Атомный флот России.
dementievskiy — 19.02.2015В середине прошлого века, СССР, тогда ещё СССР, начинает осваивать и развивать Крайний Север и для обеспечения нормальной работы в условиях Арктики стал необходим атомный ледокольный флот, преимущества которого перед обычными дизельными кораблями просто несоизмеримы! Атомный флот решал вопрос круглогодичного обеспечения грузом по всему Северному морскому пути (тогда в Западную и Восточную Сибирь доставлялось огромное количество грузов для разработки месторождений.)
Там, где не мог пройти никакой дизель, совершенно спокойно работает атомный ледокол, автономность его плавания 6-8 месяцев. Известен пример, когда ледокол "Арктика" отработал без захода в какой либо порт ровно 1 год с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года и всё это благодаря мирному атому.
Атомный флот России не только существует, он развивается, современные атомные ледоколы существенно превосходят своего родоначальника, проделан огромный труд в плане усовершенствования атомного реактора на ледоколах, что позволило существенно увеличить срок его службы, и это крайне важный показатель - чем дольше работает реактор, тем меньше вопросов с утилизацией ядерных отходов.
Старая, черно-белая фотография ледокола "Ленин" на стене музея.
В конеце декабря, по приглашению Росатома, я побывал в Мурманске, и смог посмотреть на легендарные ледоколы вблизи!
Атомный ледокол "Ленин".
Это вообще первый в мире ледокол, у которого на борту был ядерный реактор. Надо отдать должное тому времени, мыслили масштабно, с азартом и самое главное, делали быстро и качественно!
Закладка "Ленина" была произведена 24 августа 1956 года (в Ленинграде), а 5 декабря 1959 года атомный ледокол уже принят в эксплуатацию! Надо напомнить, это первый такой ледокол и опыта создания подобных судов не было ни у кого в мире. Понятное дело, партия сказала "надо" но этого явно недостаточно, что бы создать такой шедевр с нуля.
У ледокола "Ленин" большая и насыщенная история, и даже после списания, он всё ещё служит нам, теперь уже в качестве музея.
Радиорубка рядом с капитанским мостиком.
Всё такое "родное" и "узнаваемое" из нашего детства.
Если хочется окунуться в эпоху советского союза, вам надо обязательно попасть на ледокол Ленин, там этого добра хватает. Экскурсовод рассказала, что при реставрации корабля, намеренно оставили всё как есть, сохранив и восстановив старые интерьеры.
Отсюда можно посмотреть на реактор.
Вот так вот выглядит реактор в жизни.
Каюта одного из старших офицеров. Неплохо жили тогда, мебель по высшему разряду, магнитофон, музыка... А с другой стороны, живёшь так полгода, если не больше, родню не видишь, дети растут без тебя... Не сахар короче, не сахар!
Именно на "Ленине" дважды случались проблемы с ядерными реакторами, после второго ЧП они были заменены.
Следующий этап, это уже ледоколы класса "Арктика", которые считаются основой российского атомного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу.
У ледоколов класса "Арктика" двойной корпус, и они могут ломать лёд в обоих направлениях, и назад и вперёд. В принципе, корпус такого ледокола практически неуязвим для любого льда, но наверно, могут быть какие-то исключения...
Эти корабли предназначены для работы в суровых условиях севера, и совершенно не приспособлены к тропикам и жаре. На каждом корабле имеется два реактора, и в принципе, одного реактора достаточно для работы всех систем. Но во время плавания, второй реактор тоже находится в рабочем режиме (я так понимаю, это вопрос безопасности, если вдруг, что-то случиться с первым реактором).
Самое выдающееся достижение в истории атомного ледокольного флота принадлежит экипажу атомохода «Арктика». 17 августа 1977 года он впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в свободном ледовом плавании. Цитата с сайта Росатом.
Мы гуляем по причалу, тут стоит два списанных ледокола, один из них - Сибирь. Жаль конечно, не пустили на борт, и вообще, очень всё быстро (как всегда на таких объектах)... Вблизи, Сибирь выглядит как дом, огромный дом, только теперь покинутый, команда и капитан давно покинули ледокол и за ним никто не ухаживает.
Этот ледокол (класса Арктика) принят в 77ом году, известен тем, что в мае 87 ого вышел в географическую точку Северного полюса, это второе надводное судно, сумевшее осуществить подобный маршрут.
