Агния Барто и леворукость.
alexalexxx — 20.08.2010Советские писатели любили бороться с различной нестандартностью. Леворукость не была исключением. Агния Львовна в 60-е годы приложила руку к "коррекции" этого "отклонения". В книжке "Вовка добрая душа" добрый мальчик с роковым для России именем Вовка - пытается вылечить приятеля с помощью смекалки и контроля, чтобы несчастного "левшу" не травили учителя и одноклассники.
"У Пети левая рука Желает быть главней, Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней. И вот - насмешки да смешки, Хоть не ходи играть в снежки. А что, страна такая есть, Город есть такой, Где спокойно можно есть Левою рукой? Где за обедом не твердят: - Смирнов, какой рукой едят? Летят снежки, летят снежки... - Левша! - хохочут пареньки."
И вот, чтобы не "хохотали", "Вовка добрая душа" берёт левшу на поруки и вводит превентивный контроль за приятелем. Что за кошку он придумал и как воевал с леворукостью, - можно посмотреть в книжке (если вы любите время от времени ворошить дряхлые издания "Детгиза").. :)
...А происходит всё это в городе Загорске (православном Сергиеве Посаде), где летом Вовку застаёт аномальная жара. "Изнемогают жители в Загорске-городке. Они всю воду выпили в киоске и в ларьке"..
Подобно библейскому Иову, Вовка предъявляет претензии к небесам прямо из Загорска: "Кричит: - Ну где же ты, гроза? Гремишь когда не надо! - И долго ждёт, подняв глаза, Он у калитки сада".
Не дождавшись от небес ответа, Вовка берёт судьбу в свои руки и с целой артелью малышей налаживает благотворительную раздачу вееров страждущим жителям. Идея "христианского сострадания" по-советски, видимо, не случайно забрасывает героя Барто в бывший монастырский центр. Вслед за советскими мощами тёзки героя и новым советским "Писанием", должно было появиться и новое советское "сострадание". Но не к врагам советской власти и "левым уклонистам", а в крайнем случае - к левшам или жертвам жары...
"Добрая душа" героя не была "христианкой". Но в 60-е годы социальный запрос на сострадание и гуманизм по-советски - всё-таки находит отклик даже в детской литературе. И хотя Барто озабочена "коррекцией" леворукости, - сам подход к нестандартному человеку в корне меняется. Гуманизация отношения к человеческой природе была частью "оттепели" и всеобщей хрущёвской либерализации. Отсюда, из 60-х, и берёт начало поколение "реформаторов", пытавшихся совместить природу человека с политической доктриной. Доктрина (как известно) не вынесла давления природы...
Но без "доброй души" 60-х, боюсь, не появилось бы ни горбачёвских реформ, ни "социализма с человеческим лицом", ни гуманизации медицины и психиатрии, ни отмены 121-й статьи с гомосексуальным "диагнозом".
Доброта (даже в её советском варианте) разрушительна для доктрин. Стоит только посеять её в сердцах молодёжи.. :)
Вся книга Детгиз, 1963 год.
|
</> |