Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.
putin_slil — 15.04.2018 — Авто Теги: ЧубайсНе буду рассказывать как хорошо страна жила в период 90-ых: посмотрите выпуск новостей тех времен. Или даже художественный фильм. Однако если мы посмотрим на АвтоВАЗ периода 90-ых, то рискуем получить разрыв шаблона. Выпуск продукции держался на советcком уровне. Даже появлялись новые модели. Загибайте пальцы: 2110 (условно, подробности ниже), Надежда, Шнива, Калина. Т.е. ничуть не меньше, чем было в советское время. Причем многое было настоящим прорывом. Например электронный впрыск или удачная Калина. Хотя почему только Калина? Да, после модернизации до Гранты она долгое время держится в лидерах продаж. Но и Шнива неплохо продается до сих пор. И 2110 в виде Приоры начала сдавать позиции относительно недавно. АвтоВАЗ не только выжил на зависть другим заводам, но и сумел заложить хороший задел на будущее. Как так, ведь все знают, что в 90-ые промышленность умирала и заводы только закрывались?
Во-первых судьба заводов после развала СССР закладывалось еще во времена самого СССР и руками тогдашнего руководства страны. Тех, кто выпускал продукцию по искусственно заниженным ценам,с переходом на рыночную экономику ждало либо повышение цен и снижение спроса, либо работа в убыток. Автомобилям это явно не грозило. Розничную цену на "копейку" советское правительство установило в размере 5500 рублей при себестоимости в 1950... Да и товар востребованный. Окупаемость была хорошая.
При этом вкладывалось государство после постройки завода в его развитие крайне не охотно. Т.е. относилось как дойной корове. Думали как? Отстегнем итальянцам и все. Какая-то конструкторская разработка на заводе новых моделей не подразумевалось. Управление главного конструктора должно было лишь обеспечить выпуск существующей продукции. Но так сложились обстоятельства, что вазовцы очень хорошо себе представляли организацию на западных автозаводах. Что при работе с итальянцами над Жигулями, что с немцами при создании 2108, успели они побывать на многих фирмах и видели, что в перспективные разработки они вкладывали несравнимо бОльшие средства, чем выделялось в СССР. Там разработка новых моделей шла непрерывным, конвейерным методом. Но это требовало постоянного вливания средств, что руководство Союза заводу не обеспечивало в должной мере.
Новые модели появлялись по инициативе снизу, с завода. Вот действительно "наглость - второе счастье". Откуда эта самоуверенность вазовцев? Непонятно. Но так или иначе решения продавливались, деньги выбивались. Руководство завода явно считало себя ущемленным. Денег с продаж им возвращалось мало, любые решения надо было согласовывать с министерствами.
"Ко второй компоновке Porsche у нас тоже были замечания. В их варианте горизонтальный уплотнитель опускного стекла двери был составным и представлял собой соединение деталей из четырёх разных материалов: сталь, алюминий, пластмасса и резина. Это было неприемлемым.
Но руководитель вазовской делегации Я. Непомнящий, утверждавший наши заключения по компоновкам, с таким мнением не согласился.
Тогда я сказал ему, что если он утвердит эту компоновку, то работать на ВАЗе нормально я не смогу. На его вопрос: «Почему?» – я ответил, что тогда моё рабочее место будет находиться не на заводе, а в постоянной командировке в Москве.
Ведь придётся обхаживать Минчермет, Минцветмет, Нефтехимпром и Минхимпром, доказывая им необходимость применения именно этих материалов и именно в таком виде."
Л. Вихко, конструктор ВАЗ-2108 1978г.
Поэтому перестроечные "самоокупаемость" и "самоуправление" были встречены на ВАЗе с радостью. Хотя на деле не все это государство дало осуществить, госаппарат к таким переменам оказался не готов. Но тем не менее это сыграло большую роль в дальнейшей судьбе предприятия.
Вот возьмем 2110. Почему я не считаю эту модель советским автомобилем? Да, работы над ней начались еще в 1979-ом. Но в 1986-ом, как раз после смены курса на самоокупаемость и самоуправление произошел внезапный поворот. Видя, что их новый автомобиль в процессе разработки стремительно устаревает, отстает от мирового уровня, его создатели решили ...все переделать. Т.е. выбросить многолетнюю работу и начать с нуля. Возможно ли это было в старой, плановой экономике? Скорее всего нет. Но руководство завода без оглядки на чье-то мнение решилось на это и не прогадало. В 1996 году на производство вышел совсем другой автомобиль, нежели задумывался изначально. С Калиной же вышла обратная история - проект 90-ых был заморожен и по конвейеру пошла все таже Калина, лишь обновившись внешне, в угоду изменившейся моде.
