Не претендую на полноту картины, т.к. не чиновник и не архитектор
(в строительном смысле этого слова).
Но хочется лучшего, со временем... Поэтому под катом размещаю
небольшой запрос за изменения в нашем городе, тем более что в июле
у города день рождения и если такой запрос на изменения реализуется
со временем, то это будет неплохим подарком Владивостоку.
Жить должно становиться лучше, жить должно становиться веселей
(пусть будут такие требования).
Для начала рассмотрим что же у нас такого есть в наличии.
Опишем то, что происходит во Владивостоке в первом приближении и
постараемся этот пиздец продифференцировать (свести к простым и
понятным структурам, которые достаточно просто поддаются описанию,
осмыслению и изменению). Потом помыслим идеальное и попробуем
разработать план мероприятий по превращению существующего пиздеца в
идеальное завтра (ну или через 5-10-20 лет). И самое главное
необходимо учитывать TCO (Total Cost of Ownership), т.к. без него
никуда и необходимо понимать какие ресурсы для этого необходимы,
чтобы качественнее планировать и реализовывать изменения.
Почему возможно произвести такие изменения, пример больших
изменений мы уже видели за последние несколько лет (если бы строек
не было, то и поговорить было бы не о чем).
Значимые изменения за последние несколько лет
Если совсем коротко, то:
1. Во Владивостоке не было нормальных очистных сооружений 2
года назад (сейчас на стадии ввода в эксплуатацию находятся
очистные сооружения северного, центрального и южного планировочных
районов).
2. Во Владивостоке не было гарантированного водоснабжения 2
года назад (сейчас построено два водовода: с артёмовского гидроузла
и с пушкинской депрессии).
3. Во Владивостоке не было нормального полигона по переработке
бытовых отходов 2 года назад (была вечно горящая свалка в посёлке
Рыбачий и мусоросжигательный завод) (сейчас новый полигон по
переработке твёрдых бытовых отходов).
4. Во Владивостоке не было скоростных магистралей 2 года назад
(сейчас трасса Новый-Дефриз-Седанка-Патрокл потенциально является
скоростной автомагистралью, которая находится на этапе ввода в
эксплуатацию, реконструированная трасса М60 от Гоголя до Трудового
также потенциально является скоростной магистралью).
5. Во Владивостоке не было прямого железнодорожного сообщения
с аэропортом (сейчас на стадии ввода в эксплуатацию аэроэкспресс с
2 промежуточными станциями).
6. Во Владивостоке не было моста через бухту Золотой рог 2
года назад (сейчас мост на стадии ввода в эксплуатацию, он позволит
сократить время в пути до южных районов города в несколько
раз).
7. Во Владивостоке не было газопровода 2 года назад (сейчас
часть котельных и часть котлов ТЭЦ-2 переведены на газ, что снижает
выбросы в атмосферу).
8. Во Владивостоке не было моста на остров Русский 2 года
назад (сейчас мост находится на стадии ввода в эксплуатацию и
позволит развивать город в южном направлении на территории площадью
свыше 100 кв. км).
9. Во Владивостоке не было нормальных туалетов на улицах 2
года назад (сейчас после реконструкции и ремонта многих городских
скверов, приличные туалеты тоже появляются).
10. Во Владивостоке не было единой системы оплаты
общественного транспорта 2 года назад (сейчас реализуется пилотный
проект оплаты проезда по карточкам Дельфин, которые позволят
сделать бизнес пассажирских перевозок в городе более
прозрачным).
Можно и дальше углубляться в детали, но не про это
сейчас.
Итак, за последние 2-4 года во Владивостоке было реализовано
(не всегда полностью беспроблемно) множество инфраструктурных
проектов. Реализация этих проектов (особенно реконструкция
городских сетей канализаций, тротуаров и дорог) были болезненны для
многих. Но без этого никак нельзя. Теперь после того, как
инфраструктурные проекты реализованы, необходимо озаботится о
городской среде, которая будет благоприятна для человека.
Неприятные и раздражающие моменты
Многие вещи, которые накаляют лично меня, и которые до сих пор
не до конца изведены (у каждого будет что-то своё):
1. Общественный транспорт в стиле «не ссы, доедем», когда
автобусы по 10 минут стоят на остановках (не конечных), собирая
пассажиров и создают пробки.
2. Грязных общественный транспорт частных
перевозчиков.
3. Парковки в 2 и больше рядов в центре города.
4. Любители домашних животных, которые выгуливая своих
питомцев не убирают за ними.
5. Очень много пыли в воздухе и грязи на дорогах и
тротуарах.
