рейтинг блогов

"Аэрофобия пилота". О ситуации в отрасли.

топ 100 блогов denokan05.01.2016 Аэрофобия пилота. О ситуации в отрасли.

Есть у многих людей так называемая "аэрофобия" - боязнь полета на самолете. Боязнь летать.

Есть и у пилота своя личная "аэрофобия". Боязнь НЕ летать. Боязнь потерять работу, ведь это только по мнению ГД одной из авиакомпаний пилот запросто сможет найти себя таксистом (как стюардесса - нянечкой, а авиатехник - автомехаником). Я не знаю, был ли у этого главного менеджера опыт найти себя старшим менеджером у грузчиков, но сравнение того же порядка. Что там менеджер, что тут...

Чем закончился авиационный год 2015 и чего ждать от 2016? Попробуем разобраться.

--==(о)==--

Возможно, для кого то это станет открытием, но авиаотрасль России находится в кризисе, как, собственно говоря, все остальные.

(записи по тэгу "кризис")

В одной из записей я представил отрасль в виде озера, через которое плывут собачки (авиакомпании). Кто-то плыл осторожно, экономя силы, а кто-то изо всех сил, чтобы оказаться первым. Поначалу погода благоприятствовала затейникам, но затем поднялся ветер, разыгрался шторм... В общем, рисковые щенята, потеряв все силы, запросили о помощи. У Вас (государство) есть ограниченное количество спасательных кругов - кому Вы окажете помощь? Тем, кто еще держится на плаву, или же обессиленным, которым этот круг поможет продержаться на воде чуть подольше, но плыть они уже не смогут?

Сейчас бы я еще добавил - а кто-то из собачек изначально выбрал неудачное направление, т.к. ко всему прочему на них сверху внезапно упал метеорит (действия нашего правительства).

В этой аллегории я пытался отразить ситуацию в отрасли, в которой были свои "собачки" - осторожные и рискованные. Рискованные закупали самолеты пачками, открывали новые рейсы по зарубежным направлениям, накатывая их полупустыми, тратили бешеные деньги на маркетинг и повышение зарплат (новые самолеты требуют новых пилотов), и все дальше и дальше залезая в кредиты.

Осторожные вкладывались в оптимизацию всей работы, снижение издержек, и росли по "чуть-чуть".

А на тех, кто основной деятельностью выбрал туристические чартеры - упал метеорит.

--==(о)==--

САМОЕ НАШУМЕВШЕЕ СОБЫТИЕ ГОДА

Про "собачек" я написал в августе. Буквально через месяц во всеуслышание было заявлено о проблемах у второй по объемам авиакомании отрасли - Трансаэро. На данный момент мы все уже знаем, чем это закончилось (для компании, но не для людей, в ней работавших), но на тот момент для многих это было неожиданностью.

Для многих, но не для всех. То, что ТСО это колосс на глиняных ногах внутри самой отрасли не говорил только ленивый, как бы гламурно это не выглядело со стороны. Знаете, у меня нет сомнений, что и банки об этом догадывались, но продолжали исправно выдавать многомиллиардные кредиты. Возможно и правда все дело в неких взаимоотношениях с бывшим премьер-министром, т.к. буквально через пару месяцев после похорон Евгения Максимовича стали не на словах, а на деле хоронить Трансаэро. И тут, конечно же, представители банков стали делать круглые глаза и неумело пытаться отстоять свои капиталы.

И как всегда, что поражает больше всего - простой человек допустит просрочку по кредиту за телевизор, ему всю душу вынесут. А тут такое "системообразующее предприятие" кануло в Лету - и тишь, благодать, Франция.

Если вернуться к аллегории про "собачек", то стоит, наверное, вспомнить, что перед громогласным решением судьбы Трансаэро ее руководители просили  от государства предоставить кучу денег матпомощи (емнип, речь шла о 40 млрд деревяных). В качестве аргумента "дать" выступали миллионы пассажиров, которых авиакомпания приобретала, как не только мне видится, намеренно - через снижение тарифов на многие направления (денежная масса была нужна сиюминутно) и увеличение глубины продаж.

Учитывая то, что матпомощь в размере 9 млрд уже была оказана, а так же "из-за "отсутствия четкого понимания происходящего внутри компании"", разговор, как мы теперь знаем, не получился.

