Что происходит с росийскими интернет-стартапами
alexanderyork — 23.09.2010Стартап в рунете больше, чем стартап. В то время, как молодые люди создают IT-компании, если не в гаражах, то на первых этажах хрущевок, встречаются с бизнес-партнерами в кафе и литрами пьют кофе, индустрия стартапов в России начинает постепенно догонять запад. Что такое интернет-стартап, какие они бывают, что происходит с ними в масштабе страны, и как правильно его построить, я попытался разобраться в этой небольшой статье. Кто знает, может быть через много лет наши интернет-проекты будут известны также, как русская литература XIX века, а Марк Цукерберг и Павел Дуров будут обсуждать на саммите большой Восьмерки глобальные проблемы человечества, такие как спам в социальных сетях, или глюки мобильной версии Facebook в iPhone 12 поколения.
Во всем мире стартап-компаниями принято называть недавно созданные предприятия, которые строят свой бизнес на основе каких-либо инноваций. По большей части, понятие стартапов относится к категории венчурного рынка, а также к компаниям, которые трансформируют научные разработки в разных отраслях знаний в успешные бизнес-модели. В нашей стране, в силу плохой господдержки науки и исторически обусловленным отсутствием связи между наукой и коммерцией, стартапами принято называть компании, внедряющие инновации преимущественно в IT-сфере. Таким образом, говоря о российских стартап-компаниях, чаще всего имеются ввиду интернет-проекты или разработка ПО.
По мнению экспертов, 2010 год стал переломным для интернет-бизнеса. В настоящее время уже можно говорить о становлении отрасли и формировании рынка интернет-стартапов в полном смысле этого слова. Посткризисный год охарактеризовался большим интересом со стороны инвесторов, которые разочаровавшись в рынке ценных бумаг, начали приглядываться к венчурным проектам, считающиеся по мировым показателям одними из самых прибыльных способов для вложения средств.
Интерес к интернет-стартапам также связан с постоянным ростом интернет-аудитории и увеличением ее покупательской способности. У проектов с работающей бизнес-идеей есть все шансы сформировать большую аудиторию и в последствии монетизировать ее, окупив относительно небольшие инвестиционные затраты.
В кризис на рынке были заметны 2 существенные тенденции. Во-первых, инвестиции в новые проекты, даже с интересной идеей, прекратились из-за больших рисков, связанных венчурной отраслью в принципе. Во-вторых, кризис освободил от работы многих менеджеров, которые получили возможность заняться реализацией собственных идей и проектов. Несмотря на нехватку денег, в кризис запускались проекты, связанные с экономией для пользователей. Стартапы вроде darberry.ru, kupivip.ru и многочисленные клоны западного сервиса коллективных покупок groupon.com показали свою живучесть и эффективность даже в тяжелые времена.
В настоящее время сложилось парадоксальная ситуация. На рынке появились инвесторы, бизнес-ангелы и инкубаторы, готовые вкладывать средства в серьезные и оригинальные проекты, но самих проектов, которые были бы достойны, недостаточно. Вместо того, чтобы стартаперы стояли в очереди к инвесторам, специалисты фиксируют конкуренцию самих инвесторов за интересные проекты.
Важной особенностью российского рынка стартапов является то, что большинство успешных идей проектов было взято из-за рубежа. В России и странах СНГ явно ощущается отсутствие действительно новых и востребованных идей, поэтому рынок идет по пути адаптации идей из Силиконовой долины.
Классификация интернет-стартапов
Российский рынок интернет-стартапов еще очень мал, серьезных аналитических работ и исследований пока не было создано. Тем не менее, некоторые эксперты выделяют несколько классификаций стартап-проектов.
Ниши и тренды
Некоторые венчурные фонды традиционно подразделяют IT-стартапы на 2 вида: нишевые и трендовые проекты. Нишевые стартапы разрабатываются на объединении различных и уже существующих функций или идей в разных сферах и для разных услуг. Задача успешного стартапа в этом случае ― найти незанятую нишу и стать в ней лидером рынка. Трендовые стартапы базируются на использовании новых, не использовавшихся ранее идей. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и интернета. Здесь важно правильно спрогнозировать всплеск интереса в будущем, оценить риски и быть первым в такого вида стартапах.
