рейтинг блогов

Баллада о великом флотоводце

топ 100 блогов foto_history12.02.2012 Баллада о великом флотоводце

Был тут не так давно некий полоумный псих, который на полном серьезе рассказывал про благородное лицо адмирала Колчака - какое оно красивое и вообще. Естественно, тема живо заинтересовала людей... Но сегодня я решил поговорить немножко не об этом. Сегодня я решил с помощью подвернувшейся под руку статьи воздать хвалу известному адмиралу как великому флотоводцу.

То, что Александр Васильевич Колчак - великий флотоводец, никто из поклонников белого движения даже не отрицает. Между тем стоит задать вопрос: "Почему?", все начинают удивленно хлопать глазами, как будто не знают, что сказать. Поэтому необходимо поведать миру про героическую карьеру А.В.Колчака в должности морского полководца.
Звездным часом для Колчака стал, как известно, 1916 год, когда он стал командующим Черноморским флотом. От счастья он был буквально на седьмом небе. Правда, впервые вопрос о смещении тогдашнего командующего адмирала А.А.Эбенгарда, очень не нравившегося Ставке, встал еще в январе 1915 г., но недовольная Колчака как реальную кандидатуру вообще не рассматривали - у штабиста-оперативника на тот момент был весьма скромный, небольшой опыт командования во флоте - всего лишь командир корабля и даже не первого ранга, а всякие миноносцы "Сердитый", эсминцы "Уссуриец" и "Пограничник", транспорт "Вайгач"... В общем, маловато для командующего.
К тому же был уже один эпизод, когда Колчак покомандовал. В ночь на 20 ноября в районе банки Спон германское сторожевое судно «Норбург» (214-тонный рыболовецкий траулер, вооруженный двумя 37-мм пушками) было внезапно атаковано семью русскими эскадренными миноносцами. Брейд-вымпел капитана 1 ранга А.В. Колчака располагался на судне «Охотник», и Колчак лично командовал боем. Однако, несмотря на иделальные условия сражения, благоприятную погоду и прочее-прочеее, «Новик» каким-то образом забрел к противоположному борту неприятельского корабля и попал под огонь «Охотника» (капитан 2 ранга П.В. «Когда у самого нашего носа разорвались подряд три снаряда, нам пришлось прекратить огонь и, дав полный ход, выйти из-под обстрела», — свидетельствует Г.К. Граф, бывший в то время первым минным офицером «Новика». Рыболовный траулер, расстреливаемый с дистанции 2-3 каб, ухитрился дважды попасть в эсминец «Страшный».
Такие вот пироги.
Но, то ли в Ставке вспомнили про хорошего работника Морского генштаба, то ли Николаю II кто-то шепнул на ушко пару ласковых слов - но в итоге в апреле 1916 г. Колчак стал контр-адмиралом, а в июне - вице-адмиралом и командующим Черноморским флотом - выбирать все равно не приходилось, а Колчак, во всяком случае, и в штабе посидел, и оперработу знал, и мины расставлять умел. Для отечественного флота того времени что-то лучшее и то нельзя было отыскать. К тому же, есть мнение, что взлету Колчака очень сильно способствовал следующий эпизод его боевой биографии.
В июне 1916 года англичане дали нам данные разведки о том, что из Швеции отплывает немецкий конвой, который везет домой 80 тысяч тонн железной руды. На этом основании командующий Балтфлотом адмирал В.А. Канин принял решение «произвести обследование района Ландсорт — Готланд — северная оконечность острова Эланд. Был сформирован отряд особого назначения в составе крейсеров «Рюрик», «Олег» и «Богатырь», флагманского эсминца начальника минной дивизии «Новик», новых эскадренных миноносцев 11-го дивизиона «Победитель» и «Гром», а также восьми более заслуженных угольных эсминцев 6-го дивизиона — «Стерегущий», «Страшный», «Украйна», «Войсковой», «Забайкалец», «Туркменец-Ставропольский», «Казанец» и «Донской казак». Командование было возложено на начальника 1-й бригады крейсеров контр-адмирала П.Л. Трухачева (флаг на «Рюрике»). Заодно командование флота развернуло в юго-восточную часть моря английские подводные лодки «Е-19» (к Виндаве) и «Е-9» (к Либаве), позицию восточнее о. Готска-Санде заняла подводная лодка «Тигр», а «Вепрь» и «Волк» расположились соответственно у южного и северного входов в пролив Кальмарзунд.
Ударным отрядом судов в составе новейших турбинных эсминцев «Новик», «Гром» и «Победитель» управлял Колчак. И тут (13 июня в 23:15) показались 14 судов. Задача была проста как три рубля - пользуясь преимуществом в скорости, отжать конвой от шведских вод, а потом подавить его - кстати, начальник отряда так и требовал сделать. Но великие люди не ищут легких путей.
Прежде всего Колчак решил убедиться: "А перед нами точно немцы?" и приказал сделать два предупредительных выстрела. Сделали. Конвой ответил. "А, немцы", - обрадовался Колчак: "Теперь можно стрелять". Проблемка была в том, что теперь и немцы поняли - перед ними русские. Командир конвоя лейтенант резерва Пликерт направил транспорты к шведскому берегу, прикрыв их дымовой завесой, а сам на траулере «Вильям Юргенс» вместе с двумя подобными судами из состава 5-й группы 1-й «флотилии охраны судоходства» (на каждом — по одному 88-мм орудию) пошел, как герой, навстречу бою с русским медведем. Ну, или китом, если уместна аналогия. Колчак же, вместо того, чтобы, как другой нормальный человек, преследовать рудовозы, вдруг развернулся на северо-запад с целью, как указано в рапорте, "не разойтись с кораблями непосредственного охранения конвоя и не потерять из виду самый большой из них — концевой". По траспортам пару раз пульнули и пустили пару торпед. Естественно, промазали.
То есть, руду Колчак уже потерял. Но пострелять все же удалось. Позади конвоя шел громадный неповоротливый «Германн» (2030-тонный коммерческий пароход, вооруженный четырьмя 105-мм пушками) под командованием капитан-лейтенанта резерва К. Хофмана, которое следовало позади конвоя, имитируя, как и подобает «Q-ship», отставший транспорт. Заметим, что у каждого эсминца было столько же, скольку у «Германна». Пароход был старый, в управлении неудобный, команда была набрана с бору с сосенки и стрелять не умела. В общем, желанная цель. Неудивительно, что все три эсминца Колчак бросил именно на «Германна». Эсминцы с увлечением расстреливали беззащитную цель целый... час. Когда «Германн» окончательно затих, решили его напоследок подорвать торпедой. Две торпеды в упор выпустил «Новик» - но они почему-то не взорвались... Тогда еще двумя выстрелил «Гром». Тот же результат. "Что-то тут не так", - подумали флотоводцы. И тут вспомнили, что ударник торпеды на дистанции меньше 250 метров не успевает взвестись. Ну, отошли, стрельнули - ура, получилось!

