Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)
_ksa — 17.08.2012 Ребята, меня сейчас этими англичанами порвёт на тряпки, потому что половина - для меня самой новость. Нет, я, конечно. знала. что что-то у них помимо Гольбейна было, видела десяток портретов Елизаветы, Шекспира нашего, Уильяма, портрет молодого человека в розах, что предположительно граф Эссекс, ну и этого. с чёрным готиком, с которого Хьюго Баскервиля рисовали, но что там такая прорва и две трети из них - н/х(неизвестный художник) - не ожидала.Ну, начинаем.
Англия, как вы все знаете, она на острове. А это значит, что доплыть-то до неё можно, но не факт, что доплывут художники. Не, они, конечно, доплывали, так что в искусстве совсем старой Англии мы можем нарыть массу доливок от тех, кто её завоёвывал. Но к 14 веку всё было более-менее ровненько, как у приличных людей - готика (не очень богатая скульптурой), витражи, отличная миниатюра, с какого-то момента - слабенькая, на тонких ножках, очень иконная портретная живопись (исключительно для шибко важных особ). Вот вам, к примеру:
Портрет короля Ричарда второго (14 век), естественно, неизвестный художник:
Или вот вам ещё пара портретов папы знаменитого нашего Генриха Тюдора под номером восемь - Гинриха же под номером семь, авторы. опять же, неизвестны:
И супруга его, Елизавета Йоркская, примерно 1500 г написания, неизвестный художник:
За Генрихом VII пришёл ГенрихVIII и, вроде бы, пора про Гольбейна - ан фиг, Гольбейн ещё не приплыл. Так что смотрите, как в Англии писался официальный портрет до него:
Генрих VIII в год вступления на престол:
Впечатляет, да? А вот вам Генрих - взрослый дядя. Тех самых времён, когда он захотел развода с Екатериной Арагонской и под горячую руку рассорился с католичеством и учредил англиканскую церковь:
В этом портрете меня особенно умиляют ка-аротенькие ручки. Ну, как дети рисуют - голова большая вышла, но удачная, а холст-то кончается, а как же король - без рук? Ничего - упихаем.
Ну и Екатерину Арагонскую сюда же, кисти, естественно, неизвестного художника:
Портрет 1525 года, на минуточку. Портрет не фигни какой, а королевы. Мой любимый Кранах за 23 года до этого писал жену какого-то (подумаешь) учёного вот так:
Я уж даже не буду вам показывать, что ровно в это же время вытворял с портретами Дюрер или итальянцы - их всех Возрождением прибила, показываю Кранаха, как наследника архаических традиций.
Но по сравнению с английской архаикой Кранах - просто адский новатор.
Ближе всего к тому. что происходит в английской портретной живописи начала 16 века то, что происходит в русской вплоть до Петра. Вот вам парсуна его батюшки, Алексея Михайловича:
Причина, вроде бы, сходная - изолированность. В Англию фиг доплывёшь, Россия чужому не рада. То есть, художники наши бы и рады были где что новое понасмотреть, но у нас живопись почти до Петра была строго религиозная, а значит - канон, а значит, пиши. как деды писали - и не чирикай, а то сначала государю-батюшке личину как в жизни напишешь, а потом совсем с резьбы сорвёшься и начнёшь на руках у Богородици вместо благолепного господнего образа (с пропорциями подростка лет 13-ти) толстомясых немчинских младенцев малевать, тьфу, пакость какая - тут тебе по рукам и дадут.
А в Англии, после того, что учудил с церковью король, религиозная живопись напротив, накрывается, как класс. А жанровая и натюрмортная, заметьте, ещё не развилась. А роспись стен, которой могли местами перебиваться европейские художники - штука редкая. Климат не тот, нам бы ковриков. А портретная - в стадии личинки. И, опять же, кто будет заказывать те портреты? Очень небольшая группа обеспеченного народа. И кто идёт писать эти портреты? Те английские мастера, кто раньше писал алтари - раз. Бежавшие от религиозного преследования художники-протестанты из Франции и Нидерландов - два. У первых рука заточена под канон, вторые пишут реалистичнее, но мастера высокого уровня драпали редко - потому что мастерам высокого уровня зыбкость в вере чаще прощалась. Скажем, тот же король испанский Карл V, у которого в плену был Кранах, клал на его лютеранство с прибором.
И вдруг - Бац - Гольбейн.
