Черный цвет знамен
var_r_r — 15.11.2015 Целый день думала. Ела селедку и думала. Синтез мыслей таков.В инфополях существуют три распространенных реакции на новость о событиях во Франции.
1. Участие в разделении скорби. Начиная от перекрашивания аватарок, заканчивая возложением цветов перед посольством.
2. Попытка найти виноватых. Чаще всего – с демагогическими приемами обобщения групп предполагаемых виновных.
3. Мракобесие «они сами нарвались», «поделом», «почему никто не вешал аватарок с самолетом», «почему вам плевать на Ливан/Донбас/Кению».
Рефреном происходит срач между ревнителями первой и третьей позиции.
Почему так много людей отреагировали на теракт во Франции хотя бы минимально (на уровне перепоста картинки с хештегом)?
Потому что событие вызвало сильный шок. Франция – мирная и благополучная, Париж – эталонный город любви и свободы. Когда ты смотришь на произошедшее – очень сильный диссонанс между образом и произошедшей трагедией. Я вот помню свою реакцию: недоумение и отторжение.
Плохо ли перекрашивать аватарку и вешать репост? Конечно нет. Потому что, во-первых, не очень понятно, что еще сделать в этой ситуации. Аргумент «пойти помогать своим детдомовским детям/старикам/бездомным кроликам» - не релевантен, потому что в данном случае речь идет о другом конкретном событии – а именно, теракте в Париже. Так вот. В этой самой ситуации мы почти ничего не можем. Если бы были призвания к сбору средств или полету в Париж во имя волонтерской помощи – было бы легче. Но их нет. Поэтому в рамках со-причастности, со-переживания, со-чувствия остается довольно мало вариантов. Я не вижу в этих акциях лицемерия и выпячивания своей добродетели. Просто люди выражают солидарность так, как могут. К слову говоря, Россия и правда хорошо понимает на горьком опыте, что такое терроризм.
Почему такой сильный шок от события помимо диссонанса? Потому что Франция для многих россиян – не чужая страна. Много общей истории, культурные коды, друзья, которые там живут, путешествия. Нет у нас подобного общего поля с Кенией и Ливаном. Это не значит, что погибших там людей – не жалко. Это значит, что у нас нет эмоционального отклика не по поводу черствости, а по поводу отсутствия сопричастности (о котором сказано выше).
Возьмем Донбас. Перманентная трагедия. Именно поэтому – к ней привыкли. В данном контексте не важно, хорошо это или плохо. Просто нет никаких душевных сил постоянно выдерживать глубокий уровень эмоционального накала. Вспомните, когда начинались события на Украине – все днями сидели у экранов и рыдали. Потом кончились силы и кончились слезы. У большинства. Опять же, не от черствости. От истощения.
Ну и о падении самолете в Египте. Иногда по законам физики самолеты падают. Но когда это событие грянуло – никто не воспринимал его как теракт. Воспринимали как результат технического толка. Людей бесконечно жалко, и скорбь с ними многие разделяли как умели. Сейчас падение самолета отчасти сливается в единую историю с терактами в Париже, но последнее – новее и однозначней (сразу понятно, что это теракт).
Сравнивать, кто и по какому поводу больше горюет – омерзительно и бессмысленно. Горе и скорбь – это чувства. Их выражением можно управлять, но вот их возникновением – пожалуй нет. Корить ли мне себя за то, что история во Франции вызывает слезы, а история в Ливане – отстранённое «жаль, что люди погибли»?
Обвинить кого-то в произошедшем и стремительно найти виновных – тоже понятный сценарий мышления. И тоже идет от попытки справиться с горем. Как будто, если найти, покарать и отомстить – то это воскресит 120 человек. И тех, кто были до них. Безусловно, искать виноватых надо, и они точно есть. Но не надо в процессе перекидываться в дичь и грести огромные сообщества под одну гребенку. Например, мусульман. Среди них есть масса людей, кто явно тоже в шоке от произошедшего, кто переживает и испытывает стыд, кому бесконечно горько осознавать, что ряд как бы единоверцев – мудаки. А еще, у нас в стране есть Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, Крым. И что, всех мусульман выгоним? Или вырежем? Я почти уверена, что и без наших воплей начнется охота на ведьм. История знает достаточно примеров, и большинство не делает человечеству чести.
Вторая крайность – обвинять французов и впадать в злорадство, особенно на основании шаржей Шарли. Давайте-ка прикинем, справедлив ли тезис, что если какой-то представитель нации ведет себя как мудак, то это нация мудаков. Обобщения – путь в ад. Это справедливо и по отношению к предыдущему абзацу. На это тем, кто в курсе - рекомендую переслушать песню из "Жанны Д'Арк" "...чтобы въехал в рай дорогой белой только я".
Выкрики же на тему "они сами нарвались" звучат примерно как "- Изнасиловали? - Сама виновата. Спровоцировала." Создание определенных предпосылок (даже если это так) все равно оставляет вину и ответственность на тех, кто совершил действие, а не на тех, кто обеспечил возможные условия для его реализации. Это не значит, что никто не сделает выводов и не пересмотрит своих позиций.
Мы с Сашей сегодня прочитали историю терактов в России и мире за период с 90-х годов по настоящий момент. Это очень жутко, и есть мнение, что лучше не будет. Не хочется в метро, в торговые центры, в аэропорты. С другой стороны – не хочется жить в страхе. Но при этом, больше всего пугает не террор, а то, на сколько быстро в его результате часть народа перекидывается в дичь, теряет человеческий облик и перестает думать. Конечно, не все.
Я была сегодня у посольства Франции, отвезла белую лилию. Там очередь людей, все идут со свечами и цветами, видно, что трагедия глубоко затронула сердца. Потом была в Луи, смотрела на статуи святой Жанны и святого Людовика. Молилась о Франции, о России, о том, чтобы Господь сохранил нас и дал силы достойно противостоять событиям минувшим и грядущим.
В любой неясной ситуации призываю (в первую очередь, себя) думать головой и быть человеком. Надеюсь, получится.
|
</> |