ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СВОБОДНЫМ?

топ 100 блогов Михаил Анохин23.05.2011

 

Статья 1. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Декларация, принятая 10 декабря 1948 года

 

«А между тем, - говорит Жак Жан Руссо, - везде он в оковах». Надо сказать, что деятели эпохи просвещения были людьми безапелляционными. Вот с чего взял Жак Руссо, что человек рождается свободным? Так с потолка, потому что и красиво, и достойно звучит?

 

Да и как же так, на каком отрезке своей жизни человек рожденный свободным теряет эту свободу? Да и что такое свобода и ходит ли она одна сама по себе как кошка у Киплинга в известной сказке, или же ей все-таки хочется, как той кошке, если не ласки и молочка, то чего-то особого, своего?

Одно и то же воля и свобода, или в этих понятиях есть различие? А если есть, то насколько оно серьезно, чтобы говорить о несовместимости воли и свободы, или, напротив, об их тождестве?

 Впрочем, известный полемист Петр Абеляр сетовал на несовершенство человеческого языка, поскольку «ни о чем нельзя сказать настолько точно, чтобы смысл сказанного нельзя было извратить». Будем об этом помнить, пускаясь в плаванье по морям смыслов.

Одно, несомненно: без понимания того, что такое свобода, без ясного проговаривания всех её аспектов не может быть и последующих внятных рассуждений о свободе человека.

 

В советской школе мне в голову вбили, что свобода есть осознанная необходимость. Вот осознал человек, что ножные кандалы натирают щиколотки ног и приподнял их – следовательно, поступил свободно!

Если использовать эту формулу, то можно договориться до полнейшего абсурда, ведь необходимость является по отношению к человеку принудительным фактором, о какой же здесь свободе, как  самостийному волеизъявлению может идти речь?

 

К тому же в самом понятия «осознать» скрывается такая неопределенность, которая способна пустить под откос самое что ни на есть логическое построение.

 

Ведь осознать есть не что иное, как «схватить» предмет или явление сознанием и удержать его там, как своё, то есть осознанное.

 

Сознание человека работает по известному принципу: вначале анализ, то есть разложение того что сознанием «схвачено» и удержано как своё с последующим синтетическим суждением о том что обнаружено в анализе.

Очевидно, что сознание работает в области относительных знаний о сути предметов и явлений, отсюда и синтетические суждения страдают неполнотой достоверности.

 

Так что осознанное не есть нечто полностью адекватное тому, что принуждает человека к действию или к бездействию.

Определение свободы  как осознанной необходимости содержит в себе логическое противоречие,  поскольку понятия, определяющие её суть, то есть «осознание» и «необходимость» сами нуждаются в определении, что же это такое?  Законы мышления запрещают давать определения через то, что само нуждается в определении!

 

Даже  поверхностное рассмотрение этих понятий приводит нас к неопределенностям,  которые из темной глубины своей, говоря проще и грубее, показывают нашему сознанию огромный кукиш!

Так  вот в этой самостийности человеческой воли, в его императиве – я так хочу! И скрыт, на мой взгляд, ответ на природу свободы.

 

Абсолютно свободный человек, разумеется, абстракция, но абстракция весьма показательная в том плане, что такой человек оказывается человеком не только одиноким и вырванным в своем одиночестве из социума, но еще и полностью, абсолютно ответственен за каждый свой шаг! Ни кто и ничто ему ничего не только ни гарантировал, но и ни удержит от безрассудного поступка, ни подскажет, ни предостережет! Ни кто ему, ничего не должен и он ничего, ни кому не должен и ничем ни кому не обязан!

 

Итак, абсолютно свободный человек - абсолютно ответственен за свои действия и бездействие!

 

Очевидно, что человек рождается не свободным от истории своего этноса.  К тому же он рождается не в пустое пространство, а в бушующий вокруг него социум и он не может быть свободен от него.

 

Страх перед этой ответственностью породил человеческие божества.

Человек эпохи Возрождения отвергнув волю Бога, поставил над собой закон и  поклонился ему как Богу! Закон сковал  его и  образовал из прежнего богобоязненного человека - человека постиндустриальной, или информационной эпохи, опирающегося на закон, его вездесущность и неотвратимость.

То есть Закон – это тот же человеческий Бог со всеми божественными атрибутами! Недаром же католицизм, а особенно протестантизм с такой легкостью принял Закон, ведь они и Бога считают «справедливым судьей», в отличие от православия, которое считает Бога не судьей, а любящим отцом. Вот почему законопослушность не является национальной чертой православного народа!

 

На этом можно было бы поставить точку, но это только одна сторона человеческой несвободы, социальная, и в той мере в какой человек социально защищен в той мере он и несвободен в своеволии.

