Было ли хорошо в городах до автомобилизации

топ 100 блогов gre4ark13.01.2017 Было ли хорошо в городах до автомобилизации

Воспоминания английского архитектора Г. Б. Крезуэлла о Лондоне 1890-ых:

Стрэнд в те дни <�…> был мощно бьющимся сердцем общенародного Лондона. Прорезая густой лабиринт переулков и двориков, Стрэнд являл взору множество маленьких ресторанчиков, чьи витрины похвалялись изысканной едой, изобилие таверн, погребков, устричных и винных заведений, мясных и ветчинных лавок. Маленькие магазинчики с их живым разнообразием как необычных, так и повседневных товаров стояли шеренгой, стена к стене, заполняя пространство между многочисленными театрами. <�…> Но какая грязь! И какой шум! И какая вонь! Источником всех этих «прелестей» были лошади. <�…>

Весь переполнявший Лондон колёсный транспорт, который в некоторых частях Сити от тесноты порой почти не двигался, был на конной тяге: тут тебе и конные платформы, и фургоны, и омнибусы, и наёмные двухколесные и четырехколесные экипажи, и частные экипажи всевозможных видов. Мередит упоминает о вони лондонских стоянок кебов, которую чувствуешь заранее, приближаясь к городу на поезде; но самый характерный «аромат», который пассажир ощущал с весёлым возбуждением, исходил от конюшен, которые обычно были трёх- или четырехэтажные, с наклонными зигзагообразными подъездными дорожками. Из-за тамошних навозных куч филигранные чугунные канделябры, украшавшие гостиные в зажиточных домах по всему Лондону, были облеплены дохлыми мухами, а в конце лета окружены танцующими облаками этих насекомых.

Ещё более явственным признаком лошадиного изобилия была грязь, которая, несмотря на проворство бесчисленных пареньков в красных форменных пиджаках, шнырявших среди колёс и копыт с совками и мётлами и наполнявших железные баки у краёв тротуаров, либо растекалась по улице «гороховым супом», иногда собиравшимся в большие лужи и переливавшимся через тротуарные бордюры, либо густо покрывала мостовую, развлекая взор путешественника смесью колёсной мази, отрубей и пыли. В первом случае быстро движущийся двухколесный экипаж окатывал этим «супом» (там, где грязевой удар не принимали на себя брюки и юбки) весь тротуар, так что вдоль фасадов домов по всему Стрэнду красовался восемнадцатидюймовый грязевой «цоколь». С «гороховым супом» боролись черпальщики, по двое наполнявшие этой жижей специальные «грязевые повозки» и одетые как моряки в северном плавании: сапоги с высоченными голенищами, застёгнутые до подбородка непромокаемые костюмы, зюйдвестки, защищавшие шею сзади. Хлюп, хлюп! Брызги во все стороны — прямо в глаза неосторожному прохожему! А с колёсной мазью боролись щётки на конной тяге, после чего остатки глубокой ночью смывали из пожарных шлангов. <�…>

Помимо грязи, был ещё шум, источником которого была опять-таки лошадь. В центральных районах Лондона он вздымался и опадал, подобно мощному сердцебиению. Это превосходило какое угодно воображение. Улицы повседневного Лондона были единообразно вымощены «гранитной» брусчаткой <�…> и стук несчётного множества подкованных железом мохнатых копыт оглушительная барабанная дробь — как палкой по забору — одетых в жёсткие шины колёс, перекатывавшихся с одного неровного бруска на другой, скрежет, грохот, стенания и треск, издаваемые трясущимися экипажами, лёгкими и тяжёлыми, лязг цепной упряжи, звон и звяк всего, что только могло звенеть и звякать, а вдобавок вопли тех Божьих созданий, что хотели поделиться сведениями или высказать просьбу с помощью голоса, — все это соединялось в нечто немыслимое. Такое обыденное слово как «шум», здесь не подходит. Это была звуковая громада…

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:
Было ли хорошо в городах до автомобилизации Было ли хорошо в городах до автомобилизации Было ли хорошо в городах до автомобилизации Было ли хорошо в городах до автомобилизации Было ли хорошо в городах до автомобилизации


Посты по теме:
Как автомобили захватили улицы
Было ли хорошо в городах до автомобилизации

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то не так в этом лучшем из миров. А может это весна во всем великолепии. И окна в палате номер шесть уже вымыли, помещение проветрили, полы мастикой натерли, нянечки чистые косынки повязали, санитары смирительные рубашки к новому сезону ...
Десять лет, как Таврида вернулась в состав империи. "Мы русские - какой восторг!" - первая моя мысль после. Страна проснулась окончательно после двадцатилетней спячки. Славная весна была ...
Наш любимый президент так редко стал делать публичные заявления, что каждое его выступление становится главной российской новостью на несколько дней. В четверг путин выступил с обращением, по видеоконференции естественно, к участникам Валдайского клуба. Вот основные тезисы его ...
Приветствую сообщников! Не думал, что когда-нибудь буду сюда писать от лица "пациента", но жизнь - штука мало предсказуемая. Беда моя классическая: любовь и предательство. Человек я для других достаточно закрытый, мой внутренний мир всегда был только со мной, никого я в него не посвящал: ...
Очередной выпуск журнальной серии "Автолегенды СССР и Соцстран" - Trabant P50 из ГДР: машинка родом из конца 1950-х, в наших краях - малоизвестная, но сам по себе интересная. Наследие довоенной Германии - переднеприводная платформа DKW стала основой и этой микролитражки - вместо деревянног ...