Божественный вид: Θεоς и Θεоτης
alexandrg — 18.10.2011
Нашел интересную нестыковку у преп. Иоанна Дамаскина.
В "Элементарном введение в догматы" он именует Божественный вид
словом "Θεότης":
"Итак, Отец, Сын и Святой Дух являются ипостасью, индивидом и
лицом, а сверхсущественная и непостижимая Божественность (Θεότης)
является Видом, который объемлет Их." [Элементарное введение в
догматы, 7]
А в "ФГ" говорит о том, что вид сообщает всем нижестоящим видам и
индивидам свое имя и определение:
"Опять-таки, вид при разделении сообщает ниже его стоящим и имя, и
определение. (…) Посему низшим видом будет такой вид, который
находится непосредственно над индивидуумами, и определяют его так:
низший вид есть то, что сказывается в отношении многих
различающихся числом предметов, отвечая на вопрос: что есть
предмет?" [ФГ, 10]
Т. е., если "Θεότης" – это Божественный вид, то он должен сообщать
Божественным индивидам, как свое имя, так и свое определение.
Однако в "ТИПВ" преп. Иоанн разъясняет, что для обозначения
ипостасей Троицы слово "Θεότης" использовать нельзя:
"Ибо имя Бог ставится о Каждой из Ипостасей, а слова Божество
(θεότης) мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что
Божество есть один только Отец или один только Сын, или один только
Дух Святой; ибо слово Божество обозначает естество; а слово: Отец -
Ипостась, подобно тому как и человечество - естество, а Петр -
ипостась. Слово же Бoг обозначает общность естества и в отношении к
каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому как и слово:
человек." [ТИПВ. 3, 11]
Т. е., как видом для Петра, Павла и Иоанна будет "человек", а не
"человечество", так и видом для Отца, Сына и Духа будет "Θεὸς", а
вовсе не "Θεότης".
|
</> |