Черкесы Нижнего и Среднего Поднепровья в ЗолотоОрдынскую эпоху

топ 100 блогов circassia_v — 08.02.2010  Черкесы Нижнего и Среднего Поднепровья в ЗолотоОрдынскую эпоху
Горелик М.В. (Москва)
http://www.nasledie.org/v3/ru/?action=view&id=205101

Адыги, автохтонные насельники нынешнего Краснодарского края, в период существования Золотой Орды являлись носителями одного из самых ярких и своеобразных вариантов культуры этого государства.

Завоевание адыгов началось тогда же, когда и завоевание Руси - осенью 1237 г. Командовали монголо-татарскими войсками в этой кампании лица, не менее знатные, чем Бату - царевичи-чингизиды Мэнгу и Кадан, причем Мэнгу, двоюродный брат и личный друг Бату, через несколько лет стал каганом - верховным владыкой империи Чингизидов. Адыгская компания монголо-татар закончилась разгромом адыгского воинства под командованием Тукара. И впервые в тексте созданного около 1240 г. первого письменного памятника на монгольском языке - "Монгол ниуча тобчиян" ("Секретной истории монголов" или - поэтически - "Сокровенного сказания"), зафиксирован этноним, которым монголы называли адыгов - "черкес". Позднее этот термин в приложении к адыгам встречается и у других, разноязыких, восточных авторов. Европейские авторы употребляли этот термин уже с середины 13 в. Рубрук зафиксировал его во время своего путешествия в Монголию, причем в списке народов, до конца и не покоренных монголо-татарами к этому моменту. Европейские авторы в 13-15 вв. отмечали, что черкесы - слово, употребляемое именно монголами и тюрками; европейцы прилагали его специально к адыгам внутренних, особенно степных прикубанских районов; приморских адыгов они продолжали звать зихами.

Специфика западноприкубанского варианта золотоордынской культуры заключалась не только и не сколько в культуре местных этносов - адыгов и кыпчаков (к началу монгольского завоевания она была сравнительно нивелированной кипчаками на всей территории юга Восточной Европы): огромную роль здесь сыграли теснейшие контакты региона с местными итальянскими колониями и далеким Египтом. Мощная ордынская культура, созданная на центральноазиатско-северокитайской основе руками как выходцев из центральной Азии и Китая, так и мусульманскими мастерами, от Средней Азии до Сирии, вобрала в себя и европейские, и египетские элементы (обычно в виде готовых изделий, практически не переработанных, либо в виде тканей, из которых шились одеяния и головные уборы монгольского покроя для мужчин и адыгские костюмы для всегда более консервативных женщин). И если Южная, в основном Балканская Европа восприняла только мужской костюм монгольских владык, Египет оказался стороной, впитывавшей влияние далекого Востока во всех элементах, формирующих облик мужа-воина и его специфический быт военного похода, охоты, пиршества. Это неслучайно: именно область Прикубанья-Приазовья с ее генуэзскими и венецианскими колониями были тем регионом, откуда правящий класс Египта - купленные рабы-воины (мамелюки) постоянно получал необходимое пополнение, которое по традиции он не мог получить на месте естественным путем.

Среди специфических форм воинского снаряжения золотоордынского периода для Прикубанья, особенно западного, характерны металлические оковки щитов. Они представляют собой железный умбон ок. 15 см в диаметре с отверстием в центре, более или менее выпуклые, часто с насечкой зубилом по торцу (излюбленный прием золотоордынских мастеров на всей территории этого государства); умбон перекрывается расположенными крестообразно железными прутками, расплющенным в ленты в середине и в диски к концам. В центре скрещения делалось отверстие, совпадавшее с отверстием в центре умбона. Сквозь все отверстия проходила заклепка, крепившая умбон к плоскости круглого щита. Заклепки проходили сквозь дискообразные концы прутков; с внутренней стороны они отковывались в кольца, за которые крепились крестообразно ручки из толстых шнуров или кожаных полос, нередко умбон дополнялся оковками из железных прутьев, сплющенных в местах заклепывания и располагавшихся радиально по поверхности щита. Практически все находки описанных оковок щитов сосредоточены на западе Прикубанья.