Баллада о великом флотоводце
Начальник минной дивизии Балтийского моря контр-адмирал А.В. Колчак. 1916 г.

Вот такая вот победа. Конечно, руду упустили, конвой упустили, но зато потопили коммерческий пароход с четырьмя пушками. Об этом русские флотоводцы узнали, правда, только подняв 9 немецких матросов. Потом они решили спешно отступать (адмирал Пилкин потом что-то говорил про немецкие подлодки...) и остальных 51 пришлось спасать шведам. И вообще, успех боя выглядел как-то... жалко. Германский историк Э. фон Гагерн приписал часовое сопротивление вооруженного коммерческого парохода трем новейшим эсминцам «недостатку боевого опыта» у великого флотоводца Колчака. Вышедшее вскоре официальное описание немцами балтийских кампаний 1916—1918 гг.— один из заключительных томов известного цикла «Das Marine-Archiv-Werk: Der Krieg zur See 1914—1918», заявило об этой истории, что «умелые и осмотрительные действия кораблей охранения увенчались полным успехом, и все рудовозы достигли портов назначения».
В общем, победа была такая победа.
Но на этом история не кончилась. Всего через несколько дней грянула сенсация. Шведские журналисты решили, что такой бой выглядит скучно и написали, что русские потопили аж пять судов! Конечно, русская сторона об этом и не слыхивала, написав в сводке Морского штаба Главковерха от 15 июня 1916 г., что «пароходы были обстреляны миноносцами, но успели уйти в шведские воды», да и сам Колчак ничего такого не говорил. Тем не менее, легенда оказалась живучей - и по сей день ее повторяют многие даже серьезные книги и исследователи. А Колчак по чистой случайности стал после этого инцидента вице-адмиралом и командующм Черноморского флота.
Но это, конечно, был мелкий частный неуспех. Второй случай отличиться представился Колчаку очень скооро - 22 июля 1916 года, через три дня псле вступления в должность. Всякие там "офицеры" нынче, как известно, в такие дни еще только отходят от обмывнаия звания, а Колчак был уже на ногах и работал как зверь. В Черное море он вывел под своим командованием отряд боевых кораблей в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул» и нефтяных эсминцев «Счастливый», «Дерзкий», «Гневный», «Беспокойный» и «Пылкий», чтобы перехватить германо-турецкий малый крейсер «Бреслау» («Мидилли»). Теперь, конечно, Колчак мог не сомневаться в своем успехе. Пройдя к мысу Бафра-Бурну, Колчак выслал вперед эсминцы, которые одни могли догнать крейсер.
Около 13.30 на меридиане Синопа корабль противника был обнаружен, но после 6-часового преследования оторвался от русского соединения и на следующее утро благополучно вошел в Босфор. Итог оказался очень слабым - по сути, огромный отряд Балтфлота долго, но безуспешно гонялся за немецким крейсером, а потом упустил. Бежал, бежал, да не догнал. При этом, правда, «Бреслау» трижды подпадал под огонь 12-дюймовых орудий «Императрицы Марии» и несколько раз вступал в перестрелку с эсминцами, но без серьезных повреждений. Колчак при этом лично командовал отрядом и управлял огнем, отдавая приказы командирам миноносцев, рассчитывая взять противника в "клещи". Почему-то самая прстая мысль выслать быстроходные эсминцы в голову крейсеру, дабы снизить его скорость, Колчаку в голову не пришла. В итоге, прокомандовав лично целый час, Колчак просто отстал на своем линкоре от судов и упустил картину из виду. В общем, упустил немца. И что самое обидное - даже свалить не на кого. Ну... разве что оперативный штаб, с которым Колчак решил ловить ветра в поле - а точнее быстроходный вооруженный крейсер в открытом море с несколькими эсминцами и другими, более тихоходными судами. Собственно, что мог сделать Колчак в такой ситуации? Можно, конечно, было бы закупорить крейсер, закрыв ему путь в Босфор минными заграждениями, которые Колчак так любил, или задействовать подлодную лодку «Морж» старшего лейтенанта В.