рейтинг блогов

Черный список русского флота.

топ 100 блогов warhistory21.11.2014 Черный список русского флота. tmpUzPAEh
       Самый первый Корабельный Устав Петра I (Морской Устав, 1720 года) определял, что «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага, вымпелы и морсели, под страхом лишения живота, а Капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было».
Как же происходило реально исполнение данного петровского устава в ходе морских сражений на русском императорском флоте?
       Исторические факты говорят о том, что Петровский морской устав не только не исполнялся, но и неоднократно грубо и позорно нарушался, оказывается, русские моряки и флаги спускали и противнику сдавались.
Было даже такое, что сами предлагали сдачу в плен, и даже флаг врага сами поднимали. При том, что им было заповедано идти на дно, чтоб корабль супостату не достался, однако оказывается не всегда шли, а частенько даже и не помышляли об этом.
       Известно, что за время существования Российского флота спустили флаг, сдались в плен либо были захвачены противником в бою (после боя) многие корабли, вот он этот черный список:
Черный список русского флота. tmp0dXJkW
1. Бот Петра I – захвачен шведами, Северная война, 1700 г.
2. Шнява “Фалк” – захвачена шведами, 1709 г.
3. Фрегат “Булинбрук” – захвачен шведами, 1713 г.
4. Галера “Конфай” – захвачена шведами, 1714 г.
5. 32-пушечный фрегат “Эндрахт” – захвачен шведами, 1720 г.
6. 32-пушечный фрегат “Митау” – захвачен французами без сопротивления, 1734 г.
7. Фрегат “Санторино” – захвачен турками, 1771 г.
8. 66-пушечный корабль «Мария Магдалина» – захвачен вместе с экипажем; плавучая батарея № 1 – захвачена (турками, 1787 г.)
9. Фрегат “Гектор”– сдался шведам по первому требованию; фрегат “Ярославец” – спустил перед шведами Андреевский флаг (1788 г.).
10. 74-пушечный корабль “Владислав” – спустил Андреевский флаг, сдался в плен шведам (Гогландское сражение, 1788 г.).
11. 26-пушечный пинк “Кильдин”, 24-пушечный пинк “Соломбала”, 38-пушечный пинк без названия и 7 мелких судов – захвачены шведами (Фридрихгамское сражение, 1790 г.).
12. Потеряны (захвачены шведами, сдались в плен либо потоплены) во время Роченсхальмского сражения (1790 г.) 52 корабля – среди них:
- фрегаты “Мария”, “Александр”, “Константин” и “Николай”;
- шебеки “Минерва”, “Белона”, “Прозерпина” и “Диана”;
- полушебеки “Лев”, “Медведь”, “Орёл”, “Дракон”, “Кит”, “Олень”, “Тигр”, “Барс”, “Рысь” и “Волк”;
- полупрамы “Барс” и “Леопард”;
- галеры “Безделка”, “Петербург”, “Хитрая”, “Сорока”, “Ворона”, “Иверь”, “Тихвин”, “Устюжна”, “Орёл” и “Кулик”;
- полугалеры “Ясная”, “Пригожая”, “Перехват”, “Светлая”, “Залёт”, “Весёлая”, “Прилежная”, “Пролёт” и “Злобная”;
- три 8-пушечные плавучие батареи;
- четыре бомбардирских катера;
- пять дубель-шлюпок под флагом.
13. 44-пушечный фрегат “Спешный”, военный транспорт “Вильгельмина” – захвачены англичанами при стоянке в Портсмуте (1807 г.).
14. 19-пушечный катер “Опыт” – захвачен англичанами в Финском заливе (1808 г.).
15. Эскадра адмирала Сенявина (7 линейных кораблей) интернирована в Англии (1808 г.) – корабли спустили Андреевские флаги.
16. Линейные корабли “Азия”, “Св. Праскева”, “Уриил” и “Сед-эль-Бахр”, также 2 фрегата и корвет в Триесте; фрегат, 3 корвета и 3 брига (в том числе “Александр”) в Венеции – блокированы английским флотом в гаванях и были переданы французам (1808 г.)
17. 74-пушечный корабль “Всеволод” в Финском заливе – захвачен и сожжён англичанами (1808 г.).
18. Четыре иола Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1808 г.).
19. Две гребные канонерские лодки Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1809 г.)
20. Транспортное судно под командованием М. Герасимова – захвачено англичанами у мыса Нордкап (1810 г.), правда, затем отбито экипажем.
21. Фрегат “Рафаил” – спустил Андреевский флаг, захвачен турками между Трапезундом и Батумом (1829 г.).
22. Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” – спустили флаги, захвачены англо-французской эскадрой в Авачинском заливе (1854 г.).
23. Броненосцы “Ретвизан”, “Пересвет”, “Победа” и “Полтава”; броненосный крейсер “Баян”; бронепалубный крейсер “Паллада”; минные крейсера “Гайдамак” и “Всадник”; миноносец “Сильный”; минный заградитель “Амур”; госпитальное судно “Ангара” – захвачены японцами в Порт-Артуре (1905 г.).