А потом случилось то, что случилось.
--==(о)==--

КУРОРТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

А так же Белокуриха, МинВоды, Паратунка и прочие замечательные (без какой-либо иронии с моей стороны!) места нашей страны скоро, видимо, станут главным приоритетом отдыхающих. Бо в стремлении наших управленцев поссориться со всем миром никому нет равных, и туристический бизнес, ориентированных на заграничные курорты, уже почувствовал на себе всю мощь этого порыва.

И как следствие, авиакомпании, ориентированные на обеспечение этого бизнеса, здорово просели.

Еще пару лет назад самой перспективной считалась работа в авиакомпании "Северный ветер". Ее флот красавцев-Вoeing 777 рос, направления тоже, зарплаты стремились в космос... в общем, все было чинно-благодатно.

А потом... р-раз и все закончилось. Резкое сокращение парка, пилотов, работников, зарплат, и все те, кто мечтал о "баксах" или "трех топорах", но не успел сменить работодателя, истово перекрестились и теперь сидят на попе ровно.

Но если снижение активов Нордвинда на тот момент имело вполне рыночные обоснования, то то, что мы видим сегодня - это следствие общемирового политического безумия.

После гибели А321 авиакомании "Когалым", как Вы помните, были прекращены все контакты с Египтом.

После гибели Су-24 были прекращены контакты с Турцией. Более того, в виде т.н. "санкций" была приостановлена деятельность фирм, имеющих отношение к турецкоподданным.

Осталось прикрыть Тайланд и Вьетнам и план поднятия курортов Краснодарского края будет исполнен. А вместе с ним поднимутся и цены, и положительный эффект от соотношения цена/качество продолжит падение за плинтус.

И, как Вы уже догадались, все эти деяния имеют непосредственное негативное влияние на авиакомпании, которые обеспечивали свой персонал работой, выполняя авиаперевозки по упомянутым направлениям. Упомянутая Когалымавиа приостановила полеты, и, думается, Норд, iFly, Икар и Royal Flight с Azur Air наверняка ощущают последствия.

Каждый день простоя самолета, находящегося в дорогом лизинге, приносит авиакомпании значительные расходы. Если чартерные авиакомпании не смогут быстро переориентировать свой бизнес (в скорое возвращение дружбы с Египтом и Турцией вряд ли кто верит), то, боюсь, клуб потерявших работу авиаспециалистов значительно пополнится :(

Об этом поговорим чуть ниже.

--==(о)==--

ЭКОНОМИКА

С момента моих прошлых записей ничего в лучшую сторону не изменилось. Современная авиаотрасль в России напрямую зависит от курса евро и доллара (например, лизинговые платежи за самолеты - в валюте), и при том, что значительную часть денежной массы авиакомпании получают в рублях, стоит понимать, что речь о мегаприбылях не идет. Борьба за пассажира продолжается, поэтому авиакомпание не могут устанавливать такие цены на билеты, которые могли бы компенсировать падение рубля.

Да и увеличение цен на билеты при общем падении платежеспособности населения (более 60% которого и до кризиса не летали на самолетах) приведет лишь к падению спроса.

В сложившейся ситуации авиакомании стремятся к тотальной экономии, и очень хочется, чтобы эта экономия не сказывалась на безопасности полетов.

--==(о)==--

ЧТО-ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ?

С уходом второй по размеру авиакомпании ее потенциальные пассажиры перераспредились между оставшимися. Это, конечно же, дало определенные поступления авиаперевозчиком.

Безусловно, товарищи из Аэрофлота чувствуют себя спокойно. Монополия госкомпании после падения ТСО значительно укрепляется благодаря планам по объединению активов нескольких афиллированных авиакомпаний и остатков Трансаэро. Правительство, как мы все увидели в истории с попыткой купить Трансаэро группой С7, показывает заинтересованность в появлении супермонополиста, чего бы это рынку не стоило.

Кроме того, дочерняя "Победа" показывает стабильную заполняемость, рост и, имея такого "папу", с оптимизмом смотрит в будущее.

По слухам, авиакомпания Ютэйр сумела зацепиться кончиками пальцев за край обрыва, в который угодила года назад, избавилась от лишнего груза и по чуть-чуть выкарабкивается наружу благодаря господдержке и вливаниям владельцев.