В. Погорецкого, которая вообще вышла через сутки... А можно было бы подключить бригаду линкоров, крейсеров, миноносцев и подлодок вице-адмирала П.И. Новицкого, сосредоточенную в Батуме...

Баллада о великом флотоводце
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак и начальник 1-й бригады линейных кораблей контр-адмирал Свиты Е.И.В. С.С. Погуляев на палубе «Императрицы Марии». Сентябрь 1916 г.

Поразмыслив, великий флотоводец сделал соответствующие выводы. Он поручил своему штабу разработать план «операции флота в случае выхода в море неприятельских крейсеров». В основу ее замысла было положено преследование противника дредноутом «Императрица Екатерина Великая» с одновременным развертыванием в предпроливную зону 2-й бригады линейных кораблей контр-адмирала В.К. Лукина. Даже учения провели. К сожалению, больше немецкие крейсеры в море не заявлялись.
Вы спросите: "И все?" Да, все. Больше Колчаку повоевать в синем море не пришлось.
Правда, напоследок он отметился знаменитым минированием Босфора, что расценивает как грандиозная операция русского флота. При этом как-то выпадает из внимания, что с августа 1914 по июль 1916 г. минные заграждения уже были поставлены в предпроливной зоне и непосредственно в горле Босфора, не считая еще четырех на подходах к анатолийским портам Трапезунд, Платана, Уние и Самсун. Предшественник Колчака Эбергард за недостатком мин ставил их точечно - и потопил аж пять судов из восьми, которые там действовали. Вот с кем не стоило бы садиться играть в морской бой! Да, собственно, план по минированию Босфора еще при Эбенгарде и был.
Но что самое грустное, так это то, что германо-турецкий флот без нужды в Черное море не совался, и если собирался пустить какое-либо судно, то организовывал поиск и вылавнивание мин (иногда это заменялось охранением мин от конвоя). Примером подобных действий может служить успешный ввод в Босфор крупных транспортов «Патмос» (1097 брт) и «Гиресун» (3056 брт), прибывших в Константинополь из Зунгулдака с грузом угля 21 сентября и 2 октября 1916 года соответственно. В июне отремонтированный и модернизированный «Бреслау» вышел через Босфор к северо-западу Черного моря, и поставил уже свои мины у о.Фидониси, где много набезобразничал: разбил маяк, пленил гарнизон, подорвал на минах миноносец «Лейтенант Зацаренный».
Ну, а оставшиеся без толку мины весной 1917 года были снесены течением и стали болтаться по всему морю, не разбирая ни своих ни чужих.
Закончить хотелось бы длинной цитатой из статьи в Военно-историческом журнале (№2, 2006), из которой, собственно, и взята большая часть эих сведений плюс иллюстрации: «ДОЛЖЕН ПРИЗНАТЬ… ЧТО К ДЕЛУ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ СИЛЫ КОЛЧАК ИМЕЛ ГРОМАДНОЕ ВЛИЯНИЕ». К вопросу об эффективности управления силами флота вице-адмиралом Колчаком. Примечательно, что эту статью написали аж три коллеги Колчака по цеху - три капитана первого ранга.