Я даже понимаю, отчего его не оценили в первый приезд - ну вот висят у вас на стенах картины - носик кривенький набок, лицо меловое, фон условный, глазки в кучу, пальцев на руках пять нарисовали - и уже хорошо, зато на брошке каждый камушек вылизан, мамина цепочка, прадедов перстень и прапрадедов герб в уголочке - не ошибёшься. Сбоку аккуратными буквами подписано, что это ты - чтобы ни сам, ни потомки не перепутали. Особых примет нет. И у всех такие висят. И вдруг - оп - Гольбейн. И ты у него, как живой, вместе со всеми недостатками. И стол - как живой. И вазочка. И перчатка. И вот что, прям так на стену и вешать?
Вот так как-нибудь - Ханс Гольбейн, портрет сэра Генри Гилфорда:
Или вот так - сэр Николас Керью, главный конюший::
А потом втянулись, конечно.
Но научиться не успели - так, чуть-чуть, по верхам. Потому что от того, что он делал. и приезжие мастера офигевали. Вот, к примеру, Генрих VIII работы Ганса Эворта - мастера, удравшего в Англию из Нидерландов в 1540 году, написанный под влиянием Гольбейна:
Причём самого Гольбейна Эворт живым не застал, но что посмотреть в Англии осталось.
Да и сам по себе со своей фламандской школой Эворт выпрыгивал над уровнем английских мастеров как бешеная лягушка. О как - портрет юного короля Эдуарда VI:
Хорош? Кстати, у нас, в Эрмитаже.
Но в целом, приседает портрет после смерти Гольбейна. Вот это последняя, относительно удачливая супруга Генриха. Работа тоже мастера заезжего, предположительно, Уильяма Скротса, но - почувствуйте разницу:
Скротс был, как и Эворт, из Нидерландов. Жалования ему, кстати, положили в два раза больше, чем Гольбейну.
Вот вам юная Елизавета его кисти:
Судя по всему, он потерял должность после смерти юного короля Эдуарда VI. Почему - чёрт его знает. Возможно оттого, что за Эдуардом пришла Мария, которая все эти пуританские новшества терпеть не могла и среди художников ценила добрых католиков.
Как раз такого ей привёз жених - испанский принц Филипп.
Прошу восхищаться - Антонис Мор, Ученик Яна ван Скореля, Нидерланды, само-собой - портрет принца Филиппа:
Ну и сразу уж портрет невесты (старовата и страшновата, будем честны):
Как я уже сказала - иногда его работы путают с Гольбейном. Хотя совершенно они разные. Но мастер - ничего не скажешь.
Дальше, если помните, Мария Тюдор с неприятным прозвищем Кровавая умерла, принцу-консорту пришлось выметаться, Мора он прихватил с собой. Кстати, на старости лет тот рассорился с Филиппом, вернулся в Нидерланды - и успел послужить принцу Оранскому. Я ж говорю - если ты очень хороший художник, великим мира сего чаще всего совершенно всё равно, молишься ты на латыни или по-фламандски.
А в Англии воцарилась Елизавета.
Я её, в целом, люблю. Интереснейшая дама. Но то, что она в зрелые годы понатворила с придворным портретом, напоминает "Трудно быть богом" - как там: "Разнообразие не поощрялось - король изображался юношей в латах, Дон Реба - мужчиной со значительным лицом..." - точную цитату лень искать.
К тому же она разогнала всех приличных художников, успевших поработать у Марии. Того же Эворта отстранила от придворных работ, зараза мстительная.
Ну и имела, то, что имела:
Предположительно, Вильям Сегар, Елизавета с горностаем:
Про портреты Сегара поначалу тоже думали - голландец из средних, но нет - это уже аглицкой работы вещь, уважаемый человек, королевский герольд к тому же.
