Александр Мазин. Российский книжный рынок. Три года до гибели.

топ 100 блогов monfore19.04.2012 Открытое письмо читателям книг.


Есть такое слово – "книжник”. Им может быть читатель, писатель, издатель, торговец… Словом, любой человек, для которого чтение книг – незаменимая часть жизни. Книжник - это человек, который разбирается в книгах, ценит сам факт их существования, сам процесс чтения.

Чтение книг – это ведь тоже профессия. Множество людей не читают, потому что просто не умеют этого делать. Родители не приохотили, а сами не научились. Только – из-под палки. По никудышной, устаревшей еще пятьдесят лет назад школьной программе, вырабатывающей стойкий условный рефлекс: чтение – это тоскливое, нужное только для школьной оценки занятие.

Плохо. Но лучше - не будет. Будет – хуже. Уже вовсю идет реформа образования, тупо копирующая западные, да еще к тому же не лучшие образцы, реформа, похожая на повсеместное хрущевское (если кто помнит) внедрение кукурузы. А тут еще сложившаяся за последние двадцать лет в большинстве образовательных учреждений социальная среда, выдавливающая из школ лучших педагогов.
Но с этим ни вы, ни я ничего не можем поделать. Разве что учить детей самостоятельно. Так что вернусь к книгам.



Сейчас в России вовсю идет процесс уничтожения книжного производства. Атака идет на писателей, издателей, торговцев, всех, кто участвует в создании книг. Враг известен всем. Пиратские ресурсы, на которых можно бесплатно получить электронную копию любой изданной книги. То есть это мы сами, потому что все мы в большей или в меньшей степени этими ресурсами пользуемся. И убедить нас отойти от лоханки с бесплатным хавчиком не легче, чем отогнать от миски с едой американского кокер-спаниеля.

Убедить нельзя, но можно прекратить. Сначала - на уровне государства. А уж потом, трудно и постепенно - на уровне человеческого сознания.
Наш менталитет, прошедший суровую советскую школу "неси с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость” в отличие, допустим, от немецкого или польского, просто не воспринимает запрета на "взять чужое”, если за этим не следует наказания.
Теперь – о том, что происходит на стремительно сокращающемся рынке бумажных книг. О возмутительно низком качестве продукции и непомерно выросших ценах. Да. Всё так и есть. Действительно несоразмерно дорого (на порядок больше себестоимости) и по качеству весьма далеко от европейской и даже китайской продукции.

А теперь вопрос: почему та часть промышленности, к которой относится книжное производство, должна быть лучше, чем другие отрасли? Там что, какие-то особые люди работают? Трудолюбивые, непьющие, бескорыстные (зарплата в типографиях существенно меньше, чем, скажем, на Автовазе), ответственные? Почему если сборщик на "лицензионном” заводе "форда” недокрутит винт на хомуте тормозного шланга – это нормально, а если рабочий типографии напортачит с краской – это ужасно? Да за те деньги, что ему платят, многие из нас даже пальцем не шевельнули бы.

То же можно сказать и о работниках редакций. Ошибки в тексте? Да их, считай, почти нет. 3% пропущенных ошибок – вот норма для советского корректора. Была. Притом, что у советского корректора и зарплата была неплохая, а нынешний за вычитку книги, а это два-три дня напряженной работы профессионала, получает чуть больше тысячи рублей.
Книжная отрасль – бедная отрасль. Могу предположить, что оборот торговой сети в триста книжных магазинов равен обороту одного "Перекрестка” или "Ленты”. Потому и зарплаты – ничтожные. Потому и идут работать в книжную отрасль лишь два типа людей: совершенно никчемные и… книжники.

Вот на последних она и держится. Вернее, держалась до сих пор.
Но этому приходит конец. Ослабевших – добивают. То, что происходит сейчас с издательской группой "АСТ” – очень показательно. Падение книжного рынка плюс плановая атака "правоохранителей” если и не приведут к уничтожению издательства, то очень основательно его покалечат. И уже сейчас все те потери, которые несет издательство из-за, безусловно, законных действий силовых структур, войдут в и без того немаленькую цену книг. То есть это лишние десять-пятнадцать рублей к той сумме, которую вы, мои уважаемые читатели, заплатите за "Викинг 3. Кровь севера”.

Нет, я нисколько не сомневаюсь, что для предъявления налоговых претензий есть все основания. Возьми в оборот в любого из российских предпринимателей – и найдешь столько нарушений, что на несколько "дел” хватит. Точно так же я нисколько не сомневаюсь, что значительная часть продукции АСТ некачественна, бездуховна и даже вредна. Точно так же, как и большая часть всей книжной продукции России, включая обязательные к приобретению школьные учебники.
Но книжная отрасль пока что – единственная коммерческая отрасль культуры, где рулит не госфинансирование, то есть – распил госбабла, а спрос. То есть – читатель.
И я точно знаю, что несмотря на значительный процент никчемных клерков, издательством АСТ всё еще управляют "книжники”. Да, это бизнес и они должны зарабатывать деньги. Но им не всё равно, как и на чем их зарабатывать. Они понимают, что книги – это не кетчуп и не зубная паста. B именно на них, книжниках, всё и держится.

