День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

топ 100 блогов periskop01.11.2016 Слюдянка, которая расположена в двух часах ходу после Иркутска на восток, на самом берегу Байкала - по-настоящему культовая станция. Среди тех пассажиров, кто пользовался дальними транссибирскими поездами при СССР или в первое постсоветское десятилетие, она памятна "омулёвым" изобилием. Её ждали, готовились за час-полтора - тара для рыбы, суровая бумага, пакеты, закупали пиво в Иркутске; предвкушали и когда поезд подходил к платформе, начиналась настоящая омулёвая вакханалия. Первые десять минут стоянки поезда омуль стоил 100%, потом скидывали треть, а за 2-3 минуты до отправления можно было взять оставшегося омулька и за полцены.

Омуль был отменный, свежий, саморегулирование в корпорации работало по-сибирски жёстко: если кто тащил к поезду несвежее, шансы остаться с целой мордой у такой торговки были ничтожны, равно как её после проступка изгоняли из компании. Вагоны у них были все заранее поделены. Через полчаса после Слюдянки вагон обычно пах копчёно-рыбным запахом: там затаривались омулем почти все. Проводники станцию не очень любили - вагонная мусорка после неё была завалена бутылками из-под усть-илимского пива и разорванными на квадраты газетами с рыбоостатками. Стойкий запах выветривается только часа через два, а в туалет примерно через час образуется очередь, если вагон плацкартный. Я хорошо черпанул этого колорита в своё время, и даже в начале ведения этого жж, лет десять назад, с удовольствием постил картинки омулёвой слюдянской корпорации. Тогда это ещё было актуально и свежо.

С тех пор много воды утекло. Сперва там ликвидировали старую вставку постоянного тока - в 1995-м Слюдянка перестала быть станцией стыкования. Затем к середине нулевых её и вовсе лишили длительных стоянок пассажирских поездов - электровозы пошли напроход на Улан-Удэ, без смены бригады. Но она ещё держалась: корпорация не могла умереть так сразу. Торговки умудрялись продавать свои корзины за три минуты - тем более что омуля с легендарной станции всё равно ждали. Многолетние привычки не отменить. Потом был нанесён ещё один удар: построили новую платформу на отшибе, чёрти где за десять путей от вокзала. Половина поездов (в основном с запада на восток - самых "хлебных" по выручке) стала останавливаться там. На такое расстояние особо не набегаешься, тем более с короткими стоянками. И где-то за пять лет после этого знаменитая омулёвая торговля сошла почти на нет. В этот раз я обходил киосочки - ассортимент был совсем печален и мал. Никто не торговался, никакого свежака уже не было и в помине, только лежалые мелкие рыбинки. Сик транзит глориа мунди...

Впрочем, довольно ностальгической лирики. Давайте посмотрим, какова она - сегодняшняя Слюдянка.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая


2. Утро вторника было красивым (вид с апарт-отеля слюдянского машиниста). Это хорошо: ведь сегодня мне ехать вдоль Байкала. Погода важна.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

3. Позвтракал и пошёл по утреннему городу. Машинист-сдатчик квартиры не заморачивался и попросил меня с утра просто захлопнуть при уходе дверь (рассчитался с ним я ещё по вечеру). Всё на доверии, никакой проверки. Гопническая Слюдянка за пять прошедших лет, конечно, серьёзно изменилась. Не по домам, они остались прежние - а по благоустройству. Возникли новые скверики, а старые переложили плиткой. Скамейки, какие-то фигурные урны - в общем, много всего.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

4. В центре поставили даже новомодный тренд - "я люблю XXX" с красным сердечком. Теперь такую инсталляцию я вижу почти везде. Модно.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

5. Фонтан напротив администрации был выключен, но вечером допоздна бил, мощной струёй.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

6. Паровоз с польской башней у ДКЖ подсвечивался солнышком с другой стороны, смотрелось всё красиво, на фоне рыжих сопок.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

7. Здесь даже устроили бесплатный вай-фай! Кто бы мог подумать в 2011-м! :)
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

8. Так я постепенно вышел на главный станционный виадук. Вон она, новая дальняя платформа, видна внизу. Когда поезд, обычно чётный, принимается на неё - вы ничего не увидите, никакого уникального вокзала или Байкала за ним. Сейчас там стоит пригородный из 2 вагонов, "мотаня" с Кругобайкалки.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

9. А главная (первая) платформа девственно пуста. Ещё 10 лет назад такое тут невозможно было представить. Нет, тут не тихо - грузовые идут часто, каждые 7-10 минут. Но по части пассажиров - совсем мало.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

10. Пока суть да дело, до поезда ещё почти час - не спеша обошёл все киоски. Омулёвые заведения стали перепрофилироваться на другое - то салон связи, то сувениры для транзитных туристов, то продукты. Стал спрашивать омуля - показали в одном месте, совсем не понравился. Явно лежалый, да и мелкий - нету больше тут оборота торговли...
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

10а. А вот картины 2004 года, когда ещё Слюдянка была в силе, на её исходе. Такой ряд сидел в центре платформы, плюс торговки с корзинами окормляли по паре вагонов каждая.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

10б. Вот примерно такими корзинами - это "мобильные" тётки, т.е. те, которые меж собой распределяют состав: по одной на пару вагонов. Ой, сколько тогда тут продавали омуля! Страшное дело. Наверное, сотнями за проход поезда. Омулёвые торговки тоже были узнаваемы издалека, не спутать. И все как на подбор - с зычным голосом!
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

11. Уникальный слюдянский мраморный вокзал 1904 года с привокзальной площади. Освещение было отсюда красивее.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

