ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С ЭТИМ СЛАДКИМ СЛОВОМ "СВОБОДА"?

топ 100 блогов Tamara Puzanova18.08.2011

В семидесятых годах моя старшая сестра поселилась в доме № 26 по Кутузовскому проспекту, в доме, в котором жили Брежнев, Андропов, Черненко  и еще целая плеяда представителей партноменклатуры. Когда я приезжала на Кутузовский и проходила во двор сквозь строй ментов в будках, я начинала смеяться еще во дворе. Он был обледенелый и скользкий, в подъезде кое-где поскрипывали под ногами отслоившиеся метлахские плиточки, чудовищный, отделанный красным деревом лифт лязгал всеми своими сочленениями, а из мусоропровода (жерло для сбора мусора выходило в коридор каждой квартиры) время от времени выползали тараканы. Мы с сестрой ржали горько и обреченно.

Кутузовский проспект, дом 26 являл собой ритуальный похоронный чертог, где режим отдавал концы, не справившись ни с собой, ни со страной, ни с людьми, в которых еще не умерло представление о достойной жизни, но которые прекрасно понимали, что такая жизнь недостижима.

Да, наш народ в большинстве своем живет как попало и плохо умеет обустроить даже минимум пространства вокруг себя. Великий октябрьский переворот разрушил не только страну, экономику, сельское хозяйство, промышленность и науку, он разрушил уклад жизни, само представление о том, как должен жить человек, к чему должен стремиться. 

Режим десятилетиями расталкивал народ по баракам, лагерям, общагам, коммуналкам, хрущевкам и брежневкам. Режим сам не мог содержать себя в порядке, потому что был малокультурен и не имел потребности в чистоте и комфорте.

Люмпенское мышление еще долго не выветрится из мозгов народа. Всего народа – от президентов и олигархов до «горожанки в первом поколении»  тети Дуси из коммуналки, до сих пор пребывающей в состоянии счастья от того, что вода, пусть ржавая  и с перебоями, но течет из крана.  

В те советские времена «одобрям-с» в адрес властей был заказан самими властями. Живи, как все, будь лоялен к режиму, не высовывайся, не умничай. Личная жизнь, конечно, принадлежала тебе, но только до тех пор, пока не становилась достоянием вечно надзирающей общественности. Товарищеские суды, а то и заседания парткомов нередко обсуждали «моральный облик» советского человека. А так, особенно в годы «застоя», сильно не давили – читай «самиздат», слушай любую музыку, говори о чем угодно – на кухне, в узком кругу особо доверенных лиц. В душу особенно не лезли, да и привыкли мы души держать на замке.

Лояльность к этой власти была достигнута путем многолетней муштры населения страны. Такой конформизм нужен был не только власти, но и людям, так как все-таки позволял сохранить душу живой.

А живые души как раз и составляли, и держали тот тонюсенький культурный слой, который и превратил переворот 19 августа 1991 года в романтическую революцию, цель которой – СВОБОДА от ВЛАСТИ ДУХОВНОГО НАСИЛИЯ. И у Белого дома собрались не только «предатели». Там собрались те, кому давно обрыдла эта жалкая, впавшая в глубокий маразм власть. Для этих людей 19 августа стало праздником душ, выпущенных на свободу, праздником надежды.

 Что сделали с нашей надеждой, что сделали с нашими душами?

 Сначала изнасиловали ваучеризацией, синоним которой грабеж.