Неплохо чувствуют себя в Air Bridge Cargo, занимающей свою нише на рынке международных грузовых авиаперевозок. Получая прибыль преимущественно в валюте, они строят планы по увеличению бизнеса (и, соотетственно, флота самолетов и персонала).

Мы (S7) все так же показываем осторожный рост, сопоставимый с ростом прошлых лет, т.е., не поражающий цифрами воображение.

Однако, стоит понимать, что в настоящих реалиях невозможен такой рост, который смог бы дать работу всем тем, кто ее потерял. Или не успел приобрести.

--==(о)==--

БЕЗРАБОТНЫЕ

В одной только авиакомпании Трансаэро работали тысячи пилотов и бортпроводников, не говоря уже о наземном персонале. Часть смогла трудоустроиться в Аэрофлоте и других авиакомпания, в том числе и моей. Часть нашла работу в зарубежных - Китай, Вьетнам, Индия и даже Emirates (очередная потеря для страны - уходят ведь лучшие...)

Но подавляющее большинство сидит на земле и ждет - кто-то все еще числится в ТСО, а кто-то "записался" в авиакомпанию "Россия", на базе которой во Внуково планируется создать "экс-Трансаэро" из ее самолетов и маршрутной сети в пользу Аэрофлота ("Россия" входит в группу компаний нацпера). Говорят, тем, кто уволился из ТСО и перешел в Россию, дали подписать ничего не обязывающий договор и выплачивают 24,3 тыс рублей в месяц до марта 2016.

Год назад тотальное сокращение парка и специалистов провел Ютэйр (третья авиакомания страны на тот момент). Через некоторое время со значительной частью специалистов попрощался Оренэйр (еще одна авиакомпания из группы Аэрофлота). Упомянутый выше Нордвинд так же избавился от большого числа персонала.

Плюс ко всему вот уже третье лето подряд на рынок выплескивается огромное количество выпускников летных учебных заведений, и подавляющее большинство из них, конечно же, не может найти работу. В свое время государство забило болт на подготовку пилотов, практически не выделяя средств, но потом вдруг спохватилось, увеличило планы по распилу бюджеты летных училищ, количество мест при наборах... Но только отрасль уже начала свое пике, и такое количество выпускников уже тупо не нужно.

А их продолжают штамповать.

Я не знаю точной цифры безработных на сегодня пилотов, но уверен, что счет идет не на одну тысячу. Все мы имеем очень узкоспециализированное образование, весьма и весьма дорогое. По мере простоя теряются навыки и квалификация, и вместе с этим - шансы найти работу. Точно так же и со здоровьем - требования очень высокие, а после этой нервотрепки оно никак не добавляется.

До катастрофы 90-х мы еще не дошли, но сути дела это не меняет. Только самый неисправимый пилот-оптимист сегодня не задумывается о своем летном будущем. Даже работа в Нацпере не дает стопроцентной уверенности в завтрашнем дне, т.к. совершенно непонятно, с кем наши верховные "менеджеры" планируют поссориться завтра и до какой степени.

--==(о)==--

ЧТО ЖДАТЬ ДАЛЬШЕ?

Гипермонополизации рынка авиакомпаниями группы Аэрофлот.

Очередная волна банкротств авиакомпаний, оказавшихся в худшем положении, чем другие.

Собственно, не так давно уже писал на тему "развития" - вот в этой записи. Ничего не изменилось.

--==(о)==--


Ситуация в отрасли не из лучших, и, как мне кажется, в большинстве других тоже "не айс".

Но самое важное, уважаемые коллеги, несмотря на неуютное время и кризис, мы не должны терять профессиональное отношение к летному делу.

Летайте безопасно!

Избранное по теме:

"НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ДАЛЬНОБОЕВ"

"...ЧТО ДЕЛАТЬ? РАССУЖДЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ"

"КРИЗИС В АВИАЦИИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?"

Аэрофобия пилота. О ситуации в отрасли. FLYSAFE


Оставить комментарий

Посты по теме:

Aviation EXplorer

Аэрофлот ввел в эксплуатацию два новых лайнера Sukhoi SuperJet 100
Aviation EXplorer
5 января, AEX.RU – Аэрофлот получил два самолета Sukhoi SuperJet 100 производства компании АО «ГСС» в расширенной комплектации «FULL». Об этом сообщает пресс-служба авиакомпании. "Лайнеры SSJ100 были названы в честь выдающихся летчиков, заслуженных пилотов ...


