рейтинг блогов

Чужие матери и чужие отцы

топ 100 блогов colonelcassad09.04.2013

Чужие матери и чужие отцы

Посмотрел 3-х серийный немецкий фильм "Наши матери, наши отцы" на тему Второй мировой войны глазами немцев. Фильм практически сразу вызвал жаркую полемику, но я хотел составить собственное впечатление, поэтому просмотра уже написанных рецензий и мнений избегал.


В итоге, фильм оставил странное впечатление. Нам действительно предлагается посмотреть за развитием событий на Восточном фронте с 1941 по 1945 глазами немецких солдат. Собственно и до этого немцы выпускали различные фильмы на эту тему, самые известные из которых - "Собаки, хотите жить вечно?", "Железный крест" и "Сталинград". В них прослеживалась общая тенденция с попытками оторвать нацизм от немцев и очеловечить исполнителей. В этом плане, "Наши матери, наши отцы" не стал исключением и снят он в примерно таком же духе.

Чужие матери и чужие отцы

Фильм повествует нехитрую историю о том, как 5 друзей - обер-лейтенант и рядовой вермахта, певица, медсестра и портной-еврей, в июне 1941 года договариваются встретиться после окончания войны, которая как обещал фюрер, закончиться под рождество. На память они делают фотографию счастливых и улыбающихся лиц. Сей прием не нов и встречался в более известном фильме "Оранжевый солдат" про голландское движение сопротивления, где так же предвоенная фотография нависала над искореженными судьбами главных героев.
Собственно все 3 серии, это 5 персональных путей в ад, для каждого из героев.

Чужие матери и чужие отцы

Образцовый унтер-офицер Вильгельм Винтер - бодро шагает по дорогам Польши, Франции и СССР. До поры, до времени - он не сомневается в победе и правоте своего фюрера. Он умело руководит своей штурмовой ротой во время зачистки окруженных русских узлов сопротивления, после легких колебаний - выполняет "приказ о комиссарах", расстреливая взятого в плен комиссара или гонит колхозников на мины расчищая проход в лесах под Можайском. При этом авторы не удержались от вброса на тему права расстреливать военнопленных. Устами гауптмана Файгля, воспроизводится известное вранье (которое далее в фильме нигде не опровергается), что пленных можно было расстреливать, так как СССР не подписал соответствующую конвенцию. На самом деле, конвенция обязывала Германию соблюдать все права советских военнопленных даже в том случае, если СССР ничего не подписывал. Немецкая пропаганда этот момент во время войны обходила, так как этот момент обосновывал право вермахта на бессудные расправы над военнопленными.

Чужие матери и чужие отцы

В этом отношении, авторы фильма умолчав об этой подоплеке, фактически воспроизвели пропагандистское клише времен войны. Потом по мере различных ужасов войны на восточном фронте, у Вильгельма Винтера происходит внутренний слом и после поражения немцев под Курском и гибели большей части роты, он впадает в депрессию и дезертирует. Это слом так же сопровождается рядом мифологических набросов. Так, например, поражения немцев под Москвой объяснены исключительно распутицей и морозом. То есть фактически дословно в фильме немцев побеждает "Генерал Мороз", что к историческому содержанию битвы за Москву имеет крайне мало отношения. Плюс стоит отметить, что по фильму, Вильгельм и ряд других персонажей узнают о различных зверствах далековато от границы, хотя документальные свидетельства говорят, что и вермахт и СС, практически с первых дней творили на территории СССР различные непотребства. А так получилось, что Вильгельм только в районе Смоленска понял, что представляет из себя оккупационная политика на востоке, а до этого, немцев везде и всюду встречали цветами.

Чужие матери и чужие отцы

Дезертира конечно ловят, отправляют под трибунал, хотят расстрелять, но в итоге засовывают в штафбат, который занят уборкой трупов, постановкой мин и сжиганием деревень. В итоге, Вильгельм давно уже во всем разочаровавшийся, убивает командира и повторно дезертирует, дабы появиться в Берлине в конце войны.
Образ Вильгельма Винтера, это собирательный образ тех "Кто выполнял приказ", даже в тот момент, когда понимал их преступность. Он так же является отражением того растущего разочарования в нацизме и Гитлере, которое крепло в вермахте с ростом числа поражений на фронтах, и которое привело как к заговору Штауфенберга и переходу от веры в победу, к банальному фатализму. Поэтому Вильгельм Винтер - это по сути та часть немецкой военной машины, которой поражения под Москвой и Сталинградом отчасти прочистили мозги, правда Вильгельм тупил вплоть до Курска.