На судне имелась большая столовая, библиотека, тренажёрный зал, бассейн и сауна...
Ледокол был законсервирован в 93 году, и сейчас готов к утилизации, возможно в этом или в следующем году его утилизируют.
Вообще, у каждого ледокола есть свои особенности, я бы так сказал, характер. Знакомьтесь - «Советский Союз»!
Этот красавец тоже относится к классу "Арктика", построен в Сантк-Петербурге и спущен на воду 31 октября 1986 года, а в эксплуатацию введён в 1989 году.
Особенность этого ледокола в том, что при проектировании в него заложили возможность дооснащения военной техникой. В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.. (взято из интернета)
То есть, если надо, он может стать боевой единицей и способен (был) решать боевые задачи.
Но самое забавное то, что изначально судно использовалось для арктического туризма, но и времена тогда какие были, СССР распался и в России творилось бог знает что.
Сейчас ледокол "отдыхает". Возможно, его восстановят и он снова будет в строю, главное, это найти под него фронт работы, просто так, надеясь на будущее, никто не решится на огромные денежные вливания, которых потребует ремонт ледокола. Интернет рассказывает про то, что его восстановят к 2017-18 ому году, поживём-увидим, но конечно было бы жалко, если такие корабли, как "Советский Союз" больше никогда не выйдут в море. И туризм, кстати, тоже надо развивать!
Ледокол "Ямал".
Этот ледокол спустили на воду в 93 ем году. На его борту, во время экспедиций, находится вертолёт Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. Вертолёт помогает во время навигации проводить разведку льдов и доставлять грузы.
На самом ледоколе есть всё что нужно для комфортной жизни, спутниковые системы, интернет, столовая, зал для туристов (на этом ледоколе было совершенно много туристических экспедиций), волейбольная площадка и даже подогреваемый бассейн, сауна и больница!
Изображение акульей пасти было нарисовано в 94 ом году, под один из круизов, и оно настолько всем понравилось, что его решили оставить. Позже, некоторые "забугорные" корабли, подражая нашему "Ямалу" нанесли на свои борта похожие изображения.
Ледокол проходит плановую профилактику в плавучем доке.
Ледокол "50 лет Победы".
После короткой прогулки по берегу, нас пригласили в закрытый док, где на стапелях стоит этот огромный красавец, сейчас он проходит плановую профилактику и заодно, его принимает новый капитан.
На фото практически не видно, к сожалению снимали чуть ли не бегом, так вот, на борту имеется весьма большая вмятина, Учитывая, какой у корабля мощный корпус, сложно представить, что же так сильно могло приложиться и оставить такую вмятину? К сожалению новый капитан ещё не проводил осмотр и не знает деталей, а было бы интересно узнать, какая льдина смогла так поработать!
Первым, на ледоколе нас встречает снеговик ) Кстати, насколько я помню, этот кадр я сделал в районе двух дня, может чуть позже но не сильно. Уже начало смеркаться. Вообще, в Мурманске в декабре очень мне показалось очень мрачно.
Стены выкрашены в ядовитый красный. Наверно в противовес бесконечно унылым пейзажам, на которые по полгода смотрят моряки во время длительных экспедиций.
Нас пригласили отобедать в столовой.
Еда самая простая и обыкновенная, никаких "наворотов" и "приколов" от главного шефповара.
Считаем этажи ледокола! И это кстати не всё, там ниже технические комнаты есть.
Вид на порт и Мурманск с капитанского мостика.
А это "та самая" волейбольная площадка.
Камбуз. Так же вроде называется на корабле место, где готовят?
За кадром осталась добрая часть путешествия по ледоколу. Всё было крайне интересно, но очень быстро. К сожалению, не удалось поговорить с простыми матросами, расспросить про "жисть". Наверняка "за бортом" осталось много интересных историй и про корабль и про быт, но формат поездки был на очень высоком спортивном уровне )))
Спасибо за эту крайне интересную экскурсию Департаменту коммуникаций Госкорпорации "Росатом", Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП "Атомофлот" и Артёму Шпакову aoshpakov
Самый лучший инстаграм и фейсбук. фототуры на 2015 год На запорожце "Вокруг Света" (2016)
|
</> |