Цели школьного обучения
deti_v_semje — 12.12.2013Однажды моя американская подруга, уехавшая туда в детстве с семьей и окончившая захолустную муниципальную школу, рассказала, что такое выпускные проекты. Прошу учесть, что школа у них была захолустная и муниципальная! Никаких частных изысков. Выпускной проект - реализация собственной идеи в выбранной области и ее презентация. Ее младший брат в качестве проекта построил парусную лодку (океан близко)!
Сам! Руками! И чертежи тоже сам! Вы знаете, эта лодка никак не
влезала в мою голову, испорченную советской педагогикой ;) что
значит построил? Настоящую? Кто ж ему разрешил? А вдруг что?! А
если он неправильно сделал и утонет кто будет ответственный?! Но
когда эта лодка в меня все-таки вошла ;), то внедрила полезную
мысль: обучение должно быть направлено на то, чтобы ребенок
показал, что он может придумать и сделать полезного для мира, а не
как он много знает о нем! (я не скажу, что американское
муниципальлное образование построено идеально, но эта идея,
безусловно, достойна всякого подражания. Квасным патриотам,
считающим, что и так мы первые полетели в космос и нельзя учиться у
других, ку-ку). Что же мы видим в российской модели? На выходе
ребенок должен показать, как много он знает! И нет ничего, чтобы от
него требовало умений! И уж совсем ничего, что требует от него
инициативы и созидательной деятельности!
Вы замечали, как мамы рассказывают об успехах детей? Кстати, также
написано и на сайтах разных бэбиклубов и популярных методик раннего
развития механической памяти: ребенок хорошо учится в
системе копипаст! "он отлично учится в гимназии"(разве это
гарантирует, что он станет думающим специалистом?). "она окончила
четверть на одни пятерки!" (а может ли она применять в жизни
знания?) "он на отлично сдал все экзамены!"(то есть запомнил и
пересказал кучу мертвых сведений). "наша девочка такая способная,
что занимается в пяти кружках!"(и там она тоже получает пятерки, но
вот есть ли у нее хоть малейшая своя мысль и желание созидать? Или
она может только глотать шаблоны?)
Никто не задумывается о том, что человек сделает! Главное - он
много знает! И что? Дальше-то что?
То же самое с высшим образованием - нужно кичиться поступлением,
престижностью вуза, отличными отметками. Ни разу не слышала от
родителей студентов, чтобы они хвастались не учебой детей и не
регалиями вуза ("наша окончила с красным дипломом МГУ"), а умением
отлично работать в своей сфере (не получать большую зарплату и идти
по карьерной лестнице! А созидать).
Так мы вернемся к тому, с чего начинали разговоры о хоумскулинге -
каковы наши цели? "ребенок в третьем классе учится по учебникам
пятого!", или есть нечто более созидательное?
Posted via LiveJournal app for iPad.
|
</> |