Чужие матери и чужие отцы

Совсем другой коленкор с его братом Фридхельмом. Начиная с типичного задрота, которого запихнули на Восточный фронт, авторы показывают его последовательное превращение в палача. Если в Смоленске осенью 1941 года, он еще пытается спасти еврейскую девочку от эсэсовцев и их украинских пособников (тут странный момент, поскольку если не изменяет память, истреблением евреев на Смоленщине вместе с немцами занималась русская вспомогательная полиция), то позднее, он уже без колебаний убивает безоружных, включая женщин и детей.

Чужие матери и чужие отцы

Участвует в массовых расстрелах и повешениях, в результате чего становится матерым карателем участвующим в антипартизанских действиях вспомогательных частей вермахта и СС. Тут он несмотря на мотивацию, фактически смыкается с штандартенфюрером Химером, который убивает девочку в Смоленске, охотится на партизан и приказывает ему собственоручно повесить группу заложников.

Чужие матери и чужие отцы

Его образ - это образ разочарованного фанатика, тех, кто потерял веру в свои идеалы, но сражался до самого конца, так как конец войны означал конец смысла их существования. Их довоенное содержание выгорело - остались пустые оболочки. Классическая бешеная собака, которые сами стрелялись и которых пристреливали в конце войны.

Чужие матери и чужие отцы

Грета Мюллер - начинающая певица, которая крутит роман с евреем Виктором, но после активизации гонений, ради спасения Виктора, ложится под штурмбаннфюрера Дорна, который справляет еврею паспорт в оккупированную Францию, а из Греты делает популярную певичку на немецком радио. Само собой, коварный гестаповец никуда еврея не отпустил, а засадил в Заксенхаузен, а Грета ничего про это не знала. Ну вы знаете это частое немецкое оправдание "Мы не знали что происходит в лагерях". И пока на Востоке бушует война, а евреи сидят по лагерям, она делает карьеру, ее крутят по радио, а роман с Дорном продолжается.

Чужие матери и чужие отцы

Но все меняет Восточный фронт, где она побывала с концертом перед битвой за Курск. Увидев творящееся там ужасы, она по возвращении в Германию начинает вести пораженческие и подстрекательские разговоры, плюс разрушает семью Дорна. Само собой ее по обоим причинам запирают в тюрьму Шарлоттенбург, где за несколько дней до капитуляции Берлина, ее расстреливают.

Чужие матери и чужие отцы

Сцена, где гестаповец ей говорит "Вы думали, мы про вас забыли?" безусловно неплоха. Грета - это собирательный образ той Германии, которая романтично смотрела на свой роман с нацизмом, считавшей свое сотрудничество с ним естественным и непредосудительным. В 1945 пришла расплата за все иллюзии.

Чужие матери и чужие отцы

Шарлотта (Чарли) - наивная дурочка, которая от общества немецких женщин записалась медсестрой на Восточный фронт в 1941 году и кочевала со своим госпиталем за главными героями в  течение всего фильма. Как преданная фюреру арийка, заложила еврейку Лилю, которую сама же и взяла помогать в госпиталь. Насмотревшись оторванных конечностей и выпущенных кишок храбрых солдат фатерлянда, а так же впав в депрессию от осознания совершенного предательства, так же как и другие - ломается характером, но продолжает почти всю войну заниматься тем, чем занималась.

Чужие матери и чужие отцы

Понимание, что что-то здесь не так, где-то бродит, но как послушный винтик, она вращается и вращается, попутно сожительствуя с госпитальным хирургом. Ближе к концу войны происходит маленький бунт, Чарли помогает раненным немцам отлеживаться в госпитале замедляя их выздоровление, дабы уберечь их от ужасов наступающей Красной Армии, которой по радио пугает Геббельс. Но и тут приходит расплата, так как ее закладывает ее подруга Хильдегард. Но последствия наступить не успевают, так как приходят русские, всех раненных убивают, а саму Чарли пытаются изнасиловать (ну куда ж без этого).
Тут уже в который раз, немцы втихую подыгрывают мифу об "изнасилованной Германии", правда в данном конкретном фильме, они это дают мельком, потому как преданная Чарли Лиля, внезапно появляется в форме похожей на форму НКВД и спасает ее от изнасилования, отсылая к известным директивам Жукова и Сталина, что насильничать над мирным населением нехорошо. При этом вопрос о том ,что перед этим советские солдаты запросто так расстреляли кучу раненных, повисает в воздухе. Работавшую в немецком госпитале русскую Соню Михайлову, Лиля сама убивает как предательницу. Ну тут вопросов в принципе нет, так как сотрудничавших с немцами в ходе войны действительно частенько кончали без суда и следствия http://colonelcassad.livejournal.com/74765.html. В итоге, Чарли спасается под фразы "С кем еще мы будем строить Новую Германию". Это такой себе собирательный образ той Германии, которая не понимала или делала вид, что не понимала, что расплата за все неизбежна. С одной стороны наивность, с другой - широко закрытые глаза, с которыми немцы продолжили строить теперь уже капитализм в ФРГ и социализм в ГДР.