24. Броненосцы “Император Николай I” и “Орёл”; броненосцы береговой обороны “Генерал-адмирал Апраксин” и “Адмирал Сенявин”; миноносец “Бедовый” – спустили Андреевские флаги и подняли флаги Японии, сдались в плен японцам (Цусимское сражение, 1905 г.). Перед затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”.
25. Тральщик Балтийского флота “Китобой” – перешёл на сторону белых (Гражданская война 1918-1922 гг.), спустил флаг Рабоче-Крестьянского Красного флота и поднял Андреевский флаг.
26. Более ста кораблей и судов, не спуская флаги РККФ, просто перешли на сторону белых в Гражданскую войну – линкор “Воля”; миноносцы “Пылкий”, “Поспешный”, “Дерзкий”, “Беспокойный”, “Жаркий” и “Жуткий”; транспорт “Троян” и другие. Чудская флотилия (четыре вооружённых парохода) также перешла на сторону белых.
27. Миноносец “Спартак” спустил флаг РККФ, поднял белый и сдался англичанам (1918 г.).
28. Миноносец “Автроил” – сдался англичанам без единого выстрела (1918 г.).
29. Посыльное судно (переоборудованное под канонерскую лодку) “Диомид”, канонерская лодка “Монгутай”, катер “Амур”, вспомогательный крейсер “Лейтенант Дыдымов” и катер “Рында” – брошены экипажами и захвачены белогвардейцами (Ольгинская операция, 1921 г.). “Диомид” белые захватывали даже дважды.
     Черный список русского флота. 0_70157_471388aa_XL
       На одном из случаев хочется остановиться особо, события происходили на Камчатке, в Авачинском заливе. Когда Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” действительно были захвачены фрегатом “President” и пароходо-фрегатом “Virago”, спустили Андреевские флаги - из безысходности.
Силы неравные, ветра нет, уйти невозможно… Англо-французам достался весь груз, экипажи и пассажиры. Единственное, что успели сделать командиры кораблей - это утопить секретные депеши. Надо сказать, что среди пассажиров были дамы - а они военными моряками не являются и, стало быть, идти на дно с кораблями, не спуская флага, права не имеют. Это, несомненно, может служить оправданием.
http://filibuster60.livejournal.com/20845.html.
         По сравнению с историей Русского императорского флота, история Советского военно-морского флота была сравнительно не долгой, всего то 73 года.
Многие любители морской истории утверждают, что за всю эту свою недолгую историю Флаг Военно-морского флота СССР - перед врагом не был спущен НИ РАЗУ.
Так ли это было на самом деле? В одном из справочников ВМФ России есть информация о потерях Советского ВМФ в годы ВМВ на Балтике, в ней указано что:
ТК-51 захвачен фин. кор. в ночном бою 17 июня 1944 в Финском зал. (в составе ВМС Финляндии - ТКА V3, после сентября 1944 возвращен СССР)
БК-215 23 августа 1941 в повр. состоянии захвачен финнами в Выборгском зал. (у о. Паатио), в составе фин. Онежской воен. фл. как VTV1, после 4 сентября 1944 возвращен СССР
№ 52 14 октября 1941 захвачен финнами у о. Суурсаари (в ВМС Финляндии СКА «Васама», в 1944 г. возвращен СССР) http://www.navy.su/other/lost/baltic.htm
        Таким образом, получается, что ранее захваченные советские корабли были возвращены и продолжили воевать в составе флота до самого окончания войны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте. Прошу совета от сопесочников. Сегодня в процессе беспробочного движения на боевом Хондаджазе замигала лампа перегрева. Антифриз долила - буквально граммов 50 влезло. Внизу, соответственно, всё сухо. Если важно, вчера забрала авто из сервиса, где меняли катушку зажигания и ...
Минутка транспортного искусства. Картина "Турбоход Советский Союз" на центральном развороте буклета Дальневосточного морского пароходства ММФ СССР (1959) 2. На мостике "Советского Союза" - задняя обложка этого же буклета. PS. Посты про историю этого лайнера - Четыре жизни ...
Она упорно и даже с каким-то азартом что-то выдирала из уголка между рамой и бревнами. Ничего блестящего там вроде не было :) ...
В день отъезда в отпуск сестра обрадовала:" Наши * говорят, что в Крым снова въехать проблемно. Люди сутками стоят, километровые пробки. Все возмущаются. Куда ты собралась. Застрянешь!" Подбодрила, да. Как всегда, впрочем!  Я ж писала, как затихла вся перед поездкой. Специально ни ...
Ну, вот бывает у людей такое, чего мне никогда не понять ) Знаете, привычка отвечать уклончиво в тех ситуациях, которые этой уклончивости не требуют. Вот сейчас, я звоню человеку, который, час назад сказал, что он выезжает. Спрашиваю: "А ты где?" Он: ...