Чья зона лучше?

топ 100 блогов solovki20.07.2010

 

Народ, не знающий свою историю,

вынужден проживать её вновь и вновь.

 

На «зонах» первого концентрационного лагеря Советской России – Соловецкого Лагеря особого Назначения – был в ходу лозунг: «Сегодня – на Соловках, завтра – в России!». История Соловков задним числом подтвердила правоту этой фразы.

В XV веке основание Соловецкого монастыря ознаменовало новый, северо-западный  вектор расширения Российских пределов – и в результате мы овладели Кольским полуостровом и территорией Карелии. В XVI веке игумен Соловецкого монастыря (позже – митрополит Московский) Филипп Колычев построил на Соловках первую в России закрытую каменную гавань и единственную в мире озёрно-канальную систему; впервые официально предложил уничтожить опричнину Грозного, и погиб в тверском Отроч-монастыре от рук Малюты Скуратова. С конца XVI века Соловецкий монастырь был единственной официальной тюрьмой Российской империи по содержанию преступников, дав начало российской тюремной субкультуре.

В веке XVII соловецкий монах Елеазар первым в православии опубликовал книгу о самом себе – «Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим». В этом же веке любимый ученик Елеазара – Никон – будучи патриархом, разжёг внутрицерковный спор с Соловецким монастырём о «новых книгах», который закончился восьмилетним «соловецким сидением» и разгромом Соловецкого монастыря. Последствия действий соловецкого постриженика Никона страна ощущает до сих пор. В XVIII веке именно с Соловков царь Пётр Первый начал военную операцию, которая завершилась основанием Санкт-Петербурга. И, хотя в XIX веке на Соловках не происходило значимых событий, в веке XX их случилось два. В 1917 году в стенах Соловецкого монастыря прошли первые демократические выборы в России – открытым голосованием был избран новый игумен монастыря. А в 1923 году на архипелаге был организован Соловецкий Лагерь особого назначения, давший начало уже новой, «лагерной» системе, распространившейся на весь СССР. Таким образом, тюремный лозунг «Сегодня – на Соловках, завтра – в России!» действовал задолго до того, когда был написан на воротах Соловецких лагерей.

Можем ли мы предположить, что лагерный лозунг актуален и сегодня? Скорее всего – да. Соловки интересны не только с точки зрения российской истории, религиозной святости или природных ландшафтов. Сегодня Соловки – уникальный объект с точки зрения социологии и футурологии. Дело в том, что на островах живут всего 1000 человек, около 50% из которых пенсионеры, а ещё около 10% – дети. Итого на Соловках всего лишь около 400 человек работоспособного населения. При этом половина его пока трудится в Соловецком музее, а остальная половина обслуживает посёлок: администрация, МВД, ГИБДД, МЧС, лесхоз, магазины, гостиницы…

Наблюдая за тем, что происходит на Соловках в среде местного населения, мы, во-первых, фиксируем модель взаимоотношений между членами социума, насаждаемую государственной властью; а во-вторых – наблюдаем собственно государственную систему, представленную различными министерствами и ведомствами, в коих работают соловецкие жители. С точки зрения социологии, Соловки – это линза, позволяющая разглядеть в незначительных соловецких событиях признаки СИСТЕМЫ, сметающей на своём пути всё, что попадает под её катки.

События, происходящие на Соловках в последние годы, можно выстроить в точной хронологии, обозначив вектор нынешней государственной политики, забывшей о том, что государство – это НАРОД, являющийся самой сутью и основой любого государства. Итак. Хроника соловецких мелочей.

1991 год – на Соловках восстанавливается Соловецкий монастырь. С этого времени монастырь начинает озвучивать свою главную цель – полное владение островами.

2001 год – Соловецкий монастырь заключает договор с Соловецким музеем о совместном использовании памятников религиозного назначения.

2001 год – передача РПЦ двух скитов на острове Анзер. В результате, огромный остров (24 кв.км.) перекрывается частной охраной, за высадку на остров (в нарушение всяческих законов) требуется плата: посетить его можно либо в составе музейной экскурсии, либо по «благословению», как стыдливо называется та же самая оплата монастырской экскурсии. Свободное перемещение по острову запрещено.

2002 год – монахи Соловецкого монастыря производят самозахват скита на горе Секирной. Череда самозахватов памятников на разных островах архипелага длится до сих пор.

2003 год – по настоятельной просьбе монастыря детский яхт-клуб удаляют со Святого озера, предлагая перевести занятия в морскую акваторию. В дальнейшем детский яхт-клуб прекращает свою работу по причине невозможности обеспечения безопасности детей на море.

2005 год – монахи Соловецкого монастыря самовольно перекрывают шлагбаумом дорогу на остров Большая Муксалма. Шлагбаум был разрушен группой туристов-таможенников, возмущённых правовым беспределом.

2006 год – в соловецком поселковом клубе по настоятельной просьбе монастыря перестают проводить дискотеки для молодёжи в дни постов и религиозных праздников.

