Целевая ценность.
langobard — 01.07.2010 Цель или точнее сверхцель образования/воспитания - формирование или помощь в самоформировании самостоятельного человека. Самостоятельность - ключевая ценность образования (я бы даже продвинул понятие "целевой ценности"). Если эта цель не достигается или вообще не ставится, разговор о качестве образования бессмыслен по определению.Скажу несколько "с перегибом", но скажу. Учить ребенка читать следует не потому, что "должно" всем уметь читать, не для подключения его к механизмам воспроизводства общенациональных ценностей, не для задела арсенала карьерных шансов и всего такого. Учить ребенка читать следует для того, чтобы, когда ему потребуется прочитать что-то, ЕМУ НЕ НАДО БЫЛО БЫ НИКОГО ОБ ЭТОМ ПРОСИТЬ. Чтобы он мог сам.
Вот эту мотивацию - с этим знанием, с этим навыком, с этой компетенцией ты станешь более независимым, самостоятельным, тебе "не надо будет никого просить" - и следует использовать в качестве главной в мотивировке к обучению.
Ну и еще. Сократ, как известно, наивно полагал, что люди творят зло по одной базовой причине - они НЕ ЗНАЮТ, что такое добро. Я в эту "просвещенческую утопию" не верю. Она меня, пожалуй, даже раздражает.
Но мне тоже свойственна одна забавная наивность. Я верую в то, что САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ человек не творит зла, не склонен ко злу. Зло является неотъемлемым атрибутом несамостоятельности. Несамостоятельности во всем - от неспособности мыслить самостоятельно до неспособности самостоятельно заработать себе на жизнь.