рейтинг блогов

День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

топ 100 блогов periskop26.10.2016 На Кругобайкальской дороге в промежуток 1999-2011 я бывал несколько раз, и всё разными способами. Пешком прошёл (1999), на тепловозе (2002, 2007), на буржуинском спецпоезде (2001), на рейсовой "мотане" (2004) и на рельсобусе (2011). Надо сказать, что за прошедшие годы Кругобайкалка сильно поднялась как туристическая достопримечательность, а её окрестности, всего лишь 17 лет назад представлявшие собой забытые Богом микроскопические посёлочки, претерпели превращение в гламурные турбазы и обустроенные по всем правилам стоянки. Там появились турпоезда - причём не один вид, а сразу несколько (на электропоезде под тепловозной тягой, на рельсобусе, на паровозной тяге).

В этот раз мы с коллегой День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал mikka решили испробовать тот способ перемещения, который вошёл в обыденность не очень давно - на туристическом поезде. Поскольку в наличии было два варианта - от Порт-Байкала на Слюдянку или обратно, выбран был первый - потому что мне-то надо было двигаться далее на восток, а наворачивать ещё один круг через Иркутск никакого смысла не имело. И всё бы хорошо, но мы (не специально!) попали на рейс особенный и нестандартный - во-первых, там был выделен целый вагон для представителей турфирм, которые возят туристов на Байкал. Они смотрели "фактуру" размещения и сервиса лично. Во-вторых, из-за этого на данный рейс была отменена живописная остановка у ручья Киркирей. И, самое главное и третье - остальные вагоны почти полностью выкупили китайцы, благодаря чему поездка приобрела дополнительный колорит :)

Поскольку поездка вышла очень уж насыщенной самыми разнонаправленными впечатлениями, то этот длинный день я разделил на 3 части. В первой части - утренняя часть дороги, переправа на Порт-Байкал и радикально преобразившаяся конечная станция современной Кругобайкалки.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал
Балалайкой встречают китайцев на Кругобайкалке


2. Предыдущий день был проведён в Иркутске, а на следующий день пришлось вставать рано-рано, чтобы успеть на автобус группы до Листвянки. В этот утро морозец стукнул совсем уж для сентября неплохо (-5), так что пока я дошёл от "Ангары" до драмтеатра, руки заледенели.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

3. В 7-15 утра стартовали на Листвянку по т.н. "трассе Эйзенхауэра". Название идёт от планируемого ответного визита Эйзенхауэра в СССР, он должен был состояться в июне 1960-го. Увы, потом случился шпионский полёт У-2 и его сбитие под Свердловском, так что американский президент тут так и не побывал. А вот прямая дорога, спешно построенная к его визиту прямо к Байкалу - осталась.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

4. Мы у Байкала. Солнце только-только встаёт из-за сопок, морозец тут не меньше иркутского, зато влажность выше. Отчего ощущение погоды ещё холоднее. Спешно лезу в рюкзак за тёплыми перчатками - чую, без них будет хреново :)
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

5. Наш катер уже ждёт. Переправа длится всего 15 минут, плыть немного. Но холодина какая, для сентября!
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

6. И вот, эпический момент. К нашему скромному микрику присоединяется три здоровенных "Неоплана" с китайцами, и посудину наводняет толпа жителей Поднебесной. И это ещё только треть того, что сядет на большой поезд!
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

7. Менюшка адаптирована на китайцев, и английский тут совсем не нужен.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

8. На борту царит суматоха, гомон и радостное возбуждение.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

9. Поехали. Вон вдали исток Ангары. Туда дальше - в Иркутск, к плотине. Когда вышли на открытую воду, задул ледяной ветер и я через минуту шмыгнул обратно, в тёплый салон.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

10. Впереди быстро приближается порт-байкальская гора и станция у её подножия. Издалека виден поезд - уже наш, что ли? И паровоз. Мы под паровозом поедем разве?
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

11. Заходим в гавань Порт-Байкала и швартуемся.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

12. На берегу уже приготовлена встреча: русская красавица с балалайкой, и бурят в роли русского (впрочем, китайцам и так пойдёт). Как только пароход отдаёт концы, они начинают бренькать русские мелодии.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

13. Артисты с балалайкой производит форменный фурор и сотни восторгов по лопатофонам немедленно передаются в Weibo. Впрочем, пара десятков туристов щелкают и зеркалками.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

Как-то вот так это выглядело:



14. А на первом пути уже и наш поезд.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

15. Однако самое интересное - дальше. За 5 лет, что я тут не был, закончили достройку приблизительной реплики старого царского вокзала станции Байкал и теперь она здесь является центром цивилизации. Сам вокзал представляет собой гибрид поста ЭЦ, зала ожидания, музея Кругобайкалки, гостиницы и кафе-столовой. Раньше ничего этого не было.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

16. У станции для колориту оставили Ъ на конце.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

17. Обустройство коснулось и прилегающих территорий. Клумбы, фонари, навесы... Контраст за 5 лет просто разительный!
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

18. Перрон полностью дощатый, что правильно и аутентично. Создаёт ощущение старой царской станции, как и задумывалось.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

19. Ладно, зайдём внутрь и посмотрим, что там наделали.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

20. Мда... И тут тоже, для туристов - неплохо. Конечно, реплика, но ощущение есть.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

21. Соседний зал - кафешка. Заглянул туда и вспомнил, как мы с братом в 1999 году, придя сюда пешком, искали хотя бы какой-то работающий в 11 утра магазин в окрестностях, чтобы консервы и хлеб прикупить...
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

