Чучхэ и сталинизм - это наше будущее
schriftsteller — 11.03.2011 Еще на тему моего тезиса, что КНДР сегодня - это мир завтра.Что происходит, когда количество доступной энергии сокращается? Пример КНДР, в которой это сокращение произошло быстро, в течение всего шести лет, с 1990 по 1996 годы, показал, что первым делом выбивается промышленность. В 1996 году по основным отраслям промышленности осталось всего 25-30% объема производства к 1990 году. Сильнее всего упала нефтепереработка, мощности которой составили 10% к объему 1990 года, поскольку объем ввозимой нефти упал в 2,5 раза.
Это привело к тому, что расход энергии оказался перераспределен по секторам. Если в 1990 году 47,9% энергии потребляла промышленность, а 30% - коммунальный сектор, то уже в 1996 году картина оказалась противоположная: 31,7% - промышленность, 46,4% - коммунальный сектор. Причина, в общем-то, очевидная, население не сокращается с такой же скоростью, как объем доступных энергоносителей. КНДР уже в 1996 году оказалась вынужденной тратить большую часть энергии на снабжение населения.
Аналогичный процесс произошел в РСФСР сразу после окончания Гражданской войны, когда резко промышленность сократилась (главным образом из-за разрушения Донбасса - основного источника топлива для промышленности), и более половины топлива тратилось на домовое потребление. В СССР индустриализация велась в условиях жесткого дефицита основных ресурсов, и эти сложные задачи были с успехом решены.
Малограмотные товарищи, как правило, не понимают, что это такое - остановка промышленности. Это приносит с собой невозможность быстро нарастить производство, как машин и оборудования, так и товаров, невозможность быстро нарастить добычу ресурсов и того же топлива, невозможность остановить и повернуть вспять растущий износ всех основных фондов.
Применительно к мировому энергетическому кризису, всемирный упадок промышленности будет означать практическую невозможность освоить ресурсы, считающиеся перспективными: нефтеносные пески, газогидраты, водородное топливо и так далее. Все это требует сложного и энергоемкого оборудования. Но если по собственной глупости рубеж, перед которым это было возможно, оказался пройден, то все - жуйте травку и вымирайте.
Именно решение задачи подъема промышленности и требует введения распределительных мер. В такой ситуации требуется эффективнее расходовать запасы ресурсов и топлива, бросать их в ключевые отрасли промышленности, которые потянут за собой все остальные. Требуется как-то ужать коммунальное потребление топлива, чтобы дать еще что-то промышленности.
Даже когда нет реальной возможности для возрождения промышленности (как в КНДР), все равно требуется сократить растущее коммунальное потребление топлива и ресурсов, как-то его стабилизировать, чтобы выиграть время "на подумать".
Западные теории не задумываются над этим, поскольку теоретики считают, что если чего-то не будет хватать, то можно будет импортировать, купить или захватить на худой конец. Тут доминирующую роль играет не расчет и не логика, а идеологические соображения, на которых строится ожидание того, что все страны мира радостно бросятся снабжать ресурсами капиталистических лидеров, стоит им только потрясти пачкой долларов. Если топлива и ресурсов будет не хватать всем, то хоть затрясись, не придут танкеры с нефтью и балкеры с рудой.
К слову сказать, фраза о том, что КНДР сегодня - мир завтра сказана вовсе не ради красного словца. Дело в том, что по данным Международного энергетического агентства, в структуре потребления топлива почти везде наблюдается тенденция, характерная для сокращения объема доступного топлива: потребление промышленности падает, потребление коммунального сектора растет.
Итак, по странам. В России в 1990 году промышленность потребляла 41% топлива, коммунальный сектор - 34%, транспорт - 16%. В 2006 году: промышленность - 38%, коммунальный сектор - 36%, транспорт - 17%. Вы полагаете, что это так только в России? Нет, и в США, и Европе тоже:
США (1990): промышленность - 26%, коммунальный сектор - 19%, транспорт - 40%. (2006): промышленность - 23%, коммунальный сектор - 18%, транспорт - 44%.
Европа (1990): промышленность - 35%, коммунальный сектор - 28%, транспорт - 26%. (2006): промышленность - 29%, коммунальный сектор - 29%, транспорт - 30%.
Конечно, в США и ЕС проводились программы энергосбережения, повышения эффективности использования топлива. С их помощью удалось отыграть порядка 1-2% энергопотребления. Но в целом, процесс падения потребления энергии промышленностью эти программы остановить не смогли, по той простой причине, что резкое повышение энегоэффективности промышленности требует коренной переделки инфраструктуры и основных фондов, а для этого нужен промышленный рост. И в этих странах коммунальное и транспортное (в значительной степени также ходящее в потребление домохозяйств) потребление становилось превалирующим.
За это же время только Китай сумел резко нарастить долю промышленного потребления, доведя ее с 42% до 56%, и ужать долю коммунального сектора с 48% до 29%. Это признаки промышленного рывка. Думаю, что именно благодаря Китаю пока еще признаки энергетического кризиса почти не чувствуются. Китай предоставляет широкую возможность для закупки у него всего того, на что тратить энергию промышленность: оборудование, машины, товары и так далее. Китай в эти годы работал за двоих.
Но как только и в Китае пойдет вниз потребление промышленностью энергии, то последствия энергетического кризиса станут куда более острыми, чем сейчас. И вот эти условия, когда импорт сырья и топлива сократится, когда не у кого будет покупать импортные машины и оборудование, многие страны, даже наилиберальнейшие и наирыночные, начнут строить распределительные системы и будут становиться все более и более похожими на КНДР.
|
</> |