Потом наши души профессионально расстреливали вместе с Верховным Советом…

«Высылали» за рубеж вместе с миллиардами долларов…

Замуровывали в коробки из-под ксерокса и сплющивали, прежде чем втиснуть в щель избирательной урны…

Мазали дегтем черных понедельников, вторников и дефолтов…

Временами казалось, что наши души и нашу надежду каждодневно пытали безденежьем, угрозой сидеть при свечах, греться у костров и гибнуть без лекарств…

 В первые годы после августа 91-го все - от Президента РФ до обозревателя ТВ с тревогой  комментировали цифры Госкомстата: поляризация доходов в нашей стране достигла критического уровня и продолжает расти. Поляризация доходов в переводе на понятный означает уровень расслоения общества на богатых и бедных. Вдруг стали обсуждать проблему социальной ответственности бизнеса перед народом. Природная рента, повышение минимальной оплаты труда…

Озабоченно говорили как о критичной и запредельной цифре 10 индекса фондов (во сколько раз доходы богатого больше доходов бедного), за которой должны последовать народные волнения.

В 2005 году индекс фондов обозначен цифрой 15.

Сейчас глухо говорят о цифре 16,5…

Однако волнений не наблюдалось, не наблюдается  и не предвидится.

ПОЧЕМУ!?

Может быть, потому, что как страшный сон вспоминается даже не ваучеризация, а талоны на макароны? И тошноту вызывает не дефолт, а воспоминания о партсобраниях и товарищеских судах? И до сих пор гнев и ярость вызывает одна великая гадость, которую ВКП(б) и КПСС позволяли себе вытворять: запрещали всех и все, что не вписывалось в рамки тотального невежества тоталитарной власти.  Но я почему-то сатанела от запрета переиздание ВСЕГО Достоевского, ВСЕГО Булгакова и от полного запрета Платонова. Может быть потому, что слишком хорошо помнили, как тогда полузадушенные наши души просили хозяев: иди в дворники, в кочегары, в бичи, в бомжи? Как наши души просились на воздух из растленной атмосферы идеологического рабства. Как мычали через прикушенный язык: «Не могу-у-у!»?

Двадцать лет, что отделяет август 1991-го от августа 2011-го, не прошли для нас бесследно.

Мы поняли, что реванша коммунизма уже не будет. Но не поняли, хорошо это или плохо.

Мы поняли, что толковый, как в Швеции, капитализм тоже не построен, и будет ли построен – большой вопрос.

Мы поняли, что вместе с водой 19 августа 1991 года мы выплеснули ребенка, да не одного…

Мы поняли, что любой революцией, какие бы романтические слова не были написаны на ее знаменах, воспользуются прохиндеи, которые народ, совершивший для них революцию, держат за быдло. 

 Мы поняли, что августов впереди много.

И свободы впереди много.

Так много, что не знаем, что с нею делать…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
06.08.2011 "МММ" = "США"
Архив записей в блогах:
Встретились с однокурсницей. Вот влипла она по самое не хочу. Влюбилась в мужчину. За плечами у мужчины ни кола, ни двора, шалаш только съемный. Работа тоже так себе, не особо доход приносящая. Но вот влюбилась и все. Решила, что был бы мир в семье, а ...
Женщины-крестьянки и их быт. Живопись и фото.Продолжение. Идиллические картины сельского быта показывают нам красивых женщин на фоне русской природы, но суровая и жестокая доля русской женщины в деревне много раз описана у русских классиков. Тяжелейший труд от зари до зари, несмотря ...
Забавную выдумку уважаемого plotnikk про " депутата Гейляшенко ", в женском платье бежавшего от ответственности за содеянное в Польшу, я хотел было, - сделав вид, что принял всерьез, - прокомментировать в том смысле, что не верю, поскольку в Верховной Раде нет никакого депутата ...
Классика жанра. Приходит в половине десятого вечера дочь и говорит: - Нам на завтра по английскому задали принести английскую национальную еду. Что делать? Что делать? Достать чернил и плакать… У меня, как назло, в холодильнике ни йоркширского пудинга, ни говядины по-веллингтонски, ...
И вот, исколесив половину Греции, наступил черёд второй половины нашего отпуска - пляжного отдыха в Халкидики. В Халкидики принято останавливаться на одном из трёх выдающихся в море "пальцах"-полуостровах: Кассандра, Ситония или Афон. Но мы должны были встречать и отвозить в аэропорт ...