 

Есть еще один источник человеческой несвободы. Он идет  из глубины его существа, от  плоти и крови, от его душевно-духовной компоненты, которая постоянно напоминает о себе, не будучи схвачена и препарирована как, скажем, селезенка!

 

На самом деле и наука, в том числе генетика говорит о том, что человек рождается далеко не свободным. По крайней мере, он несвободен от своего генетического наследства, которое может быть трагичным для него. То есть -  это наследство полностью поработит человека!

И наконец,  человек рождается не свободным от своих инстинктов, - это наследие он получил от своих животных предков.

 

Обычно к ребенку применяют такое понятие, как воспитание. Ребенка воспитывает семья, школа, общество. Мне не нравится это слово, есть в нём что-то зауженное, что-то сводящее весь процесс, к вскармливанию!

Мне более близко слово – образование, потому что из ребенка – этой человеческой заготовки, отягощенной всяческой наследственностью, нужно сделать человека, или «образовать человека», как это делает скульптор, извлекая из мраморной глыбы «образ человеческий». Этим и занимается семья, общество, социум.

 

Каждая человеческая культура, для каждого возраста создает собственный «образ человеческий». Когда европейская мамаша приучает ребенка ходить на горшок – она, даже не осознавая этого, создает из него образ человека этого возраста!

 

В  обществах с традиционной культурой не принято, чтобы дети сидели, если старшие стоят. Таким образом, формируется,  образ молодого человека данной культуры и его культура проявляется в конкретных жизненных обстоятельствах.

Так что образованный человек – это человек «обтесанный»  и сформированный обществом. В нём немного остается от того ребенка, что только что увидел свет. Образованный человек – это человек несвободный от культуры народа, который и образовал его облик.

Православие утверждает, что человек в одиночку (то есть без Бога) собственной волей не может преодолеть в себе животные инстинкты, не говоря уже о дурной наследственности, в том числе и социально-родовой.

 

Более того, православие предупреждает, что люди, с большой природной волей практикуя аскезы и тем самым, подавляя в себе инстинкты, впадают невидимо для себя в состояние самомнения, или высшей формы лести себе – прелести. Такое состояние сродни помешательству, когда нечувствие в себе инстинктов, становится психическим заболеванием.

 

Вот что пишет на этот счет святитель Игнатий Брянчанинов:

«Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похвалят такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу».

 

Так что и  путь  аскезы к полной свободе усеян шипами и изобилует пропастями.

                    * * *

Черти в омутах - птицы в небе

черви точат земную плоть.

Человек, о насущном хлебе

размышляет и день, и ночь.

Даже манны ему небесной

не хватает - давай мяска!

Бессловесную тварь

словесной

сделал Бог,

но  взяла тоска.

Слово к слову и вот - вопросы...

От чего, почему и как?

Жалят с лету, как жалят осы.

Разум в панике - всюду

мрак!

Нет ни доброго, нет и злого

вправо - влево

не всё ль равно?

Но грохочет пророка слово:

не должно так быть!

Не должно!

Голос вкрадчивый,

голос - шепот

изливается, как бальзам

только в сердце

чуть слышен ропот

со слезами

на пополам.

- Просвещу я вас

мраком жизни

вопрошаниям научу...

Станут патокой ваши мысли

уврачую вас

заверчу...

Закручу, понесу и скину

Будут слезы

и будет смех.

Опрокинешь жену на спину

сладкой мукою

станет грех.

Этот шепот

и дальний топот…

Лязг щитов и стрелы напев...

И подземный, глубинный рокот

всё горстями и все в посев.

Черти в омуте - птицы в небе

человек по земле бредет.

За собой оставляет пепел.

Впереди его - тьма и лед.

 Прокопьевск май 2011г..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поскольку я доложила вам об исчезновении обоняния, будет правильным доложить и об его возобновлении. В том, что у меня банальная респираторная инфекция (а не ковид), я не сомневалась, и временную утрату обоняния с самого начала расценивала как закономерное следствие заложенности носа. ...
( Read more ... ...
  Интернет. В порядке бреда Оригинал записи и комментарии на ...
Многим знакома эта чудесная закуска - к пиву или просто так под дружескую посиделку. Предлагаю вам облегченную версию - запечённую  в духовке. на 2 порции 2-3 красные луковицы 2/3 стакана молока(можно овсяного или соевого ) 2 ст/л муки панировочные сухари 2-3 ст/л ...
Я тут с начала года вяло собираю радио.  Не, ни хера рассказывать пока не буду, ибо рановато будет. Но всё наконец-то пошло двигаться с приемлемой скоростью. Так вот: понимание, что должно звучать в дневное, вечернее, ночное время у меня есть. Тут ...