рейтинг блогов

Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.

топ 100 блогов putin_slil15.04.2018Авто Теги: Чубайс Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.

Не буду рассказывать как хорошо страна жила в период 90-ых: посмотрите выпуск новостей тех времен. Или даже художественный фильм. Однако если мы посмотрим на АвтоВАЗ периода 90-ых, то рискуем получить разрыв шаблона. Выпуск продукции держался на советcком уровне. Даже появлялись новые модели. Загибайте пальцы: 2110 (условно, подробности ниже), Надежда, Шнива, Калина. Т.е. ничуть не меньше, чем было в советское время. Причем многое было настоящим прорывом. Например электронный впрыск или удачная Калина. Хотя почему только Калина? Да, после модернизации до Гранты она долгое время держится в лидерах продаж. Но и Шнива неплохо продается до сих пор. И 2110 в виде Приоры начала сдавать позиции относительно недавно. АвтоВАЗ не только выжил на зависть другим заводам, но и сумел заложить хороший задел на будущее. Как так, ведь все знают, что в 90-ые промышленность умирала и заводы только закрывались?

Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.

Во-первых судьба заводов после развала СССР закладывалось еще во времена самого СССР и руками тогдашнего руководства страны. Тех, кто выпускал продукцию по искусственно заниженным ценам,с переходом на рыночную экономику ждало либо повышение цен и снижение спроса, либо работа в убыток. Автомобилям это явно не грозило. Розничную цену на "копейку" советское правительство установило в размере 5500 рублей при себестоимости в 1950... Да и товар востребованный. Окупаемость была хорошая.

При этом вкладывалось государство после постройки завода в его развитие крайне не охотно. Т.е. относилось как дойной корове. Думали как? Отстегнем итальянцам и все. Какая-то конструкторская разработка на заводе новых моделей не подразумевалось. Управление главного конструктора должно было лишь обеспечить выпуск существующей продукции. Но так сложились обстоятельства, что вазовцы очень хорошо себе представляли организацию на западных автозаводах. Что при работе с итальянцами над Жигулями, что с немцами при создании 2108, успели они побывать на многих фирмах и видели, что в перспективные разработки они вкладывали несравнимо бОльшие средства, чем выделялось в СССР. Там разработка новых моделей шла непрерывным, конвейерным методом. Но это требовало постоянного вливания средств, что руководство Союза заводу не обеспечивало в должной мере.

Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.

Новые модели появлялись по инициативе снизу, с завода. Вот действительно "наглость - второе счастье". Откуда эта самоуверенность вазовцев? Непонятно. Но так или иначе решения продавливались, деньги выбивались. Руководство завода явно считало себя ущемленным. Денег с продаж им возвращалось мало, любые решения надо было согласовывать с министерствами.

"Ко второй компоновке Porsche у нас тоже были замечания. В их варианте горизонтальный уплотнитель опускного стекла двери был составным и представлял собой соединение деталей из четырёх разных материалов: сталь, алюминий, пластмасса и резина. Это было неприемлемым.

Но руководитель вазовской делегации Я. Непомнящий, утверждавший наши заключения по компоновкам, с таким мнением не согласился.

Тогда я сказал ему, что если он утвердит эту компоновку, то работать на ВАЗе нормально я не смогу. На его вопрос: «Почему?» – я ответил, что тогда моё рабочее место будет находиться не на заводе, а в постоянной командировке в Москве.

Ведь придётся обхаживать Минчермет, Минцветмет, Нефтехимпром и Минхимпром, доказывая им необходимость применения именно этих материалов и именно в таком виде."

Л. Вихко, конструктор ВАЗ-2108 1978г.


Поэтому перестроечные "самоокупаемость" и "самоуправление" были встречены на ВАЗе с радостью. Хотя на деле не все это государство дало осуществить, госаппарат к таким переменам оказался не готов. Но тем не менее это сыграло большую роль в дальнейшей судьбе предприятия.