6. Очень мало туалетов (приличных туалетов, а не кабинок,
которые обычно ставят на стройках, пока нормальные не сделают).
Блин, в Китае, Южной Корее и США везде в любой забегаловке, на
любом вокзале, в любом сквере есть приличные чистые бесплатные
туалеты.
7. Нет нормального бесплатного Wi-Fi Интернета в скверах,
парках, общественном транспорте, на вокзалах и аэропорту (он же
копейки стоит, нагните Ростелеком или пните любого другого ОпСоСа
чтобы быстро реализовал сие за небольшую рекламу в общественном
месте).
8. Мусоропроводы в многоэтажных домах – это зло. Это полнейшая
антисанитария, рассадник тараканов, крыс и прочих вредителей. Это
постоянная вонь и пожары, т.к. дохрена альтернативно одарённых
личностей в эти мусоропроводы бросает окурки непотушенные.
Необходимо повыкорчёвывать эти мусоропроводы с абсолютно всех домов
в городе.
9. Нет раздельного сбора мусора (а как он будет, если проще
всё в кучу свалить в мусоропровод). Поэтому одновременно с
ликвидацией мусоропроводов необходимо тотальное введение
раздельного сбора мусора. Освободить от платы за утилизацию бытовых
отходов те дома, которые раздельно мусор выкидывают, а для тех, кто
всё мешает в кучу поднять тариф на вывоз на порядок или два.
10. Собирать, в конце концов, штрафы с:
a. Тех, кто мусорит мимо урн
b. Не убирает за своими домашними
животными на улице
c. Паркуется в неположенных местах
d. Курит в общественных местах
e. Распивает алкоголь в общественных
местах (парках, скверах и т.п.).
Можно долго продолжать и у каждого найдётся много таких вещей,
которые ему не нравятся во Владивостоке, но не в этом сейчас
основная суть.
Запрос на изменения (Change Request) на будущее
Суть в том, что после работ по созданию инфраструктуры в
городе, которые вот-вот завершатся в основной своей массе,
необходимо начать работы по благоустройству. Не по быстрому
наведению марафета перед саммитом, а по созданию благоприятной
среды или микроклимата в городе для всех жителей. Т.е. работать на
достижение некоего идеального, но вполне достижимого
результата.
Что должно быть включено в работы по созданию привлекательной
для жизни среды или микроклимата:
1. Увеличена средняя скорость передвижения по городу.
Днем средняя скорость передвижения по городу 5 км/ч (в ценре
по крайней мере так). Пешком быстрее, чем на машине или автобусе.
Для этого необходимо сократить частный транспорт в центральной
части города и увеличить количество и качество (в широком смысле)
общественного транспорта.
2. Нельзя полностью запрещать парковать в центре города,
наоборот надо поощрять водителей брать машины и парковать их в
центре, но бесплатных парковок быть не должно! Если водитель
оставил машину в неположенном месте, то штраф должен быть значимым
и неотвратимым (с 1 июля 2012 штрафы повысятся, но вот будут ли они
неотвратимо собираться?). Т.е. собственный транспорт при режиме
утром приехал на работу в центр, кинул где получилось машину,
вечером уехал обратно, должен быть очень дорогим и по карману не
более 15-20% автовладельцев.
3. Раз уж на уровне Правительства РФ и президента развитию
Дальнего востока уделяется большое внимание, то необходимо на этой
волне выбивать финансирование для
метро
во Владивостоке. Если с этим вопросом медлить, то потом будут
крупные неприятности у всех, т.к. город при сохраняющихся темпах
финансирования вполне может перерасти в миллионник в обозримом
будущем и тогда проблематично будет бороться с пробками.
5. Не допускать образования пылегенераторов (все газоны где
есть открытые участки грунта и земли должны быть засажены травой
сплошным слоем, а газоны притоплены ниже уровня проезжей части, все
тропинки по которым ходят люди должны быть подняты выше уровня
проезжей части или газона и быть либо закатаны в асфальт, либо
залиты в бетон, либо выложены брусчаткой; все дороги должны быть
либо забетонированы, либо заасфальтированы и оборудованы
ливнёвками, дороги должны быть выше уровнем, чем газоны, клумбы и
прочие источники грязи). Дороги и тротуары должны периодически
мыться (с мылом). Ливневые канализации должны периодически
чиститься от иловых наложений. Газоны и клумбы должны постоянно
поддерживаться в идеальном состоянии, чтобы на газоне было приятно
лежать (не было грязи и собачьих экскрементов), клумбы должны быть
засажены цветущими цветами в тёплый период.
6. По городу в местах массового скопления людей (парки,
скверы, кафе, крупные остановки и пересадочные пункты общественного
транспорта, набережные, торговые центры) должны быть снабжены
чистыми, приятными и бесплатными общественными туалетами.
