"Белое-серое-черное" - и как его разглядеть на рисунке

топ 100 блогов rikki_t_tavi20.09.2016 Посмотрим сегодня на две картинки, нарисованных с одного и того же фото. Первая как пример " я умею рисовать реалистические портреты", вторая - скорее работа-иллюстрация. Рассматривать будем с точки зрения белое-серое-черное - как оно представлено на рисунке и как оно работает.


Белое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке 2.jpgБелое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке 5.jpg

 Вот оригинальное фото Дейнерис из сериала "Игра престолов".  В нем три составляющих очевидны: волосы - белая составляющая, лицо - серая, все тени на лице - черная составляющая. Все лицо темнее волос, все тени на лице - самые темные участки.

Белое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке

А теперь рассмотрим подробнее.

Что мы видим на первой картинке? Хаотические пятна там и тут. На фото каждое "темное пятно" находится на этом месте из-за рельефа, освещенности и цвета самой поверхности. На рисунке - невнятные "серые" пятна, больше похожие на намазанную грязь на лице, чем тени, - и много резкого черного не по делу. Лоб, например, такого же тона, как и подбородок. Но на фото видно, что лоб  весь, даже там, где его передняя поверхность ( между бровями) отвернута от прямого света, гораздо светлее, чем вся щека ниже скулы до подбородка. Скула и нос повернуты к свету - и они самые светлые, все, что ниже, уходит от света, и все темная плоскость.

Когда человек непрофессионал, он не видит картинку как объем, а видит набором пятнышек. Видит, что лоб темнее белого фона - и темнит его  произвольно. Видит, что от угла рта припухлость светлее окружающей тени - и делает эту припухлость светлее лба. Тень около глаза вместе с ресницами, веками и верхом радужки - примерно одной ровной темности и намного темнее впадинки на щеке. Посмотрите быстрым расслабленным взглядом на фото на тень глаза и на щеку - несколько раз. Видите, как на фото это четко "серое" и "черное"? А на картинке разница эта невнятная, с жирными черными линями и недостаточно темным вокруг глаза.

То же самое с тенью под носом и с верхней губой. На фото это "черное", на картинке - всплески черных линий и недостаточно темных теней, на губах чуть ли не белое оставлено, хотя верхняя губа, если прищуриться, однозначно "черное" - по сравнению с той же щекой или волосами.

Белое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке
Волосы, хоть и оставлены белыми, но тени на них и вокруг полностью уничтожают это впечатление - черные, жирные, случайные линии. Обратите внимание хотя бы на тень на лице вдоль переднего края волос - на рисунке она темнее впадины глаза, на фото - даже рядом не стояла по темности.

Вот на маленьких картинках хорошо видно. На фото - белые волосы с серыми тенями, серое лицо с черными тенями. Свет падает сверху, освещает грань лба в ширину брови и верхнюю часть скулы и носа. Вся боковая половина лица уходит в тень - чем ниже от света, тем темнее. Все тени глаза, носа , рта и подбородка - отчетливо темные яркие пятна. На картинке лицо от волос не отличается, черные линии тут и там одинаково жирные, мягкие тени на лице - произвольными пятнышками и лоб темнее , чем подбородок. А теневые пятна вместо однородности представляют смесь жирных черных линий и неуместно светлых выпышек.
Белое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке 2.jpgБелое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке 4.jpg

А вот картинка, сделанная по мотивам фото. Автор ее  не стал соблюдать соотношение "белые волосы - серое лицо", а расположил свои тона иначе. Серые волосы, белое лицо, черное - детали вокруг глаз. И рисунок получился очень выразительным - цельным, а не набором случайных пятнышек, хаотично разбросанных по листу.
Белое-серое-черное - и как его разглядеть на рисунке
Волосы очень подробно "разделаны", но из-за того, что общий тон у них без всплесков и взвизгов, вся эта масса смотрится равномерным "серым" пятном. Повторяемость  и многочисленность линий  убирает их отдельную выразительность - они становятся ровной массой, одинаково и равномерно контрастной к лицу. Лицо становится однозначно "белым". Кроме тона между лицом и волосами есть еще фактурный контраст - декоративная графическая фактура массы волос контрастирует с белым практически нетронутым лицом. если приглядеться, на лице есть нежнейшие легкие тени - они дают лицу впечатление объема - но не конкурируют ни с чем. И наконец - самые темные ударные "черные" места нарисованы в глазах. Мало того, что они чернее всего остального на рисунке, так они еще противопоставлены самому белому на этом рисунке - белку глаза и блику в глазах. Поэтому, несмотря на декоративность и выразительность  волос наш  взгляд безошибочно притягивается к глазам. Именно они, а не  какая-нибудь тень на спине, оказываются в центре внимания. Как бы прихотливо и красиво не были сделаны волосы, контраст самого светлого и темного, самая четкая вырисованность, самое объемное изображение достались глазам.

 Понимание этого поможет вам сделать набросок, зарисовку, любой быстрый рисунок выразительным и интересным - а не набором случайных пятнышек и произвольных линий. Почему это  так важно в наброске? У вас мало времени, и вы явно не сможете перенести на лист всю градацию тонов от самого светлого до темного - значит нужно очень стратегически отбирать то, что будет нарисовано, и то, какие тона чему приписаны. Не надо измухрявливать "белое" черными жирными линиями, не надо испещрять "серое" всплесками неуместных белых пятнышек, не надо всматриваться в "черное", чтобы находить там ненужные градации и делать его ни рыбой ни мясом.

Поэтому я предлагаю вам смотреть на чужие работы и анализировать - работает ли там "белое-серое-черное"? А если работает - то почему, какие закономерности выполняет, отчего так хорошо смотрится рисунок?

___________
Я где-то потеряла черновик поста, где у меня были ссылки сохранены. Но помню, что первый портрет - с Этси, как образец того,как автор будет рисовать портреты по фото. Фотография эта там уже убрана, так что не на что сослаться. А вторая картинка - с беханса, автор ее - Mercedes deBellard. Мне очень нравится ее техника - она рисует карандашом первоначальный рисунок, потом перекрашивает его в фотошопе, добавляет цветов, делает фон - и получается иллюстрация. По ссылке как раз то, что получилось из первоначального рисунка.

Кроме общего тэга art_for_beginners я сделала отдельный тэг про бело-серо-черное - white_grey_black.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Два домика встретились мне во время пятничного перемещения в пространстве. Один весьма известен — стоит по улице Гастелло, 5. Я даже смутно помню чьи-то препирания на тему — считать ли его первыми хозяевами каменщиков Ивана и Матвея Страховых или же следует называть его домом ...
Почему-то всегда, когда пишут про «дорогую» женщину, упоминают, что она была ухожена до кончиков ногтей. То есть, как ни крути, а без маникюра вип-статус не получить. Я, конечно, особо и не стремлюсь в высшее общество, но хочется на руки смотреть и не пугаться. У меня, как и у многих ...
Только вчера писал как Путин послал промышленников, попросивших 400 ярдов на поддержку и развитие производств. Путин даже обсуждать отказался. А уже сегодня рыжая тварь, после прогремевшего на всю страну : "У нас очень много денег !", получает от Путина добро на тупое воровство 90 миллиард ...
Несколько дней назад министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок, выступая в парламенте, заявил: «Британские медики идентифицировали новый вариант коронавируса… Сейчас штамм изучают в военной лаборатории Портон-Даун, неподалеку от Солсбери… О новом штамме уже предупредили ВОЗ». ...
Я год отпотел в ПВ в Находке, жопу там мне надрали...Потом почти купил "Белугу" ...