Значительно шире распространены сабли с перекрестиями, чьи концы расплющены и обычно оттянуты вниз; они еще и асимметричны. Сабли с подобными перекрестиями было принято считать исключительно северокавказскими, в том числе и по происхождению, пока подобные перекрестия не обнаружились на мече из Нового Сарая и на сабле из золотоордынского погребения в Волгоградской области.

Единственная пока находка оковки щита описанного выше типа вне пределов северо-западного Предкавказья сделана в одном из погребений (№ 69) Яблоновского могильника в Поросье, недалеко от современного города Белая Церковь и древнерусского города Юрьева. Опубликовавшие материалы данного могильника Р.С. Орлов, А.П. Моця и П.М. Покас специально отметили неславянский, северокавказский обряд погребения - подкурганный, в очень неглубокой яме - практически на горизонте, с использованием камышовых плетенок в качестве подстилок, со следами костра. С северным Предкавказьем их связывает, хотя и не столь тесно, как оковка щита, также и сабля с перекрестьем с расплющенными и чуть опущенными вниз концами. Публикаторы, неверно, на наш взгляд, датировав погребение концом 12 - началом 13 века, интерпретировали его как свидетельство наличия алано-асов в составе половцев, переходивших в конце 12 - 1-й трети 13 века под руку киевских князей и расселявшихся в черноклобуцких районах Поросья.

На наш же взгляд, оба предмета вооружения имеют четко выраженные признаки золотоордынской воинской культуры, характерные, особенно оковки щита, для северо-западного Предкавказья. Более того, само их появление связано именно с монголо-европейскими контактами, имевшими место в этом локальном регионе, в погребении № 69 Яблоновского могильника захоронены скорее всего не аланы в составе половцев, а адыги, переселенные сюда монголами. Произойти это могло в период с середины 13 в., когда Поросье вошло в границы кочевий Куремсы, до 1362 г., когда в результате битвы при Синих Водах Ольгерд Литовский отвоевал у Орды власть над Киевщиной. Можно не сомневаться, что погребенные в Яблоновском могильнике были не единственными адыгами: население южной Киевщины не позднее 2-й половины 14 в. получило название черкесов - черкасов. Похоже, адыги здесь занимали видное положение, если свое монголо-тюрское наименование передали на века местному славяноязычному населению: главный город этих мест уже в 15 в. называется Черкассы, а московиты вплоть до 18 века прозывали украинцев южной части Среднего Поднепровья и Нижнего Поднепровья черкасами. У черкесов местные славяне заимствовали и адыгскую прическу - длинную прядь волос на макушке или у левого виска бритой головы, а также тип мужского костюма и всаднического вооружения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Странное дело: мне в молодости никогда не нравилась актриса Доронина. Не нравилась – и все тут. Казалась манерной, однообразной, скучной. То, что от нее теряли головы самые стойкие и спокойные мужики, казалось странным и противоречило законам женского притяжения. Пока она ...
Руководство социальной сети «ВКонтакте» приняло решение закрыть свободную регистрацию. Теперь создать новый аккаунт можно только по приглашениям тех, кто уже является пользователями соцсети. Ограничение на регистрацию введено ...
Страшно представить. via  Александр Осташко ...
Вот мы и дома! Не скажу, что сильно рады, я бы еще поотдыхала. Но и так месячный отпуск это явно лучше двухнедельного. Когда машину разгружали, поржали, насколько мы заросли за месяц всякими покупками, пакетами и свертками. Ну а теперь все на месте, даже животных забрали. И отдельно ...
В очередной раз на 4-5 дней к нам пришла зима. Ещё 20 было +15, а утром 21 пейзаж за окном был сказочный. А это сирень под окном Конечно, из окна смотреть - красота. Но сегодня лучше не выходить. Вечером шёл дождь, подморозило. Ветки покрылись тонкой коркой льда. Дождь перешёл в ...