БАБЬЯ ТЕМА НА ФОНЕ СМУТЫ
putnik1 — 22.02.2015Пару недель назад в тутошнем культурном центре прокрутили привезенный аж из Мадрида фильм «Батальонъ». Какую-то особую (техническую) копию. А после просмотра, попросили написать пару слов для местной «русской» газеты. Не то, чтобы рецензию (я не критик), а просто поделиться мнение, Как историка и зрителя, не чуждого интереса к прошлому России. Через пару дней материал выйдет в свет, а пока что, раз уж написано, не вижу оснований не поделиться.
На мой взгляд, нет нужды ударяться в тонкие рассуждения об эстетике кинематографа. Фильм, несомненно, решал конкретную задачу: напомнить российскому обществу, что проблемы, актуальные сегодня, появились не вчера, - и о том, что есть такое понятие, как одна на всех беда, когда очень многое отходит на второй план.
В этом смысле, по-моему, удачной находкой стал пресловутый «твердый знак» в заголовке, явно поставленный нарочито, с хорошо просчитанным эпатажем. Типа, ах, после «АдмиралЪ» считается пошлостью? – так нате же вам, можете цепляться, если больше не к чему. И тем паче, бьющая в глаза по ходу всего фильма Георгиевская лента, за которую сейчас убивают на Руине.
И о технике тоже особо растекаться нет нужды. Работали профессионалы, снимавшие «Свои», «Брестскую крепость», - да и тот же «Сталинград», - и тут все нормально. Причем, что интересно, опять же без лишних режиссерских примочек, с четкой заявкой на приоритет содержания, - пусть даже в ущерб форме, - и постановкой задачи на пробуждение памяти.
А вспомнить, право, есть о чем. Если кавалерист-девица Надя Дурова, - бессмертная киношная Шурочка Азарова, - известна всем, то Мария Бочкарева, легендарная «Яшка», очень долго была чуть ли не под запретом. А если и вспоминали, то с прибауточками. По вполне понятным причинам: не на той стороне оказалась в свое время. Да и не место бабам в строю.
Между тем, и образ легендарный, и сюжет эпический. Да и замысел актуальнее некуда: определить место сегодняшней, изрядно расхристанной России в истории сегодняшней сквозь призму истории позавчерашней. Да еще и на фоне очередной Смуты, и не простой, а ломающей мужиков так, что на фронт, - в строй! - приходится идти бабам. И дамам тоже.
В сущности, через киношную «женскость» замысла показан народ. Весь. Без обычных условностей и социальных перегородок, в ситуации, равняющей «их сиятельств» с бывшими прачками, театральных див – с прислугой. И «Яшка» - как Минин в юбке. И цель – не победить, это ясно, а своим примером встряхнуть и, если получится, образумить мужиков. Как когда-то Жанна из Домреми.
А самая главная, той же георгиевской ленточкой проходящая сквозь весь фильм идея: война. Не в батальных сценах выраженная, но в психологической ясности ситуации. Когда все очевидно, и внешняя проблема затмевает внутренние, и ясно, кто друг (он рядом), кто враг (он против) и что такое «моя хата с краю», по сути, равная объединению с врагом.
Да-с, милостивые государи. Война страшна, Смута еще страшнее, но самое страшное – не умение понять, опасность, нежелание осознать ее. А враг силен. А среди как бы «своих» слишком многие хотят отсидеться. А всякие милые «дамские шпильки», изобильно разбросанные по сюжету режиссером, если и смягчает впечатление, то самую малость.
В общем, есть смысл посмотреть. Не уверен, что шедевр, - добротный уровень «Брестской крепости», и мне этого хватает, - но уверен: именно сейчас - ко времени. И если кто-то, особо креативный вспискнет о милитаризме, даже возражать не буду. Всему свое время, и сейчас время не для версий с песенками. Версии с песенками посмотрим потом.
|
</> |