Первый образец 2110. С тем автомобилем, который мы знаем сейчас, он имел мало общего
Далее события пошли еще интереснее. От приватизации, которая сильно корежит сегодняшних патриотов, АвтоВАЗ опять таки сумел выбить пользу. Чубайс? Какой Чубайс? ВАЗ ему оказался не по зубам. Тогдашний генеральный директор Каданников добился от президента Ельцина подписания Указа «Об особенностях приватизации ПО "АвтоВАЗ"», предусматривающего льготные для коллектива условия:
"Я и тогда считал, и сейчас считаю, что это было серьёзным достижением в управлении заводом. Мы попросили у Ельцина 50% акций распределить на коллектив, а ещё 50% мы разделили в соответствии с тогдашним законом на две части: 25% — это аукцион, а 25% отдали за ваучеры. Мы организовали аукцион таким образом, что компания, которой мы руководили, купила эти самые 25%. В итоге мы контролировали более 75% акций. Это позволяло избежать любого вмешательства в наши дела.
Потом эту схему критиковали все. Говорили, что надо развести это перекрёстное владение. Я не понимал почему! Ведь во всём мире в автомобильном бизнесе встречается перекрёстное владение. Вот Карлос Гон организовал перекрёстное владение компаниями Nissan и Renault."
Каданников, генеральный директор и председатель Совета директоров АВТОВАЗа в 1988 — 2005 годах
Вот такая, собственно, история... Понятно почему АвтоВАЗ выжил? Потому что люди взяли свою судьбу в свои руки. Сумели достроить НТЦ, ибо понимали его важность в будущем завода. Нашли деньги на новые модели и т.д. И никакие враги и чубайсы не смогли им помешать. Поэтому ко всяким "давайте пересмотрим итоги преступной приватизации", "а давайте посадим Чубайса" я отношусь скептически.
|
</> |
Благословенные девяностые на АвтоВАЗе. Почему завод выжил.
Оставить комментарий
Популярные посты:
Сетевое издание LentaChel | ВАЗ столкнулся с грузовиком «Мерседес Бенц» и «Лексусом» Сетевое издание LentaChel ВАЗ под управлением молодой женщины столкнулся с движущимся в попутном направлении грузовым«»Мерседес Бенц» с полуприцепом. После этого ВАЗ вылетел на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «Лексус». +. Водитель ВАЗа получила травмы и была ... |
Ульяновская правда (пресс-релиз) | В Старокулаткинском районе столкнулись ВАЗ и иномарка Ульяновская правда (пресс-релиз) ДТП произошло сегодня, 11 августа, в Старокулаткинском районе Ульяновской области. На трассе «Старая Яндовка-Кармале» столкнулись автомобили ВАЗ-2106 и Volkswagenen-Jetta. К сожалению, есть пострадавшие. Для ликвидации последствий ДТП от МЧС были привлечены 1 ... |
БИЗНЕС Online | Mash: Ветеран из Хабаровска через суд требует у Чубайса 15 млн рублей, которые он потерял в 90-е БИЗНЕС Online 84-летний житель Хабаровска Геннадий Кулагин через суд намерен требовать у главы «Роснано» Анатолия Чубайса 15 млн рублей. Об этом сообщает Telegram-канал Mash. Про его данным, несколько лет назад пенсионер писал Чубайсу письмо с просьбой «поделиться деньгами». Пенсионер отомстил Чубайсу Пенсионер стихами подал в суд на Чубайса с требованием отдать 15 млн рублей Ветеран из Хабаровска требует с Чубайса 15 миллионов рублей |
ТАСС | Чубайс, Чемезов и Вексельберг войдут в состав совета фонда инновационного кластера Москвы ТАСС МОСКВА, 6 августа. /ТАСС/. Председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс, генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов и президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг войдут в состав совета фонда инновационно-производственного кластера Москвы. Об ... |