Lenta.ru

«Аэрофлот» ввел плоские тарифы на полеты в Калининград и Симферополь
Lenta.ru
Программа плоских тарифов запущена в соответствии с политикой национального перевозчика, которую проводит «Аэрофлот», и получила поддержку президента России Владимира Путина, уточняется в пресс-релизе. В качестве своего стратегического приоритета крупнейшая ...
"Аэрофлот" установил тарифы в Симферополь и Калининград и запретил агентам их менятьTravel.ru
"Аэрофлот" вводит сезонные "плоские" тарифы на рейсы в Калининград и КрымТАСС
Аэрофлот вводит сезонные "плоские" тарифы на рейсы в Калининград и КрымAviation EXplorer
РИА Новости -Газета.Ru -Финам.RU
Все похожие статьи: 52 »

Lenta.ru

«Аэрофлот» отменил халяльное и кошерное питание на коротких рейсах
Lenta.ru
Авиакомпания «Аэрофлот» с 24 декабря перестала предоставлять пассажирам эконом-класса возможность заказа специального питания. Как сообщает Travel.ru, ограничение касается только коротких рейсов продолжительностью до трех часов. Ранее пассажирам на выбор ...
"Аэрофлот" отменил спецпитание на большинстве рейсовTravel.ru
Аэрофлот не будет предоставлять специальное питание пассажирамФБА «Экономика сегодня»
Аэрофлот признан победителем премии Brand Awаrds в номинации «Лучшая компания для бизнес-путешественников»Библиотека лояльности
Интерфакс-Туризм -АвиаПорт.Ru -НеваИнфо
Все похожие статьи: 20 »
Архив записей в блогах:
Все пишут про «Джокера» сейчас. Ну, и я пару слов скажу. Получается так, что он убил женщину, которую считал матерью, и стал причиной смерти того, кого считал отцом. А еще убил человека, который дал ему новое имя и новую жизнь. То есть, убил всех своих родителей. Но при этом не убил ...
Успехи России Сегодня Гегемон совсем растерял политическое мастерство, он даже не видит, как красиво его обыгрывают! А уж любимый союзник США на Ближнем Востоке – и подавно перестал понимать, что с ним делают. А тем временем их обоих технично «разматывают», да так лихо, что хоть ...
Бобур. Николай Полисский 2013 В 1480 году было Стояние на реке Угре хана Ахмата из Большой Орды, а на другом берегу великого князя московского Ивана III. Хан Ахмат так и не дождался помощи от польско-литовского короля Казимира IV. Войска разошлись, а это сражение по мнению некоторых ...
Это не потому, что я такой зазнавшийся сноб. Просто я реально не вижу никакого смысла в фотографировании. Я не хочу быть тантамареской для прохожих. Это отнимает мое время, тратит мою жизнь, но совершенно ничего не дает взамен. Я каждый день хожу пешком, езжу на метро, живу обычной ...
В связи с повторной атакой беспилотников в районе «Москва-Сити» компания Ozon приняла решение перевести большую часть своих сотрудников на удаленный режим ...
  • M_o_n_a_h_ : RT @iliabelous: Факт: Сбербанк,Аэрофлот,Газпром,Росатом,УВЗ в разы надежнее и успешнее шулерских прожектов Чубайса,Вексельберга и пр. Молчу…

  • iliabelous : Факт: Сбербанк,Аэрофлот,Газпром,Росатом,УВЗ в разы надежнее и успешнее шулерских прожектов Чубайса,Вексельберга и пр. Молчу про чудо Китая.

  • itsildqe : Авиакомпания "Аэрофлот" сообщила об изменении начисления миль за полеты в города Дальнего Востока, в том числе по маршруту Москва - Ю...

  • deniskanalivay1 : RT @horozuxawexa: «Аэрофлот» обновил меню в бизнес-классе

  • horozuxawexa : «Аэрофлот» обновил меню в бизнес-классе

  • aliinklink : конечно же, сначала Аэрофлот заманивает в свою программу "бонус", а потом не даёт зайти в личный кабинет и зарегистрировать мили.