Чужие матери и чужие отцы

И наконец пятый - Виктор Гольдштейн. Странствующий Агасфер. От Берлинских улиц гноящихся расовыми законами и происками штурмбаннфюрера Дорна, в тюрьму Шарлоттенбург, затем в Заксенхаузен, потом в эшелон уходящий в Аушвиц, побег, польские партизаны, которые убивают и немцев и евреев. Тут фильм рукопожатно отметился фразой "Русские считают нас такими же рабами как и немцы". Откуда что взялось в районе Варшавы, где советской власти отродясь не было -  загадка. Впрочем потом местный партизанский вожак глубокомысленно замечает, что мол с русскими мы еще сможем договориться, а немцы нас всех перевешают. Но осадок как говорится остался. В итоге Виктор партизанит себе с поляками, уклоняясь от происков карателей и местных коллаборационистов, которым только дай выдать еврея немцам.

Чужие матери и чужие отцы

Но затем поляки узнают, что он таки еврей и прогоняют его, как раз перед тем, как каратели находят партизанский лагерь. В итоге всех его польских друзей убивают, а его самого отпускает Фридхельм. В итоге, после всех мытарств, он возвращается в разрушенный Берлин, где обнаруживает, что в его квартире живет немецкая семья, а виновник его мытарств Дорн, служит американцам в местной администрации, причем американцы прекрасно знают что он служил в Гестапо. Тут такая себе почти воздушная отсылка к теме денацификации Германии, когда значительная часть нацистов, вполне себе спокойно работали в структурах власти ФРГ и оккупационной администрации. Само собой, у Виктора разрыв шаблона от таких вот "освободителей". Он предстает в образе немецких евреев пострадавших от нацизма и тут все довольно стандартно. Платить и каяться.

В итоге, в конце фильма 3 из 5 главных героев собираются в кафе изуродованные прошедшими 4 годами символизируя собой изуродованную нацизмом и войной Германию.

Что хочется сказать по поводу всего этого. С одной стороны, весь фильм немцы старательно занимаются самобичеванием по поводу различных архетипов прямых и косвенных пособников нацизма и его преступлений. Нельзя сказать, что это замалчивают, наоборот - сцены военных преступлений в течение всего фильма встречаются частенько, а большая часть героев со временем  все понимает. Причем помимо традиционных кровавых упырей из СС, довольно неприглядно показан и вермахт, хотя если обратить внимание, то заметна и старая линия по разграничиванию преступлений вермахта и СС.

Чужие матери и чужие отцы

С другой стороны, при всех стенаниях на тему страданий евреев, по итогам фильма, не видно каких-то серьезных выводов на тему того. что немцы творили на территории СССР. Русские в фильме - это некая серая масса, которая либо обороняется, либо наступает, либо уничтожается немцами. Значимых русских персонажей в фильме нет. Есть Лиля, но она еврейка.
Вкупе с различными ляпами, и откровенными мифами на тему ВОВ, тема ответственности немцев за 26,6 млн. жизней. уходит на второй план перед страданиями евреев, которые показаны более ярко и персонализированы в лицах Виктора и Лили. Это известная европейская линия, когда жертвы понесенные СССР, отодвигают на второй план и здесь немцы вполне открыто следовали этому тренду, выставляя на первый план евреев, которым они до сих пор платят компенсации и систематически каются. Вот этот момент мне не понравился даже больше явных исторических ляпов, так как эта линия проходит через весь фильм и вызывает наибольшее неприятие.