7. Весь общественный транспорт должен быть оборудован единой
системой оплаты (сейчас это Дельфин), с возможностью поддержки
оплаты по банковским картам (даже в такси должна быть возможность
расплатиться визой или Дельфином), автобусы должны быть оборудованы
wi-fi с бесплатным Интернетом и навигационными модулями, чтобы
можно было отслеживать их передвижение как для управления
транспортными потоками, так и пассажирам (сидишь в кафе, надо ехать
домой, смотришь через примерно какое время подойдёт нужные тебе
автобус через сайт управления транспортом). Весь общественный
транспорт должен быть чистым и ухоженным. Не должно быть старого
автопарка ни автобусов, ни такси старше 10 лет. Водители автобусов
должны иметь реальный опыт, а не купленные права и опыт вождения в
горном ауле. Состояние водителей должно проверяться перед каждым
рейсом (давление, общее самочувствие, алкотестер), автобусы должны
быть оснащены так называемым автодоносчиком (прибор, учитывающие
время в пути, время отдыха и т.п.).
8. Извести как явление точечную застройку в городе. Только
квартальная и районная застройка, с чёткой структурой коммуникаций,
дорожной сетью и планированием парковочных мест. Интенсифицировать
малоэтажное жилищное строительство выделять деньги, создавать
кооперативы, бороться за удешевление стоимости строительства
(субсидировать подключение к коммуникациям (электросетям,
канализации, холодному водоснабжению, газу и связи)) +
строительство дорог).
9. Привести в порядок все городские пляжи и все городские
спортивные объекты, а также парки и скверы (везде должно быть
чисто, аккуратно, нигде не должно быть мусора и бесконтрольного
выгула домашних животных, должно быть светло в ночное время, должен
быть бесплатный wi-fi и бесплатные чистые комфортабельные
туалеты).
10. Сделать наказание за нарушение закона неотвратимым. Штрафы
за неправильную парковку, за мусор мимо урн (или самосвал вместо
свалки в ближайшей лесополосе), за грязь на прилегающей к
домам и организациям территории, за неуборку снега и льда с
тротуаров и лестниц, за неуборку экскрементов за своими домашними
животными, автобусников за создание пробок длительным стоянием на
неконечных остановках. Штрафовать муниципальные службы и чиновников
за некачественно оказанные госуслуги (плохо убрали дороги, плохо
сделали газон, плохо отремонтировали дороги, плохо работает
общественный транспорт, мало детских садов, мало спортивных
площадок, мало скверов)…
Пора уже заканчивать с разпиздяйским подходом и демагогией.
Должен быть сбалансированный подход без перегибов и неотвратимость
наказания за нарушения. Только неотвратимость наказания способна
навести порядок.
Надо брать пример с Дании и с Китая. Также нельзя полностью
брать пример со штатов, т.к. столько ресурсов у нас нет.
Постараюсь проиллюстрировать мысли несколькими примерами,
которые довелось наблюдать лично
Парковочный автомат, позволяет брать деньги за почасовую парковку,
при этом автоматически вызывает инспектора со штрафными талонами,
если превышен лимит...
Водителю приходится тратить время на закидывание мелочи в
паркомат.
В противном случае большой штраф.
Если мы не будем развивать общественный транспорт, то будем
парковать машины с миллиметровыми зазорами.
В несколько ярусов.
На любых свободных пространствах. За очень большие деньги.
А ведь хочется не многоуровневые клетки с машинами, а зелёную
травку и свежий воздух в городе.
Чтобы можно было присесть, выпить чашечку кофе, посмотреть почту, с
кем-нибудь пообщаться.
Или, например, прокатиться на велосипеде, разогнать кровь, сбросить
вес.
Если не на своем, то на прокатном. Даже ночью.
И не переживать, что велосипед надо вернуть в прокат в то место,
где ты его взял.
В любое время суток.
Или ехать на такой штуковине:
В наших городах прокат велосипедов ввиду низкого спроса пока в
зачаточном состоянии. На фото Хабаровск.
Дополнительно можно посмотреть следующие записи:
Велосипедист — бедствие для экономики. Он не покупает
автомобиля и не берет под него кредит. Не покупает бензин. Не
пользуется услугами ремонтных мастерских. Не страхует «гражданскую
ответственность». Не пользуется платными стоянками. Не страдает от
ожирения. Да он еще и здоров, черт возьми! Здоровые люди не нужны
для экономики. Они не покупают лекарства. Они не ходят к частным
врачам. Они не увеличивают ВВП. (с) Nuff said.