжерея".  На машину нанесены довоенные опознавательные знаки.

День Мартина 65_2_b2.jpg
Окраски экспортных "Мартинов: голландский, тайландский и бывший голландский, захваченный японцами.

День Мартина 8f983b338411ab33aadec0bfdde244c5.jpg
Нидерландские "Мартины" в бою. На первом плане - машина модификации WH-1, которая внешне не отличалась от американских.

День Мартина 19372357242_fcb7e3328e_h.jpg
Один из пяти переживших войну тайландских "Мартинов", которые оставались на вооружении до 1949 года. Рядом - самолет бывших противников - американский транспортник "Дуглас" С-47.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут есть некая ошибка. Так сказать могут взрослые, которые были когда-то детьми, и - наполовину из недомыслия, наполовину из страха стать Чучелом же - травили своих омег. ...
Я сегодня проснлась с опухшими глазами.. Потому что вчера посмотрела этот трогательный, пронизывающий самую глубину души фильм. Какая преданность, какая дружба, какая любовь. Я ничего не буду подробно описывать, просто нужно обязательно ...
Привет, я Катя из Тбилиси. Предыдущие три дня снимались в поездках, пора показать чисто тбилисский день, который получился, кажется, с четвёртой попытки. Это 6 мая (адская пора майских праздников - много туристов), проведённый почти целиком на ногах вне дома - я сходила на одну ...
Путевые заметки, день 5 Сегодня из Чили улетел в Аргентину. Я, конечно, люблю природу, но не могу долго находиться среди елок, гор, вулканов и ледников. Вообще не понимаю, как можно проводить отпуск на природе. Видимо, для этого надо постареть. Мне нужны большие города, толпы людей, ...
Организация мероприятия – это всегда огромная проблема. Может показаться, что планировать онлайн-мероприятие намного проще, чем готовить конференцию в стационарной форме. В конце концов, тогда не нужно резервировать город, питание и ночлег для сотрудников. Оптимальным решением будет ...