Управленческая деятельность А.В. Колчака в годы Первой мировой войны лишний раз подтвердила очевидную истину — «перескакивание» через ступени служебной лестницы не способствует повышению компетентности начальника, пусть даже не лишенного военных талантов и подающего большие надежды. Спору нет, излишне формализованная «цензовая» система назначений и чинопроизводства, существовавшая в нашем флоте с 1885 года и ставшая одной из важнейших причин поражения в войне с Японией, требовала модернизации. Однако и другая крайность — игнорирование морского, боевого и командного опыта и личных заслуг претендентов на высокие руководящие посты — не принесла ожидаемого эффекта в 1916 году, при назначении на должности командующих флотами «молодых и энергичных» А.В. Колчака и А.И.Непенина. Правда, последний в отличие от А.В. Колчака не успел в полной мере проявить себя в должности комфлота — еще до начала кампании 1917 года, в дни Февральской революции, Адриан Иванович трагически погиб в Гельсингфорсе. Однако первые шаги А.И. Непенина на посту командующего дают некоторые основания для сомнений в уместности этого назначения.
По нашему мнению, боевая биография А.В. Колчака совершенно не нуждается в панегириках, которые своей нелепостью зачастую превосходят пассажи советской пропаганды, десятилетиями демонизировавшей образ адмирала и совершенно отвергавшей его очевидные заслуги в науке и военном деле. Неуклюжие «литературные гиперболы», широко распространившиеся в современных исторических сочинениях, отнюдь не способствуют созданию объективного исторического портрета А.В. Колчака. Они лишь вызывают естественное отторжение у читателя, имеющего хоть некоторое представление об основах строительства и применения военно-морского флота. Как нам кажется, этот выдающийся человек имеет достаточно реальных заслуг, не нуждающихся в несуразном приукрашивании. «Ретушь опасна, особенно когда она превращается в штукатурку», — справедливо замечает А.С. Кручинин в предисловии к книге С.П.Мельгунова, ставшей одним из первых и наиболее основательных исследований деятельности верховного правителя России.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Франция решила не отставать от Австрии (как впрочем и от остальной Европы) по части маразма. На западе страны в городе Нанте, мальчикам-учащимся и мужчинам-преподавателям 27 лицеев, 16 мая настоятельно рекомендуется прийти на занятия в юбках. Таким способом они должны поддержать борьбу ...
В Ульяновской и Самарской областях произошла трагедия, которая по количеству жертву похожа на теракт:   за несколько дней сидр убил уже 12 человек. Все погибшие перед смертью пили яблочный сидр «Мистер Сидр». Медик из больницы Димитровграда Ульяновской области рассказал ...
Власти Украины готовы к введению военного положения на всей территории страны Украинские власти готовы к введению военного положения на всей территории страны в случае дальнейшей эскалации конфликта в Донбассе. Такое заявление сделал президент Украины Пётр Порошенко, сообщает РИА Новости ...
...
Тут попал на интересный сайт по этнографии и антропологии, где можно определить свой- фенотип. http://www.balto-slavica.com/ (до ентого и слова то такого не знал))). Поместил своё фото, но говорят- давай без бороды... пришлось детское. С ходу, определили как- "понтид" с небольшой ...