Антропология в искусствоведении
mmekourdukova — 28.03.2011На воскресном постинге наконец-то произошел (и сейчас продолжается) интересный спор, участников его благодарю, а сюда выношу небольшую ремарку по мотивам.
Человек сквозь художественный образ. Область знания не то чтобы совсем непуганая, но как-то странновато на сегодняшний день локализованная. В ней неплохо разбираются искусствоведы и художники, работающие в рекламе и массовой культурке. Вот в этих «низких» сферах почему-то есть и критерии оценки, и иерархия ценностей, и терминологии не боятся, и мнения отчётливые высказывают (вот тут я как-то писала о том http://mmekourdukova.livejournal.com/86908.html ), и дискуссии ведутся. И от этого с каждым днём умножается знание. В указанной бизнес-сфере знают уже не только то, какой человек нравится, располагает к себе, зовёт и ведёт – но даже то, как постепенно воздействовать на зрителя, меняя его систему ценностей, заставляя его завтра полюбить немножко другого человека, чем сегодня, а послезавтра ещё немножко третьего и так далее.
А вот искусствоведы, занимающиеся классическим искусством, шарахаются от антропологических характеристик как чёрт от ладана. Это моветон, такой моветон. Говорить можно только о форме, а о том, какой человек смотрит на тебя с картинки – да ни за что, это табу, это непрофессионально. И обыватель, на профессионалов глядя, тоже стесняется, зашуганно озираясь. Если в частной искусствоведческой беседе непрофессионал и ляпнет что-то ненароком о характере или о настроении персонажа, о «хорошем» или «плохом» человеке, увиденном сквозь картинку, он тут же отползает в кусты и трясет белым флагом с надписью «ИМХО».
А про искусствоведов,
занимающихся иконой, я и вовсе молчу. Если это учёные нецерковные
(вот как в советские времена), то они ещё как-то с грехом пополам
протаскивают иногда антропологическую характеристику иконного
образа (какова ценность такой характеристики - уже иной вопрос). Но
если ученый воцерковился до уровня знакомства с «богословием
иконы», то для него больше в иконе секса нет
никаких человеческих характеристик быть не может. Ну, то есть
может, но это не советские люди на гнилом Западе
только, а настоящая икона свободна от всей этой плесени
гуманистической. Вот так и живём по ту сторону антропологического
добра и зла.
Иногда думаю – может, мне ещё не поздно в консультанты по рекламе податься?
|
</> |