Сам же фильм, это по сути стандартная немецкая рефлексия, которой немцы с упоением придаются с 40х годов, помноженная на солидный такой ошметок пропагандистских мифов и клише. Плюс по сценарной форме он весьма вторичен, да и героев, которым можно было бы сопереживать в фильме практически нет. Вильгельм - военный преступник, Фридхельм - каратель, Грета - подстилка гестаповца, Чарли - стукачка и послушный винтик. Ну разве что Виктор, да и тот, довольно стандартный образ из различных поделок на тему холокоста.
Ну это помимо очевидного факта, что у нас в стране, найдется крайне мало людей, сопереживающих людям в мышиной униформе.

Техническая часть.

Чужие матери и чужие отцы

1. Особой компьютерной графики в фильме нет, та что есть весьма корявенькая, поэтому ничего серьезного тут можете не ждать. Озеров с его "Цитаделью" посмеивается над немецкими потугами.
2. Батальные сцены так же по большому счету звезд с неба не хватает. Помоему даже в древнем "Сталинграде" происходящее смотрелось живее.

Чужие матери и чужие отцы

3. Довольно неплохая работа с костюмам и униформой, разнообразные награды, амуниция  детали формы - все это выглядит довольно реалистично. Правда в отношении наших, там все как всегда тухловато смотрится, особенно удивил советский фаустник в Курской битве. Где он успел через пару дней немецкого наступления нагрести столько? Да и в целом, советская форма выглядела более схематичной. Хотя то-тут, то-там в той же немецкой форме мелькали какие-то странности. Так же стоит вспомнить беспорядочно натыканные советские плакаты.

Чужие матери и чужие отцы

4. Помимо уже упомянутых ляпов, стоит отметить и другие. Например согласно фильму, Африканский корпус Роммеля начал отступать за несколько дней до битвы на Курской Дуге, в то время, как на самом деле, немцы капитулировали на мысе Бон еще весной 1943 года. Хроника в фильме, так же порой не соответствует показанным периодам.
5. Операторская работа неплохая, но видно, что оператор более склонен к камерным сценам. Возможно в этом и причина довольно слабого экшена.
6. Музыка в целом особо не запомнилась.

В итоге получилось довольно стандартное для немцев кино, сдобренное довольно солидный куском антисоветских и просто антиисторических мифов. Их меньше, чем я ожидал, так как "4 дня в мае" настраивали именно на нечто подобное по части "накала", но и того что есть, более чем достаточно, чтобы создать вполне определенный осадок. Немцы по прежнему готовы яростно каятся за нацизм выставляя себя в числе пострадавших, но при этом, они не упускают возможность лягнуть и победителей нацизма, так как это весьма удобный способ затушевать часть своей вины по схеме "не мы такие, жизнь такая". Как представляется, все эти оправдания немцев, во многом исходят от того, что историческая травма от поражения во Второй мировой войне и комплекс соучастников нацизма, в немцах до конца не изжиты и такие фильмы требуются, для преодоления этой вековой травмы.

Его вполне можно посмотреть в порядке ознакомления с современной немецкой рефлексией на тему Второй мировой войны, но следует четко помнить - это их матери и их отцы, которые летом 1941 года пришли убивать наших матерей и наших отцов представлявшимся немцам некой серой массой. Главная проблема этого фильма в том, что это отношение к нам, они до сих пор не изжили.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это в продолжение сегодняшнего обращения по госизмене Навального: https://t.me/SergeyKolyasnikov/16697 Как уже говорил утром, после заявления представителя ЕС Жозепа Борреля, что антироссийские санкции введены по просьбе Навального, состав 275 УК РФ полноценный, хоть в парижскую ...
Я смотрела на мужчину, который ожидал мою подругу. Вот, как на фото – мальчик из поселка «Нижние залупки», который садится не в свои сани. Впечатление льва он явно не производил, скорее трепетной лани, то приглаживал редковатые волосы, то совал руку в карман пиджака, где, скорее ...
Кузина это называла "свинина по-охотничьи" Сейчас под этим названием тьма абсолютно разных рецептов Мы же просто тушили И кроме соли только лавровый лист и перец горошком Получается очень вкусно Гарнир любой Помидоры домашние ...
В "Пикнике на обочине" один (довольно неприятный) персонаж говорит, что "гипотеза Бога позволяет объяснить все", ничего не зная, чем многие и соблазняются. И это действительно распространенная точка зрения - что некоторые люди во что бы то ни стало добиваются иллюзии понимания, тут их попы ...
«Старый клён»: Александр Рыбак исполнил песню из фильма «Девчата» ...