рейтинг блогов

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой

топ 100 блогов shakko_kitsune07.08.2018 Продолжаю собирать изображения Николая II c cемьей, созданные после его смерти. Вот еще одна. Композиция "Страшный суд" выполнена современным историческим живописцем Павлом Рыженко, за творчеством которого я не перестаю следить с незатухающим восторгом.

Автопортрет художника находится строго по центру, рядом с архангелом Михаилом. Романовы - Царственные Страстотерпцы, уже воскресшие праведники - находятся слева позади.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой dsc_3197.jpg


Из интервью художника:

— Она была исполнена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Он попросил меня не просто расписать стену храма в православных традициях живописи XIV-XV веков, но, отталкиваясь от видения Страшного суда русским художником Васнецовым, развить эту тему. Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. У меня была другая задача. Чтобы человек сам на себя посмотрел со стороны. Молодое поколение сейчас живет в сложном сплетении виртуального и реального миров. Но невозможно прожить жизнь без осознания ее духовной составляющей. И я представил, что уже прозвучала труба архангела. Я открываю глаза. Что я вижу? Именно как бы в реальности, ведь мы будем воскрешены в физическом теле. И я попробовал изобразить происходящее в трехмерном пространстве. Небо настоящее. И вдруг на этом небе — ангелы. На обыкновенном небе, которое мы видим каждый день. Оно похоже на обычное — и не похоже уже. Я потому изобразил самого себя в центре, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Я не Бог: Господь надо мною принимает чашу с кровью, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Я — человек, со всеми своими грехами, который должен понять сам, где его место — в аду или раю, как он оценивает свое место на высшем чистилище. Только в православной культуре, которой живо веками наше Отечество, есть понятие Страшного суда. (...)

(shakko: На последней фразе я немного зависла. Католики, протестанты, Свидетели Иеговы и прочие христиане наверно тоже. Ну, наверняка это журналист что-то перепутал, расшифровывая интервью, не может же эрудированный художник такую фигню нести).

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 13.jpg

— На картине рай условно справа. Это Восток. Ад — слева, как образ Запада, с его поистине двойной моралью. С правой стороны у меня на холм взбирается как бы сама Русь, с ее мучениками. Я показал там и реальные личности — например, Дмитрия Донского, Преподобного Серафима. Там есть матрос с «Курска», простой парень, который мог и выпить, сквернословить, но в момент познания истины ценой своей жизни земной остановил реактор. Это обобщенный образ простого человека, который, когда надо, грудью закроет ближнего своего. Поэтому на картине можно увидеть воинов, проливших кровь за Веру, за возможность нашу жить в Отечестве, любить, строить, продолжать жизнь. Там есть и герой нашего времени — солдат Женя Родионов, которого почитают представители разных религиозных конфессий. Он не просто отказался снять православный крест. Он его поныне достойно несет за всех нас. Моя цель и была показать, как человек САМ СЕБЯ взвешивает на небесных весах.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 4.jpg

***
Еще вот из какого-то официального текста (особенно восхитительные слова выделяю жирным, комментировать даже ничего мне не хочется):

"«Страшный Суд» — это роспись западной стены для кафедрального собора Якутска, написанная по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Рыженко рассказывает, что сразу предупредил: он не сможет написать «каноническую», в смысле воспроизведения древних образцов, работу. Но владыка ответил, что современному человеку важнее увидеть икону в актуальных формах — главное сохранить сам святоотеческий дух. Радостно слышать сегодня о таких архиереях, которые избирают путь подлинного, актуального консерватизма — совмещения консерватизма и патриотизма в духе со смелостью формы, способа донесения до людей Истины.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой dsc_3203.jpg

И Рыженко блестяще исполнил с благословением, хотя и пережил немало искушений, в том числе и едва не унесшую его в могилу болезнь. Диаволу было против чего воевать — неверию, русофобии во всех ее формах, от либеральной до гитлеристской, теплохладности, и «христианству широкого профиля» нанесен страшный удар. «Страшный Суд» — картина в традиции таких произведений русской иконописи, как «Церковь Воинствующая» — вечное содержание, облеченное в злободневную форму, которая именно благодаря этому становится не просто политической. В этой иконе прекрасная формула, как-то встретившаяся мне в Интернете: «проведение Страшного Суда в интересах русского народа» отлилась в великолепный иконический образ.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой dsc_3200.jpg

Господь и апостолы судят мiр. Перед Господом умоляют Его о милости Божия Матерь и Иоанн Креститель. Слева от Христа — легионы Константина, древние мученики и древнерусские витязи. Справа — Христолюбивое Воинство России, где нашлось место и солдатам Первой мировой и десантникам второй Чеченской. В центре композиции — грешник, в образе которого Рыженко изобразил себя. Он в ужасе смотрит на весы в руках ангела, на которых чаша бесовская явно перевешивает чашу ангельскую, бесы крючьями тянут её вниз. Но он не видит, что над его головой ангел поднимает свой свиток, который может всё перевесить.

