чашка воды без мысли о награде
clear_text — 10.07.2011БОГ И ВТОРОЙ
ГОСПОДИН
В Праге, в галерее Страгова монастыря – портрет настоятеля (одного
из настоятелей): молодое, умное, тонкое лицо. Роскошно
одет, в роскошном интерьере – портьеры, лепнина и позолота, резная
мебель. На руке у него драгоценный перстень. Видно, что он вкусно и
здорово ест – рыба, овощи, фрукты: по цвету лица видно.
Непонятно, что делалось в голове у такого вот аббата.
Наверное, он думал не только о Боге, о Духе, об Абсолюте, и не
только об управлении монастырем. Наверное, он думал о чем-то другом
тоже. Я не о тайных пороках, я не о мирских соблазнах вроде
административных интриг. Предположим, что ничего этого не было.
Но он все равно думал о красивых и приятных вещах. Например,
обновлял мебель в своем кабинете. Любовался тонким узором
палисандра на столешнице, перламутровой инкрустацией на дверцах
комода. Заказывал у ювелира перстень. Наслаждался игрой маленьких
ясных бриллиантов, окружающих большой темный сапфир. Взвешивал на
ладони золотую цепь с эмалевым крестом, прежде чем надеть ее на
шею. С удовольствием осязал шелк, парчу и муар своего облачения.
Приказывал прислужнику принести обед, выбирал сорт вина, смотрел,
как солнце пронзает граненый бокал…
Это естественно.
Но непонятно, как это совмещается со служением Богу.
Когда я думаю о Церкви, для меня невместимой
оказывается не мистика Единого Тела Христова, а именно вот эта
реальность церковной жизни.
Конечно, конечно, нельзя требовать совершенного аскетизма,
отречения от всех благ земных. Нельзя требовать, чтоб епископы
ходили во власяницах, питались бы черствым хлебом и спали бы на
досках, аки святые первых веков.
Нереально, да.
Но все равно вспоминается из «Отца Сергия» Льва Толстого:
«На вопросы, где его билет и кто он, он отвечал, что билета у него
нет, а что он раб Божий».
|
</> |