12. Внутри вокзал я уже показывал 5 лет назад. Ничего особо не поменялось - разве что поставили "медведевские" рамки.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

13. Бюст министра путей сообщения времён русско-японской войны, князя Хилкова. Пока на него смотрел, вспомнил, что где-то была и советская табличка про революционера Бабушкина. Цела ли она?
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

14. Обошёл здание - цела. Вот только стёрлась. Хорошо бы подновить...
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

15. После реконструкции 2000-х на здание вернули царские эмблемы МПС.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

16. Год постройки. И каким камнем вокзал сложен, ух!
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

Тут меня ждал сюрприз. Пошёл на станцию узнавать про поезд - он должен быть уже через 20 минут, но меня там огорошили: мой поезд опаздывает на полтора часа! Это было очень нехорошо, очень: потому что у меня была рассчитана 3-часовая остановка на станции Мысовая, а из-за этой задержки я там ничего толком не успею, так как останется на неё только полтора часа :(
Но что делать. Ладно. Раз так, надо сходить и поискать "байкальскую дырку" - то есть место, куда пассажиры поездов во времена оны бегали символически окунаться в Байкал.

17. От вокзала дорога ведёт прямо к озеру. С правой стороны - территория храма-новодела, он и есть ориентир (на фото - взгляд назад). А что тут было раньше - не помню, кажется пустырь.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

18. Если же от кадра 17 повернуться на 180°, то видна и та самая знаменитая "дырка в Байкал". Цела! :)
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

Когда в тут в раньшие времена долго стояли поезда (15-20-25 минут), некоторые любители острых ощущений бежали бегом к Байкалу и через эту дырку проникали на берег, символически окунаясь. Такой кураж среди части пассажиров особенно был популярен в советские времена. Сейчас уже всё это подзабылось, и поезда стоят чуть-чуть, а "дырка", как видите - осталась.

19. Вдоль Байкала - набережная. Помню по прежним приездам - вечерами тут любили ходить местные гопники, это было любимое тусовочное место. Как сейчас, не знаю.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

20. Сакральная пассажирская дыра к Байкалу.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

21. Тут вот народ и окунался :) Потом сломя голову бежал обратно к поезду. А немного ближе к вокзалу ещё стояла не менее известная колонка с "байкальской водой", она тоже была популярна - в ней воду набирали баклагами, порой стояла очередь. Сейчас её не нашёл.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

22. Взгляд от набережной назад. Раньше было пусто, а сейчас, смотрю, место постепенно столбят "новые слюдянцы" с капитальными хоромами.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

23. После прогулки к Байкалу вернулся на станцию, заглянул в справку. Меня не обрадовали - поезд действительно опаздывает, причём уже больше - на 1 час 40 мин. Увы. Ладно, сел на скамейку, день солнечный, начал фтыкать на проходящие поезда. Вот мягко подошёл скоростной контейнерный поезд. Тележки, видимо, пассажирские - идёт очень тихо. Постоял минут семь и поехал дальше. Такой вот поезд - и есть реальный "шёлковый путь", а не фейковый, которыми заполонили газеты и сайты и засирают легковерной публике мозги.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

24. Столб 5312 км. Столько отсюда до Москвы.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

25. Вот со стороны Мысовой подходит "семёрка" (Владивосток - Новосибирск). Стоять ей тут всего 3 минуты.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

26. Конечно, никакой "омулёвой" активности не было и в помине. Тихо. Местное время почти 10 утра, раньше был бы разгар торговли.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

Подошёл к вагону, сфотал проводников.
- А зачем это вы меня снимаете, а?
- Для истории.
- А разрешение есть?
- Есть.
- (подбоченясь) Точно есть?
- Точно-точно! А скажите, омулем давно тут перестали торговать, корзинами?
- Да года четыре уже как сошло на нет.
- Ну ясно (поезд трогается). Удачной дороги!

27. Вот прошёл почтовый. Не почтово-багажный, как раньше - а именно почтовый. Тоже тихие вагоны, новенькие.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

28. Ставят новые опоры контактной сети. Обратите внимание - засыпают байкальским камешком. Его ни с чем не спутать.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

29. Прошёл и к локомотивному депо, почти к концу платформы. Красиво тут. Прогулялся бы и туда, но уже поезд скоро.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

30. На поезд пришлось тащиться через виадук на ту самую дальнюю платформу, см. №8. И вот он, идёт, родимый, под ЭП1П. Поезд №72 сообщением Северобайкальск - Улан-Удэ. Ехать мне им примерно 2 с половиной часа, потом новый город.
День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

Дальше у нас по плану - новый поезд и станция Мысовая :)

Содержание цикла

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:21

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
что мы, в лесу гуляя, ищем? как понимаю это сам: любовь к здоровой русской пище - любовь к отеческим грибам Волнушка-переросток Белый и пара моховиков Свинушки. Раньше собирал: они неплохи жареные - но вычитав у М.Вишневского ...
«Марш мира», на который всю последнюю неделю зазывали наши альтернативно либеральные СМИ, завершился. Тщательно подсчитаны участники — выведены на чистую воду фальсификаторы, подняты на смех сомневающиеся. Смотр боевых частей произведен, все разошлись по кофейням. Прежнего задор ...
   Однажды человек средних лет просыпается ночью и понимает ужасную вещь. В его голове с кристальной ясностью возникает мысль «я умру». Это ужас.  Т.е. мы всегда это знаем, но эта перспектива в общем-то волнует, но… Люди боятся смерти ...
Васерман далеко не все вопросы осиливает Вроде как на канале мир сейчас его смотрю ...
... Русские кухонные нацисты, или просто ебаньки. Человеку которому нечем гордится ...