"Зеленое
порно"
"Если бы я была улиткой, то у меня была бы одна огромная склизкая
нога. Извиваясь и корчась, я вползаю в свою раковину. Нога остается
где-то внизу, а вот анус - прямо над головой... к сожалению... Все
тело умещается в раковину - в том числе и влагалище, и член - есть
у меня и то, и другое. Есть и острые шипы - ими я больно колю
своего партнера перед соитием. Это меня возбуждает... Мне также
нравится, когда и мне причиняют боль... Садомазохизм возбуждает
меня..."
Еж-самец специальным образом старается закрепить
в теле самки свое потомство
Это перевод текста двухминутного фильма, который непрерывно
проецируется на стоящем прямо у входа мониторе.
Полупорнографическое, с садомазохистским уклоном содержание вполне
отвечает и названию: "Зеленое порно".
Приведенный выше монолог - слова улитки, героя одного из фильмов
серии, которую придумала и поставила замечательная американская
актриса Изабелла Росселлини, сыгравшая в нем все роли.
Над этим дерзким, если не сказать шокирующим и провокационным,
проектом Росселлини - настоящая аристократка мира кино, дочь Ингрид
Бергман и Роберто Росселлини, бывшая жена Мартина Скорсезе, –
начала работать в 2008 году, в весьма солидном возрасте 56 лет.
Проект состоит из нескольких десятков коротеньких, минуты по две,
фильмов, в которых актриса перевоплощается - в костюме, в гриме - в
тех или иных животных и в такой вот забавной, ироничной, но вместе
с тем информативной и вполне познавательной манере знакомит
посетителей выставки с сексуальным миром животных.
Справедливости ради надо сказать, что свою серию Росселлини делала
не специально для выставки, а для американского канала независимого
кино Sundance, и со временем скандальное название "Зеленое порно"
ей пришлось заменить на более нейтральное: "Соблазни меня".
Но, как бы то ни было, здесь, на выставке, эти фильмы пришлись
настолько кстати, что не использовать их было просто грех. Но,
разумеется, видеоклипами Изабеллы Росселлини - при всей их лукавой
прелести - выставка не ограничивается.
Витрины, аквариумы, чучела, макеты, видео, фото - весь арсенал как
"живых", так и "неживых" изобразительных средств представляет
сексуальную жизнь животного мира во всем ее разнообразии.
Вот два ежа - их чучела, зафиксированные в момент соития.
Интригующая надпись извещает о том, что еж-самец, совершив акт
любви, выпускает специальную жидкость, которая заклеивает,
запечатывает вход во влагалище самки с тем, чтобы никакой соперник
не мог помешать закреплению в ее теле именно его потомства.
Аналогичную технику используют и пчелы - самцы во время соития
оставляют часть своего полового органа внутри пчеломатки, чтобы
заблокировать вход туда своим соперникам. Пчеломатка, однако, в
состоянии вышвырнуть, выбросить остаток полового члена самца и
продолжать активную сексуальную жизнь с другими самцами. А
изуродованные самцы, выполнив таким образом свое жизненное
предназначение, вскоре умирают.
Секс и смерть
Ричард Сейбин, один из кураторов выставки, показывает мне самые
интересные с его - специалиста по млекопитающим - точки зрения
экспонаты.
Горилла Гай жил в лондонском зоопарке с 1948
года до самой своей смерти в 1978 году
"Вот у нас великолепный экземпляр гориллы - самец, что называется,
во цвете лет. На воле он наверняка был бы вожаком всей стаи. Звали
его Гай, и он жил в неволе в лондонском зоопарке с 1948 года вплоть
до смерти в 1978-м, - говорит Сейбин. - Все эти годы он пользовался
колоссальным успехом, и именно благодаря ему удалось привлечь
внимание общественности к существующей в дикой природе проблеме
размножения животных и к осознанию того, что размножение в неволе
становится насущной необходимостью".
"У нас на выставке есть прекрасные примеры той необузданной, в
буквальном смысле этого слова, животной энергии, которой
сопровождается процесс сексуального спаривания животных, -
продолжает специалист. - Вот, например, сцепившиеся рогами в битве
за самку два самца северного оленя. Расцепиться они не смогли, так
в этой смертельной схватке за любовь и умерли от истощения, и тела
их были обглоданы стервятниками. Секс и смерть здесь слились
воедино. Или вот еще один олень - голова закинута назад, а тело
запечатлено в позе зычного рыка, которым самцы привлекают к себе
самок в сезон спаривания".
"Как же возникла идея такой выставки?" - спрашиваю я еще одного
куратора, Джеймса Маклейна.
"Мы захотели придумать выставку, которая смогла бы привлечь к нам в
музей более широкую публику, - отвечает он. - Ведь, чего греха
таить, большинство наших посетителей - дети или семьи с детьми, они
обожают наших динозавров и подобные интересные штуки. Мы перебрали
множество различных вариантов, и этот победил с подавляющим
преимуществом. И действительно, согласитесь, идея прекрасная, она
дает возможность рассказать столько замечательных историй, показать
совершенно невероятные примеры из жизни животного мира, в том числе
и те, которые экспонируются впервые. Получилось, по-моему, просто
здорово".
Детям вход разрешен?
Джеймс Маклейн сам вывел меня на вопрос, который уже крутился на
языке: а как же дети?! Музей естественной истории - действительно,
любимое место детей; даже на подходах к выставке - уже в самом
музее - я встречал их толпы.
