Боязнь неудач и неодобрения
deti_v_semje — 26.04.2011Дочка, 4.года 7 месяцев. В садик не ходит, ходим на развивающие курсы 3 раза в неделю второй год. Проблема существует давно, но сегодняшний открытый урок в школе раннего развития был последней каплей, заставившей меня задуматься о профессиональной помощи.
Итак, суть дела:
Ребенок очень эмоциональный, крайне обидчивый (чуть что, повышение голоса, иногда без причины - слезы градом), легковозбудимый, но в тоже время дочь очень умненькая, давно и хорошо говорит, быстро соображает, хорошо рисует, у нее отличная память. Проблема в том, что дочка боится и избегает ситуаций, в которых ее может постигнуть малейшая неудача, где для достижения результата надо приложить хоть какие-нибудь усилия. Например, велосипед. У нее трехколесный велосипед с ручкой-толкателем, уже 3 года. За это время она не проехала сама и 3-х метров, на попытки мотивировать, показать, как нужно нажимать на педали - истерика, слезы градом: Я не хочу, у меня не получается, я еще маленькая! Я не заставляла, не хочешь - не надо. Велосипед в принципе использовался, как коляска для поездок на далекие расстояния. Такая история с самокатом. Никакой инициативы, попыток научиться, заинтересованности. Дочь отказывается ходить в цирк, в кукольный театр, на разные детские праздники. Она там никогда не была, но любое заманчивое предложение посетить какое-нибудь мероприятие (красочно расписывается, предлагается компания из других детей) заканчивается истерикой: Я туда не пойду, я не хочу в ваш цирк, не хочу в кукольный театр и т.д. Единственно куда мы сходили месяц назад - театр кошек Куклачева, да и то ушли с половины представления под вопли: Уходим отсюда! Я хочу домой.. Объяснений о причине ухода я не добилась. Ребенок мне не мог объяснить, что не понравилось. По ее словам все понравилось, она не испугалась..Единственные из всего зала ушли. :( Я не настаивала на посещении театра, цирка, но с некоторых пор меня стало беспокоить данная ситуация.
Теперь об открытом уроке. Во первых отсутствие инициативы. Если учитель спрашивает детей, дети с удовольствием отвечают с мест. Моя не отвечает никогда. Или отвечает после всех, когда другие дети уже сказали правильный ответ и получили одобрение от учителя. При этом она всем видом старается заслужить похвалу, у нее вид эдакой отличницы, сложенные ручки, в идеальном порядке карандаши, листок бумажки лежит идеально ровно, сама она сидит прямо. И постоянно смотрит за соседями, делает замечание кто не так положил карандаш, отодвинул стул и т.д. То есть сосредоточенна не на задании как таковом, а на том, чтобы соблюдать внешние правила. Так же и с письменным заданием (обвести нужные предметы в кружочек) - вначале дитенок смотрит, как сделали задание другие (хотя сама легко найдет решение), смотрит кому какие ошибки исправила учительница и только потом делает свое задание, чтобы не дай Бог не ошибиться. На страх неодобрения или ошибки списываю и полное отсутствие инициативы. Они никогда не вызывается отвечать у доски, пересказать прочитанное учителем и так далее. Когда ее спрашивают - отвечает правильно, но не более того, сама никогда не поднимет руку. Дома не терпит, когда я ей указываю на ошибки (например, собирает пазл или написала цифру неправильно), начинает сразу кричать: Это ты не правильно сказала! А я все правильно делаю! И слезы ручьем. Очень любит поныть, попричитать дома о том какая она бедная-несчастная, что ее никто не любит, что ее бьют-не кормят (никогда в жизни никто пальцем не тронул). Такое чувство, что она вытягивает из взрослых проявления любви и уверения в том, что она нужная, любимая, хорошая, хотя недостатка в этом она не испытывает. Постоянно ее обнимают, целуют, бабушки все от нее без ума.. Все желания выполняются, отказа она ни в чем практически не знает.
В общем я не знаю, как мне поступить, как корректировать поведение? Может нужно очно обратиться к психологу?
Если важно: ребенок единственный, любимый, желанный и долгожданный. Семья полная, отношения вполне нормальные. Все друг друга любят, уважают.
|
</> |