Что-то с памятью моей стало
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 31.01.2015События эти происходили не до нашей эры: ровно 3 года тому назад, чуть больше. Протест вспыхнул, немного погорел, а затем погас. Ну, положим, погас он не без стараний пожарников. Но ведь не всё, что вспыхивает, пожарники могут тушить. Здесь же смогли. И очень легко.
Почему так получилось? Что было не так? Если мы этого не вспомним, то и выводов из произошедшего никаких извлечь не сможем. И в этом случае – сто процентов – наступим на те же грабли. А вспоминать что-то не очень получается.
Забыли о широком народном фронте, состоящем из националистов, освистывающих Шендеровича просто из-за фамилии и переворачивающих в перерыве между протестными акциями столы торговцев из Средней Азии, из молодых коммунистов с Лениным-Сталиным в башке и наганом (пусть пока и воображаемым) в руке, и марширующих рядом интеллигентов, очень гордых тем, что они никакие не чистоплюю, а очень практичные политики, и начисто забывших, что протестуют они прямо против прямого результата своего нечистоплюйства.
Забыли о том, как народными героями оказалась масса людей с очевидно крепкими связями с Кремлем и некоторое количество людей, чьи связи с Кремлем менее очевидны. Забыли, как протест не только принял в свои вожди Навального, но и одним из своих лидеров сделал Ксюшу Собчак.
Забыли историю с Координационным Советом Оппозиции – как туда выбирали, кого выбрали и что из этого получилось.
В общем, всё забыли, ничему не научились и всё готовы повторить.
Психологически это понятно – работают и нетерпение "Ну, сколько ж можно!", и мифы. О необходимости широкого народного движения. О важности компромиссов. Ну, и так далее – политологические азы без понимания более глубоких механизмов политических процессов и даже без догадки о том, что такие механизмы существуют, и более того – механизмы эти не слишком и механицистичны.
Реальность же состоит в том, что широкое объединение возможно только вокруг большой созидательной идеи. "Путин должен уйти" может являться только частью такой большой идеи. "Пусть уйдет, а потом разберемся" такой идеей не является вовсе. Не является ей и "Бей воров, спасай экономику!".
Есть ли у нас такая идея и возможно ли вокруг нее объединение? Идея есть. Но объединение вокруг нее невозможно. Потому что разные группы общества видят эту идею с разных сторон: кто-то как величие народа, кто-то – как социальную справедливость, а кто-то как возможность полноценного индивидуального саморазвития. Но проблема не в том, что общую эту идею разные группы видят по-разному, а в том, что ни одна из групп не может подняться над своим виденьем. Не в том наша беда, что одни щупают хобот и считает слона шлангом, другие щупают ногу и читают слона колонной, а третьи, щупающие спину думают, что слон – тахта. А в том наша беда, что мы не можем зажечь свет в слоновнике, не выносят наши глаза света.
Что это за идея? Один из комментаторов посоветовал мне сформулировать ее "За всё хорошее, против всего плохого". Я пойду дальше и сформулирую ее еще короче – "За хорошее". Если мы будем за хорошее, вопрос с плохим решится сам собой.
Что это означает практически? Только одно – необходимость отделить хорошее от плохого. Например, понять, что величие народа – это хорошо. Но оно не достигается ни кулаками, ни хитростью. Оно, величие сделано из другого материала – из творчества и любви. Или понять, что справедливость – это не всем поровну, а всем необходимое для развития. Или понять, что свобода хороша только тогда, когда это свобода делать хорошее, то есть делать себя и других лучше: умнее, добрее, честнее...
На этой базе – преданности хорошему – возможно самое широкое объединение и самое широкое народное движение. Но объединение вокруг хорошего предполагает, что сначала нам нужно размежеваться с плохим.
Не с плохими людьми – это было бы невозможно, мы все не ангелы. А с плохими мыслями и плохими делами. Нашими вождями могли бы быть и Ксюша Собчак, и Навальный, и кто угодно. Но только после того, как они отмежуются от своего плохого. Увы – среди политиков к такому размежеванию не готов никто. И в этом смысле любой политик недалеко ушел от Путина, который как-то открыто сказал, что с детства приучил себя ни о чем не жалеть.
Но дело здесь не только в политиках. И среди обычных людей склонных к размежеванию с плохим в себе можно встретить только крайне редко. А это и означает, что сегодня мы к объединению вокруг хорошего просто не готовы.
Практический вывод отсюда самый простой – нужно готовиться. Нужно учиться. И поэтому главным нашим оружием сегодня является не только не булыжник, но и не плакат на демонстрации. Главным – является слово. Только не пустое и не болтливое, а умное слово.
Что же касается прекраснодушия, бескомпромиссности, чистоидейности и идейной чистоты и особенно чистоплюйства, то их не бояться нужно, а стремиться к ним. Потому что кому мы нужны, если мы будем безыдейными и не очень-то чистоплотными хитрыми прагматиками? Такие у общества уже есть.
|
</> |