2007 год – с подачи Архангельской епархии, по телефонному звонку из областной администрации, на Соловках запрещают показ фильма «Код да Винчи». Таким образом, Соловки становятся первой территорией в России, где показ фильма запрещается по идеологическим соображениям.

2008 год –  на Соловках фактически прекращает деятельность поселковый клуб: череда запретов делает невозможным показ кинофильмов и проведение увеселительных мероприятий. Директор клуба увольняется.

2009 год – по благословению архимандрита Мефодия во внутреннем дворе комплекса деревянных памятников XIX века закапывается шестидесятитонная цистерна мазута, и организуется неофициальная монастырская топливозаправка. Переписка между Госпожнадзором и монастырём пока ещё не окончена, но с уверенностью можно сказать, что цистерна с мазутом останется на своём месте.

2009 год – директором (федерального!) Соловецкого музея назначен церковный сановник – бывший казначей Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Соловецкого монастыря Порфирий.

2009 год – прокуратура Архангельской области издаёт постановление о закрытии некоторых соловецких дорог для движения автобусов из-за аварийного состояния мостов и угрозы жизни туристов. 

2010 год – Соловецкий монастырь игнорирует постановление прокуратуры, организуя автобусные перевозки туристов через аварийно-опасные мосты. Вслед за монастырём по тем же дорогам начинают ходить музейные и частные автобусы. С этого момента Соловки перестают быть территорией России. И уж тем более – Архангельской области. Всё просто: если монастырь не исполняет постановлений «ока государева» и не подчиняется его постановлениям, то почему эти же постановления должны исполнять другие организации и жители Соловков? Суть ситуации проста: если в процессе достижения очередных «благих» государственных целей в жертву приносится ЗАКОН – анархия неминуема. Невозможно заставить исполнять закон одних, когда его не исполняют другие. Потому – не исполнять закон будут все. Все жители  Соловков.

30 июня 2010 года. Губернатор Архангельской области Михальчук заявил: «…Туристы будут находиться на островах строго ограниченное время. Размещать гостей на ночной отдых можно будет в отелях на материке, а гостиницы архипелага предоставить паломникам, которым необходимо намного больше времени для посещения монастыря...». На лицо – попытка разделения граждан страны по религиозному признаку. При этом предполагается ограничение конституционных свобод «не-паломников», которым будет отказано в ночёвке на Соловках. То есть, по существу, нам предлагается создание на Соловках некой «православной зоны». О таких «туристско-религиозных» зонах сегодня много говорится по всей России. Так, например, 25 июня патриарх Кирилл призывает создать подобную зону на Урале, в городке Верхотурье. И просит на это богоугодное дело 3,5 миллиарда государственных денег (читай: налогов граждан России). Государство удовлетворяет просьбу патриарха: деньги на «зону» будут.

Потому губернатор Михальчук лишь вторит патриарху и правительству. Ведь никто в серьёз не предполагает, что церковь действует самостоятельно. Это просто государственная политика, при исполнении которой никто не будет прислушиваться ни к соловецким, ни к верхотурским жителям. Их просто заставят жить в новых зонах. Пусть даже и православных. И как только новая соловецкая «зона» получит право на жизнь, а законы Российской Федерации окончательно перестанут действовать на Соловках, нам придётся вспомнить лозунг Соловецкого лагеря особого назначения: «Сегодня – на Соловках, завтра – в России!»

Возможно ли, чтобы эта фраза несла в себе положительный оттенок, обозначая действия властей по отношению к Соловкам? Конечно. Для этого необходима лишь мелочь: тройственный договор между Государством, Церковью и Народом, гарантирующий соблюдение законных прав всех сторон. Кто-то скажет: «Такой договор уже есть! Это же Конституция страны!». «Да» – отвечу я. Конституция есть, но её исполнения – нет. И до тех пор, пока представители власти будут своими заявлениями дискредитировать основной Закон государства, попирая его элементарные нормы, мы будем жить в стране, где призывы к созданию «зон» будут напоминать лишь об ужасах концентрационных лагерей, кровавых расстрелах и «узниках совести».

 

©О. Кодола, 2010

 

 

 

 

 

 

.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прелесть! 17:48:35 DSC_9426 Taken on June 12, 2022 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 55.0 mm 1/160 640 Centrs, Rīga, Latvia Riga. signs of ...
Внимание: Убедительная просьба, дождаться загрузки,и развернуть картинку на весь ...
Всем привет! То ли моя недавняя задачка о мячах была слишком сложной, то ли слишком простой, а может быть просто не было достойной мотивации типа поездки на фабрику Ferrari в Маранелло :)... В общем, как-то не пошло. Не то, что в нашем фан-клубе ! Однако победитель всё таки есть! ...
Деревня в которой нет дорог Фото-путешествие в маленькую голландскую деревеньку Гитхорн. Часто ее называют Голландской Венецией, так как ...
Всем привет! У меня два вопроса. Есть ли тут кто из Амстердама (идеально) или кто был там с грудничком? Предстоит поездка на 2-3 недели с 7-мимесячным младенцем. Интересуют бытовые и культурные моменты как жить что делать что там с детским питанием (каши, банки), где стирать (жить будем ...