Самцы и самки всячески пытаются перехитрить друг друга
и обеспечить продолжение именно своего рода
Джо Купер, куратор отдела птиц
Как же так, неужели сюда будет вход, что называется, "до 16 лет
запрещен"?
"Да нет, конечно же, нет, - отвечает куратор. - Мы оставляем
решение этого вопроса на усмотрение родителей. На выставке на самом
деле множество экспонатов откровенно сексуального характера, о чем
мы с самого начала всех предупреждаем. Но никаких запретов у нас
нет - всех милости просим, в том числе и группы школьников. Ведь
они могут здесь узнать так много для себя нового и интересного о
живой природе и ее эволюции. Так что - дети, добро пожаловать, но
родителей мы просто об этом предупреждаем".
Я не удержался и попросил своих гидов привести какой-нибудь из
самых экстремальных примеров сексуальной жизни животных.
Вот что мне рассказала куратор отдела птиц Джо Купер.
Гонка сексуальных вооружений
"Дикие утки - самое заурядное зрелище на реках, озерах и болотах.
Весной, если присмотреться к их поведению, то можно заметить,
насколько агрессивно самцы ведут себя по отношению к самкам. Ученые
установили, что сплошь и рядом у уток происходит то, что на научном
языке называется "насильственное соитие", или по-нашему,
по-человечески, попросту изнасилование", - рассказывает он.
У павлинов есть перья, а у людей - яркие
украшения
"Но утки-самки разработали целую стратегию борьбы с приставанием
нежелательных для них самцов. У них развилось в высшей степени
сложной формы извилистое влагалище, с многочисленными ответвлениями
и тупичками - по форме оно напоминает штопор, - продолжает Купер. -
У самцов пенис тоже штопорообразный, правда, закручен он в другую
сторону. Поэтому для успешного сношения и оплодотворения самка
должна хотеть этого, должна идти навстречу самцу. Таким образом она
избегает нежелательных для себя генов".
"Постепенно эта эволюция полов превратилась в настоящую гонку
сексуальных вооружений. Половой орган уток-самцов стал
совершенствоваться с тем, чтобы преодолеть защитные сооружения
самок. Причем совершенно очевидно, что эта эволюция, эта гонка
вооружений - не что иное, как последствие насилия, - поясняет
куратор отдела птиц. - Те виды уток, у которых этих самых
изнасилований нет, имеют гораздо более простое строение пениса и
влагалища. В этом же случае самцы и самки всячески пытаются
перехитрить друг друга и обеспечить продолжение именно своего
рода".
Люди-попугаи
С удивлением я обнаружил, что животным миром выставка не
ограничивается и затрагивает сексуальность человека - как части
живой природы. Тут же, естественно, встает вопрос о том, насколько
наша сексуальность является продолжением сексуальности животных. Об
этом рассуждает доктор Джо Купер.
Самки богомолов после соития пожирают самцов
"Это очень хорошо видно на примере птиц. Возьмите, к примеру,
оперение райских птиц или фазанов. Люди просто использовали их
перья для повышения своего собственного статуса и
привлекательности. В XIX веке была огромная мода на перья райских
птиц - ими украшали дамские шляпки, что делалось, конечно же, для
того, чтобы привлекать мужчин".
"Люди нередко перенимают у животных приемы привлечения к себе
противоположного пола, - добавляет Купер. - Взять хотя бы дорогие и
редкие меха. Они превратились в символ богатства, статуса. Таким
образом мы - заимствуя его у животных - подаем сигнал о своей
собственной привлекательности".
И снова секс-смерть
Привлекательность, конечно, дело хорошее. Но неслучайно ведь Ричард
Сейбин - еще в начале нашей экскурсии по выставке - говорил, что
секс и смерть нередко сливаются воедино.
Джеймс Маклейн приводит один из самых душераздирающих примеров
такого единения - как самка богомола во время соития буквально
пожирает своего партнера.
"В природе такое происходит далеко не всегда, и самцу удается
избежать смерти, - признает специалист. - Но в лабораторных
условиях, в аквариуме, когда самцу бежать некуда, это происходит
сплошь и рядом - отсюда эта история и получила столь широкую
известность. Суть этого явления состоит в том, что самец
рассматривает свое тело как продукт питания для своего потомства,
которое развивается после оплодотворения в теле самки. Она пожирает
его, и его смерть, его тело дает ей силы растить и питать ее и
своих детей".
Ну и тут же, конечно, сюжет про несчастного богомола в исполнении
Изабеллы Росселлини:
"Если бы я была богомол, то держала бы передние лапки вот так,
перед собой, сложенные, будто для молитвы. Именно поэтому меня и
назвали богомолом. Голова у меня вращается почти на 360 градусов. Я
могу менять цвет, чтобы слиться с тем, что меня окружает, и
спрятаться в природе... Но вот самка моя - каннибал. Оно сожрала
уже множество мужей, но меня это не пугает. Сексуальное влечение
сильнее всего! Я медленно, осторожно подбираюсь к ней сзади.
Взбираюсь на нее и... проникаю в нее. Она поворачивается ко мне
лицом и откусывает мне голову. Она меня съест, но я продолжаю
соитие! Ничто меня не остановит! СЕЕЕЕЕКС!!!"
Душераздирающий, полный и ужаса и страсти крик бедняги-насекомого в
исполнении Росселлини долго еще звенел у меня в ушах после выхода
из музея.