22. А тут вход в музей. Объявление гласило, что он именно сегодня закрыт (воскресенье), но для большой группы его все же открыли. Посмотрим?
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

23. Музей занимает пару залов, но по содержанию очень неплох. Рекомендую однозначно проезжающим путникам зайти и посмотреть - сделаны и наглядные макеты, и много фотографий с пояснениями. Потом по Кругобайкалке будет ехать намного интересней. Раньше тут ничего такого и в помине не было.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

24. Реконструкция моста через бухту Берёзовую, просуществовавшего всего несколько лет в однопутном режиме.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

25. Наглядный макет станции с байкальской переправой. У пристани стоит большой паром, сожжённый в 1918-м. А в доке, смотрите, стоит та самая "Ангара", про которую я совсем недавно вам рассказывал.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

26. Любопытное соотношение надписей "Руками не трогать". Маленькая английская, средняя русская и огромная китайская :)
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

27. Есть и служебное помещение дежурного по станции. Дорога сейчас работает в разы активнее, чем всего лишь 8-10 лет назад. Прибавилось и стрелок, и разъездов.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

28. Расписание тоже стало больше. Смотрите, кроме рейсовой "мотани" (вверху), есть много турпоездов. А кроме них, тут ходят ещё и специальные буржуинские - типа "Золотой Орёл".
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

29. Ну а мы сейчас пройдём во-о-он туда, за лобастый утёс с поворотом железной дороги на Ангару и посмотрим, где сейчас конец Кругобайкалки.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

30. Уходим назад, к Ангаре. Старое здание отреставрировано и выглядит с иголочки.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

31. Паровоз, который был виден с катера издали - оказывается, его тут поставили памятником. Раньше не было. Конечно же, китайцы тут устроили фотосессию - ведь он с красной звездой! :)
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

32. Поставили послевоенную мощную "Лебедянку", хотя конечно исторически надо было ставить более лёгкий ленд-лизовский Еа, которые на этом участке после войны были основными в парке локомотивов.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

33. Идём дальше. Работают путейцы.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

34. Взгляд назад. Наш поезд удаляется и вскоре скрывается с виду за утёсом.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

35. Новое удивление: на Кругобайкалке, этом когда-то сонном архаичном царстве, появились автоматические стрелки! Ну, дела!
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

36. Снова взгляд назад. Поезда уже не видно. С этого места когда-то, столетие и более назад, отходила левее специальная линия для погрузки вагонов на ж/д паром "Байкал", когда Кругобайкалка ещё не была достроена (см. также фото №29 для наглядности).
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

37. Справа вместо Байкала начинается Ангара, а с левой стороны путь уходит в тупик. Всё. Вот он и есть, конец Кругобайкалки. Дальше пути нет - хотя когда-то, до 1956 года, тут был главный ход Транссиба (!) и поезда шли с большой частотой.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

38. Снимок на память на тупике.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

39. ...И вид с него в сторону Байкала. Вот оттуда мы и пришли. Идти близко, минут 10-12.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

40. Но просёлочная дорога по бывшей линии Транссиба идёт дальше вдоль реки. Сохранились и царские здания Сибирской ж.д. Вот это, например, сейчас отдано Байкальскому лесничеству.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

41. Просёлок убегает дальше. Тут и шла когда-то главная линия Великого Сибирского пути, пока не была затоплена после строительства Иркутской ГЭС (1956).
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

42. Возвращаемся обратно, к поезду. Поезд 8-вагонный, но 1 вагон отдан под электростанцию, которая даёт энергию отоплению, кондишенам и освещению. Первый вагон - I класса, остальные шесть - II класса. Пока мы ходили к тупику, привезли пароходом ещё одну группу китайцев.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

43. Прошёлся ещё вдоль линии, но в другую сторону. Есть тут и ещё сохранившиеся здания Сибирской ж.д. Вообще, на станции Байкал и сейчас очень колоритно. Если отойти от нового вокзала, в любую сторону - увидите много исторически интересного.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

44. Вид на станцию Порт-Байкал, которая расположена в кривой.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

45. Ну а в следующей части расскажу и про сам поезд и наш путь по этой легендарной дороге.
День 9. Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

Грузимся в свой вагон, отправление у нас в 10-38.

Содержание цикла

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Формирование Новороссии не завершено. Цель на ближайшее время - выровнять границы не по африканскому типу (по линеечке, план порошенко) а вывести их на границы административных образований Луганской и Донецкой областей, а по возможности прихватить буферные/смежные территории, на это указ ...
Моих соборов ароматных ульи - Что смирный воск, откинутый на сад, Да рыбьих свор облезлые прогулки Игривый успокаивают ад. Я на обмене глупая шиншилла, Но за бароном - славный феодал. Районных русл прозрачная текила Плывёт, что вновь, на смоченный канал. ...
при разминировании Пальмиры археологи в штатском нашли залежи ценной пасты из убиенной Жабою Секты. соответсвенно, и паста и скрины из ранних, ныне попрятанных записей Серячка: пикантные инсайды, откровения наблюдательного анона. найденные артефакты выкладываются в конец заглавного поста ...
И сегодня один совсем не психологический вопрос, который меня зацепил. Одному знакомому надо будет большую часть ногтя на большом пальце ноги срезать. Вот он и нервничает, успеет ли за лето ноготь отрасти? Ибо уже было и эта простая операция крепко портит жизнь даже летом, а вот когда уже ...
Всё же решил завершить свой проект-челлендж "10 точек на карте". Это был замечательный повод повспоминать разнообразные замечательные места, где был раньше. Теперь из-за ковида уже два года сижу в Москве и совершенно теперь неизвестно, когда теперь можно будет еще раз посетить те места ...