Конвергенция и дивергенция
Маркетинговый подход к классификации стартапов использует эти 2 понятия. Конвергенция означает объединение функций, дивергенция ― их разделение. Все интернет-стартапы предлагают своим пользователям набор услуг и часто разница заключается в собирании нескольких функций в одном сервисе или выделении и доработке какой-либо одной функции. Например, Твиттер ― дивергентный продукт, который построен на одной функции социальных сетей ― написании статусов.
Коммерческие, социальные и технологические
Еще одна классификация стартапов с позиции инвестора делит проекты на 3 типа. Коммерческие ― это проекты с понятной бизнес-моделью, где каждый пользователь является потенциальным покупателем предлагаемого товара или услуги. Социальные ― это проекты, основанные на взаимодействии людей друг с другом. Чаще всего они нацелены на максимально возможный рост аудитории с целью потом ее каким-то образом монетизировать. Технологические ― это проекты, в основе которых лежит не бизнес-модель, и не набор аудитории, а новая уникальная технология, интерфейс или технологическое ноу-хау.
Современные тренды интернет-стартапов
IT-рынок находится в состоянии постоянного изменения. Идеи сервисов, продуктов и услуг устаревают очень быстро. Это диктует игрокам рынка постоянно адаптироваться к новшествам и предугадывать направления развития ситуации на рынке, которые будут актуальны в ближайшем будущем. По словам специалистов, в настоящее время интернет развивается под давлением 3 глобальных и 12 локальных трендов.
Глобальные тренды
- Мобилизация интернета ― переход пользователей от стационарных к мобильным устройствам
- Экономизация внимания ― монетизация внимания пользователей к элементам контента
- Виртуализация личности ― создание единого отражения пользователя в сети и общей регистрации на всех сервисах и порталах
- Geomapping (geolocation) ― сервисы на основе отображения различных данных на картах
- Cloud ― облачная обработка данных
- SaaS ― программное обеспечение как интернет-сервис
- Social Networking ― развитие функций социальных сетей, тенденция к их обособленности от большого интернета
- Video ― развитие видеохостингов и авторских прав в интернете
- Lifestreaming ― ведения логов всех действий в интернете и реальной жизни (микроблоггинг)
- Социальные API ― взаимодействие социальных сервисов друг с другом, создание «социальных графов»
- P2P ―распределение ресурсов между большим количеством пользователей
- Приложения ― разработка программ и игр для социальных сетей и мобильных устройств
- Поведенческий таргетинг в рекламе ― использование данных о поведении пользователей для увеличения эффективности интернет-рекламы
- Персонализация ― настройка сервисов под пользователя
- Разделение медиа ― способ получения информации выбирает пользователь
Успешные интернет-стартапы возникли по большей части из-за энтузиазма разработчиков и благоприятного стечения обстоятельств. Тем не менее, многие эксперты выделяют несколько принципов и правила, которые необходимы для построения эффективного стартапа.
- Незаурядная идея ― основа успешного стартапа, которой остро не хватает в России.Незаурядная идея ― основа успешного стартапа, которой остро не хватает в России
- Эффективная команда ― оптимальное количество разработчиков проекта должно быть около 3 человек, важно не раздувать штат при расширении компании
- Бизнес-модель ― следует четко понимать что в проекте будет приносить доход и разрабатывать новые способы монетизации пользователей
- Решение проблемы ЦА ― стартап должен предлагать простой путь решения какой-нибудь проблемы пользователей
- Узкая ниша ― проект должен работать в определенной тематике
- Оригинальное название ― залог узнаваемости бренда
- Индивидуальность пользователей ― проект должен давать пользователям разные средства для проявления их индивидуальности и персонализации
- Юзабилити ― интерфейс должен быть максимально простым и понятным
- Адаптация к трендам ― проект должен развиваться и меняться в соответствии с развитием интернета
© Alexander York