А теперь вопрос: кто выиграет, если издательств, тех самых, которые дорого продают не слишком качественную продукцию, не станет вовсе? Если место книжных магазинов займут продовольственные, как это произошло с большей частью книжной сети "Топкнига”?
Выход предложил В. В. Путин. Перевести книгоиздание на госфинансирование.
Казалось бы – отличный выход. Пусть писатели получают деньги от государства (в масштабах страны это копейки) и спокойно пишут свои книги. А потом бесплатно выкладывают их в Интернет.

Вот только богатый жизненный опыт мне подсказывает: те авторы, которые пишут для читателей и пользуются среди нас, читателей, заслуженным успехом, этих денег не увидят. Потому что у тех, кто будет пилить государственные дотации, тоже есть свои предпочтения. И они, как подсказывает всё тот же опыт, весьма отличаются от предпочтений "простонародья”.
Но даже если вдруг случится чудо и писательские гранты достанутся не чиновникам и их родне, а взаправдишным писателям, результат нас тоже не порадует. Потому что расхватают эти гранты не те писатели, которые книги пишут, а те, кто с нужными людьми дружит. То есть будет примерно так, как происходит сейчас с разными литературными премиями.
В итоге мы все вернемся в заповедные советские времена, когда из сотни написанных и весьма щедро оплаченных книг прочитывалось пять, а реально были интересны от силы одна-две. Да и то больше от "безрыбья”…
Вот что будет (по моему скромному рассуждению, разумеется), если крохотная с точки зрения большого бизнеса, но такая важная для миллионов людей книжная отрасль станет государственной и дотационной.

Не стану отрицать, что кое-кто от этого, безусловно, выиграет. Те, кто сумеет подставить бумажники под денежный поток.
Но нас с вами, читателей, писателей, издателей и увлеченных своим делом (есть и такие) книготорговцев среди этих счастливцев не будет. Мы – книжники. И потому наверняка окажемся среди проигравших.
Так что не стоит ругать издателей и хозяев книжных магазинов за некачественную и дорогую книжную продукцию. Процесс уже идет. Три, максимум пять лет - и не будет больше завышающих цены издателей и плохо пропечатанных книг. То есть они будут, дорогие в производстве, и не слишком качественные (как нынешние телесериалы) художественные произведения распределяющих гранты чиновников, а также их родственников и друзей. Но читать их нам не придется, поэтому – пофиг. Нас, "массовых читателей” это будет волновать не больше, чем сейчас волнует качество печати лауреатов "Русских булочников и антибулочников”, "Больших” и "Очень больших книг”, "Национальных бестселлеров”, которые никто не покупает, и "Книг, обязательных для чтения”, которые никто не читает.

Разумеется, совсем без чтения мы не останемся. Десятки гигабайт уже написанных книг по-прежнему можно будет скачать бесплатно. Так же, как и сейчас. И, само собой, можно будет спиратить тысячи новых книг, написанных на английском, немецком, французском. Правда, в основном, на языке оригинала, ведь переводчики – тоже профессионалы и переводить смогут только в свободное от основной работы время. Но – ничего страшного. Лишний повод выучить иностранные языки.
Обидно, конечно, что десятки стран, подписавших "авторскую конвенцию”, уйдут в свое креативное будущее, а Россия - останется. Зато – нахаляву.

Вот теперь - самое время для морали. Или хотя бы для рецепта лечения болезни. Да только нет у меня ни морали, ни радикальных предложений, ни спасительных рецептов.
Я не знаю, что делать. То есть для себя лично – знаю. Написать как можно больше книг, пока еще есть возмножность. Но глобально, в масштабах Державы, спасти нас, книжников, может только чудо.
Но - тоже вариант. Чудеса иной раз случаются…

Источник http://amazin.ru/publ/rossijskij_knizhnyj_rynok_tri_goda_do_gibeli/1-1-0-14


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По первой картинке никто не догадался. Даю картинку побольше. Какому предмету в реальной жизни принадлежит эта улыбка? Комменты всё так же скринятся. Правильные ответы не комментирую. ...
О непогрешимости папы – и «Ска́чке Ревира» Много чего интересного произошло сегодня – например, в 1870-м году Ватиканский собор принял догмат о непогрешимости Папы. Отныне осадить любого зарвавшегося выскочку стало проще простого – достаточно презрительно процедить: ...
В китайской социальной сети Weibo появилось сообщение от вице-директора Гонконгского телевидения HKSTV о смерти главы Северной Кореи Ким Чен Ына. Об этом сообщает американское издание The New York Post. Об этом также сообщают японские СМИ. По словам вице-директора HKSTV, о смерти ...
Посмотрела "Выживший" и заявляю, что внук русской бабушки и любимчик женщин, не имея врожденных выдающихся артистических данных из сладкого мальчика стал  великим артистом. Сюжет фильма дурацкий до безобразия. Через четверть часа после начала я поняла, что героя живьем закопа ...
...