Вот возьмем 2110. Почему я не считаю эту модель советским автомобилем? Да, работы над ней начались еще в 1979-ом. Но в 1986-ом, как раз после смены курса на самоокупаемость и самоуправление произошел внезапный поворот. Видя, что их новый автомобиль в процессе разработки стремительно устаревает, отстает от мирового уровня, его создатели решили ...все переделать. Т.е. выбросить многолетнюю работу и начать с нуля. Возможно ли это было в старой, плановой экономике? Скорее всего нет. Но руководство завода без оглядки на чье-то мнение решилось на это и не прогадало. В 1996 году на производство вышел совсем другой автомобиль, нежели задумывался изначально. С Калиной же вышла обратная история - проект 90-ых был заморожен и по конвейеру пошла все таже Калина, лишь обновившись внешне, в угоду изменившейся моде.

Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.
Первый образец 2110. С тем автомобилем, который мы знаем сейчас, он имел мало общего

Далее события пошли еще интереснее. От приватизации, которая сильно корежит сегодняшних патриотов, АвтоВАЗ опять таки сумел выбить пользу. Чубайс? Какой Чубайс? ВАЗ ему оказался не по зубам. Тогдашний генеральный директор Каданников добился от президента Ельцина подписания Указа «Об особенностях приватизации ПО "АвтоВАЗ"», предусматривающего льготные для коллектива условия:

"Я и тогда считал, и сейчас считаю, что это было серьёзным достижением в управлении заводом. Мы попросили у Ельцина 50% акций распределить на коллектив, а ещё 50% мы разделили в соответствии с тогдашним законом на две части: 25% — это аукцион, а 25% отдали за ваучеры. Мы организовали аукцион таким образом, что компания, которой мы руководили, купила эти самые 25%. В итоге мы контролировали более 75% акций. Это позволяло избежать любого вмешательства в наши дела.

Потом эту схему критиковали все. Говорили, что надо развести это перекрёстное владение. Я не понимал почему! Ведь во всём мире в автомобильном бизнесе встречается перекрёстное владение. Вот Карлос Гон организовал перекрёстное владение компаниями Nissan и Renault."

Каданников, генеральный директор и председатель Совета директоров АВТОВАЗа в 1988 — 2005 годах


Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.

Вот такая, собственно, история... Понятно почему АвтоВАЗ выжил? Потому что люди взяли свою судьбу в свои руки. Сумели достроить НТЦ, ибо понимали его важность в будущем завода. Нашли деньги на новые модели и т.д. И никакие враги и чубайсы не смогли им помешать. Поэтому ко всяким "давайте пересмотрим итоги преступной приватизации", "а давайте посадим Чубайса" я отношусь скептически.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
"Кремлевский доклад" Минфина США, в который вошли все члены правительства России, является некой прелюдией. Это событие должно показать определенным людям, что в одночасье они могут потерять не только свои зарубежные активы, но каналы, через которые выводят капитал. То, что воровалось ...
Сейчас в районе Луганска идут ожесточённые бои с применением танков и тяжёлой артиллерии. Если путен не двинет войска, то шансов у российских террористов нет. Потери в "Айдаре" нсть. Горько об этом говорить, но шестеро наших воинов погибли, много раненых... Среди моих кровных побратимов вс ...
Совсем недавно я публиковала впечатления от своего знакомства с блокнотами этой марки - http://art-expiration.livejournal.com/928079.html Мне так понравились блокноты, что я с удовольствием заказала бы еще. Но, естественно, по одному это невыгодно. Поэтому предлагаю всем заинтересова ...
НА ВАЖНО СКОЛЬКО ОШИБОК ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ИЛИ НАСКОЛЬКО МЕДЛЕННО ТЫ ПРОГРЕССИРУЕШЬ - ТЫ ВСЕ РАВНО ОПЕРЕЖАЕШЬ ТЕХ КТО ДАЖЕ НЕ ПЫТАЕТСЯ ПОДНИМАЙСЯ НА ЗАЩИТУ ТОГО ВО ЧТО ТЫ ВЕРИШЬ ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ПОДНИМЕШЬСЯ ОДИН Сделаем глушители cнова великими!!! Cрочная распродажа военных ...
         Похоже, пятница в России уже превратилась в национальный праздник. Иначе зачем  Жж-ные юзеры каждую неделю поздравляет друг друга с ее приходом? Поэтому ради праздника постараюсь не слишком напрягать ваши и без того ...