6-я рота на небесах. За воинами Первой Мировой..jpg

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 71.jpg

Одесную Господа (то есть слева от зрителя), происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Из могил встают русские люди разных эпох и радостно приветствуют друг друга — большим потоком они направляются в рай, предводительствуемые Царственными Мучениками и батюшкой Серафимом; в этом потоке можно увидеть и Суворова, и молодого моряка с «Курска». А чуть ниже — ребенок молится у могилы со звездой… могилой не атеиста и безбожника, но воина погибшего за Родину в Великой Отечественной войне, поднимает свой крест мученик Евгений Родионов, на его горле следы убийства его врагами Божьми. А рядом из могилы встает, осеняя себя крестным знамением, заслуженный ветеран, имеющий некоторые черты сходства с И.В.Курчатовым, «отцом» русской атомной бомбы.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 9.jpg

Ошую Господа (то есть справа от нас) — туда спускается древний змий (канонический для православной иконографии Страшного Суда — вообще, канон в смысле наличия обязательных образов и фигур Рыженко соблюдает достаточно точно), там полыхают развалины нового Вавилона — небоскребы Америки, вместе с её Статуей Свободы, её Арлингтонским кладбищем и вертолетом «Апач», который бессильно пытается сопротивляться Ангелу с Монограммой Христовой на щите. Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне, ренессансный алхимик, горделивый фарисей, самоубийца, гламурный педераст с баксами на груди, другие разные враги Божии.

Содомит.jpg

Если Одесную люди встают из могил с крестом, то ошую, из разных «светских» могил. Особенно потрясающий образ блудницы, грудь которой вымазана в крови от прикосновений убитых ею во чреве детей. Тут художник нашел тонкую деталь (Рыденко мастер очень глубокой детали), чтобы выразить не просто абстрактную идею блуда, а идею предельно актуальную — блудница одета в деловой костюм и на груди у нее бейджик, то есть это карьеристка, делавшая аборты, чтобы дети не мешали её преуспеянию...

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 19.jpg

Рыженко – ученик Глазунова, но идет дальше учителя в синтезе блестящей живописной техники и глубокого истинно русского содержания. Тут строго выверенная, целостная, согласованная композиция, подчиненная одной общей идее, каждая часть исполнена с присущим Рыженко фантастическим живописным мастерством, но все вместе они «собираются», не распадаются на обрывки. В этом смысле «Страшный Суд» Рыженко прочитывается нашим современником как целое даже лучше, чем древние иконы, язык которых большинству непонятен. Рыженко умеет делать непонятное понятным, не роняя уровня и не теряя глубины."

UPD: авто процитированного выше текста - Егор Холмогоров в "Завтра", что многое объясняет

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 115.jpg
Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 114.jpg
Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой 113.jpg

***

Епископ Зосима умер в 2010 году Композиция, судя по всему, в итоге попала в другой храм, не в кафедральный - Преображенская церковь города Якутска, XIX век, восстановлена силами спонсора АК "АЛРОСА".

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой dsc_3172_demo.jpg

Источники интервью, текста и фото (1), (2)

Не могу. Надо как-то отвлечься от этого великолепия.

Для сравнения: вот так выглядит тоже совсем свежая композиция "Страшный суд" в римско-католическом (!) Галилейском доме собраний (Domus Galilaeae) в Израиле.

Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой
Автопортрет со Страшным судом и мёртвым царем-батюшкой

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
1998 год. Выходной день в Северной Ирландии. Снимок сделан за несколько секунд до взрыва бомбы, спрятанной террористами в багажнике красного автомобиля. При взрыве погибло 29 человек. Многие из них есть на этом снимке. Камера была позднее ...
Дорогие коллеги и участники комьюнити!Если дела удерживают вас в июле Москве, приглашаю вас присоединиться к регулярным занятиям групп "Живое тело" и "Практика 5 ритмов". Осознанная телесная и двигательная активность является не только приятным ...
Приветик) День Рождение прошло очень "хорошо" так как Саша ничего не помнит! И я ему сегодня рассказывала все, что было! А он смотрит на меня с круглыми глазами. И не как не может ничего вспомнить.) Несколько раз Саше казалось, что я веду себя плохо, ...
Видеть своего друга слабым - нелегко. И всегда - больно. Но, иногда - приходится сталкиваться с этим... Именно это и является проверкой настоящей дружбы. Это наш друг. Мы зовем его Наш Малыш . Но в сознании большинства наших знакомых он все равно ...
Поклонникам парада в честь парада я напомню, что военачальника, который удержал и отстоял Москву зовут генерал Власов. Предателем он стал много позже. А вот парад 7 ноября 1941 года весь уехал воевать на власовские фронты. ...