Ещё Елизавета - неизвестный художник:
Джордж Гауэр, местный (c.1540-1596)
Портрет Елизаветы - обратите внимание. здесь происходит вещь, совершенно обратная тому же Кранаху - у цепляющихся за готику немцев абсолютно уже реальные лица вписывались в плоскостную подачу одежды. А тут - какой атлас, как замят изумительно - и безнадёжно мёртвое лицо. И не из-за белизны. Человек просто не знает, куда класть свет, чтобы дать объём. С жемчугом - знает, с лицом - не знает:
Николас Хиллиард, (ок.1547-1619) - сын ювелира из Эксетера, был сам золотых дел мастером, а также гравером, и миниатюристом - отличный, кстати, был миниатюрист. Называл себя учеником Гольбейна:
Портрет Елизаветы
Ещё Елизавета - мастер неизвестен, но, скорее всего, мастерская Хиллиарда:
Ещё одна Елизавета - приписывается Джону Беттесу:
Не устали? Платьица, конечно, меняются, но в целом - что пнём об сову, что совой об пень - на большинстве картин повторяются одинаковые ляпы - неустойчивое положение тела, пропорции перевраны, локти-сосиски, кисти рук - как у куклы. И так почти полвека - осознали. Полвека английский придворный портрет устраивает танец шаг вперОд и две - назад.
Тем более, что чем старше становится королева, тем пышнее и помпезнее делаются платья и парики, лицо же совершенно нивелируется - художники просто терпеливо переписывают выбеленную бесстрастную маску, отрываясь на платьях и украшениях.С какого-то момента указом было запрещено писать королеву иначе как с установленных образцов - портреты образцы утверждались Елизаветой. Так что, уйдя от канонов алтарной живописи, английское искусство отлично себе слепило новый канон изображения живого божества.
Только не спрашивайте "а чо они других не писали нормально"?
Во первых, хорошо, то, что нравится королеве - как ей пишете, так и нам давайте.
Во вторых - поди-ка переломи стиль, если двадцать лет всё под один образец гонишь.
Хотя, конечно, с портретами знати полегче было.
Джон де Критс
"Меланхолик с чёрным котом" - портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона:
Все узнали? "Он тоже Баскервиль!" Хотя у Янковского физиономия круче, конечно.
А это портрет его жены (это не де Критс - неизвестный художник) - обратите внимание, как она держит гребень:
Опять де Критс - Сэр Чарльз Сомерсет
И снова он - Ричард Дрейк
А вот уже знакомый нам Хиллиард - "Молодой человек среди роз" (предположительно, граф Эссекс)
А это Исаак Оливер (ок. 1565 -2 октября 1617)
Портрет Эдварда Герберта:
Опять Оливер - портрет Ричарда Саквета, третьего графа Дорсет
Маркус Герартс Младший(1561 или 1562 гг - 19.01.1636г). Несмотря на имя, можно сказать, почти англичанин - его папа, Маркус Герартс Старший, уехал из Брюгге в 1568 г. Младшему тогда было лет семь.
Этот портрет называют "Персидская леди", но по символам, которых в картине дофика, толкуют, что это - супруга графа Эссекса (причём беременная и в надежде, что мужа таки не казнят):
А вот вам мой любимец - Роберт Пик (1551-1619) — успел поработать и у Елизаветы Якова I. Работал в одной мастерской с де Критцем и Оливером. так что иногда фиг распутаешь - кто-что писал:
Портрет принцессы Елизаветы - её потом в Богемию просватали:
И ещё он - Портрет молодой дамы
И опять он - Портрет принца Карла (будущий король Карл I)
Ну, пожалуй, пора с Елизаветой завязывать.
Вот вам художник при дворе Якова I - Уильям Ларкин:
- атлас на юбочке как настоящий. При этом, если мы попробуем от туфель построить постановку фигуры - поймём, что стоять без опоры (типа как у фарфоровых кукол) она не сможет. Но кто тогда обращал внимание на такие мелочи?
И ещё Ларкин:
И ещё - смотрите, какой контраст совершенно объёмного и реалистичного письма лица и декоративной подачи волос:
А вот это, смотрите, неожиданно - Сэр Натаниэль Бэкон(1585-1627) Местный-местный, но пишет довольно-таки фламандисто. Смотрите, какая лепка формы - "Автопортрет":
Но Бэкон - это редкость.
Впрочем, скоро в Англию ко двору Карла I приедет наглый ученик Рубенса ван Дейк - и как всех понапишет в лучших традициях фламандского барокко...
Вот так, к примеру - "Портрет рыцаря с красной повязкой":
Но быстро умрёт. Даже раньше, чем взойдёт на эшафот его покровитель король Карл.
Которого художник Эдвард Бауэр на суде напишет выразительно, конечно, но как полторы сотни лет назад. Упрямый народ эти англичане:
А это вам на десерт - неизвестный художник, Типичная пуританская дама в чёрной шляпе: