А что если дети не обязаны читать книги?

топ 100 блогов natali_ya28.03.2018 Пишет Артем Новиченков
Выпускник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (кафедра художественной критики и публицистики); учитель литературы в школе №2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация». Писатель, драматург.


Давайте честно себя спросим: почему мы садимся читать художественную книгу? Хотим стать нравственнее, умнее? В таком случае лучше прочесть журнал или посмотреть фильм Би-би-си. Все-таки мы читаем книги для удовольствия, для развлечения. И фактически относимся к книге так же, как к фильму или спектаклю. Мы хотим с помощью искусства вызвать в себе определенные эмоции, и если этого у нас не получается, значит, просто не тот роман, фильм, выставка.

Однако к детскому чтению у нас отношение особое. Взрослым кажется, что хорошая книга та, что говорит о высоком, нравственном. А комиксы, фантастика, фэнтези — несерьезная литература, на такой не воспитаешь настоящего человека. Вот русская классика — да. Все выросли на ней, это наш культурный код и вообще — без нее стыдно, без нее никуда, и пусть семикласснику хочется плакать от «Бориса Годунова», потому что скучно и ничего не понятно, но надо, Федя, надо.

А вот не надо. Ведь это всего лишь въевшийся в подкорку советский стереотип о том, что литература обязана быть прикладной и должна менять людей. Стереотип, который стал непреложной истиной с легкой руки товарища Сталина, определившего писателей в «инженеры человеческих душ». Такое неблагодарное бремя выпало и другим искусствам — кинематографу, живописи, театру, но только литература так и не смогла избавиться от него, и во многом потому, что была закреплена школьной программой. Так русская классика стала священным каноном, а любой, кто оспаривает это, посягает на святое.

Но пора бы уже избавиться от этого маниакального желания наделить хорошую литературу обязательной практической пользой и перестать пичкать детей текстами XIX века. Мы же не заставляем их смотреть советское кино. Почему литература привилегированна, а кинематограф нет? Будто в литературе спрятана еще какая-то ценность, о которой никто не может конкретно сказать, однако защищает ее. Так, может, нет этой сакральной особенной ценности литературы? Может, не будем делать из художественных текстов священные, а из писателей — пророков?

На самом деле русская литература от этого только страдает, становится дальше и непонятнее. И это в дополнение к тому, что восприятие осложнено исторической дистанцией. Школа учит нас читать романы Тургенева или Достоевского с целью получения пользы, а не удовольствия, хотя они-то писались именно для того, чтобы занять досуг.

Книги как люди. Мы предпочитаем общаться с интересными людьми и читать интересные книги. Только интересы у всех разные. И книги все выбирают разные. Книга не может нас ничему научить, она может лишь раскрыть то, что в нас уже имеется, быть катализатором. Книги отражают нас, как люди. А заставлять читать нежеланную книгу, как заставлять общаться с неприятным человеком. А для закрытого ребенка общение с незнакомыми людьми будет травмирующим.

Но ведь все книги — незнакомцы. Поэтому задача старших познакомить ребенка с книгой, сократить дистанцию, а не обязывать читать. Я убежден, что чтение — естественная потребность человека, как потребность в любви. Но как можно травмировать ребенка и развить в нем комплексы, мешающие счастливой жизни, так можно и воспитать в нем стойкое неприятие к литературе и навсегда отрезать от книг.

отсюда

Не со всем могу согласиться.

Да, книги мы читаем для удовольствия.
Однако, так не только с книгами, музыку мы тоже слушаем для удовольствия, но кто-то получает удовольствие от попсы, а кто-то от серьёзной музыки.
Задача старших и, в первую очередь, учителя литературы — привить ребёнку вкус к хорошей литературе. Разве нет?

Или вот это:
"Мы хотим с помощью искусства вызвать в себе определенные эмоции, и если этого у нас не получается, значит, просто не тот роман, фильм, выставка."

А может, что-то в консерватории подправить? — как говорит Жванецкий.
Почему непременно книга (фильм, выставка) виноваты? А если читатель не тот?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спасибо всем, кто поддержал и принял участие . От лица нашего скромного коллектива выражаю огромную признательность. Что пока происходит: - Вексельберг молчит и его молчание прекраснее любых слов. Сказать жулику  инноватору нечего. Ну ...
16/VI—2023 . Неопределённость украинского наступления. Сложности африканской дипломатии. Затейливость китайского расписания  15/VI—2023 . Иранское терпеливое принуждение. Незаметная французская решительность. Американская нудная настойчивость  14/VI—2023 . ...
Проехали с женой и детьми пол-Европы из России через Польшу, Германию, Швейцарию до юга Франции, к слову, Германия нам очень понравилась. На обратном пути 28 марта в Женеве машина простояла на свежем воздухе всю ночь. 29 марта заглянули в прекрасный замок Гогенцоллерн и добрались до ...
Чем можно заняться, сидя под надзором китайского полицейского в аэрпопорту Шанхая? Не пускали даже в зону транзита. Даже в туалет под конвоем. Развлекался как мог... Вообще-то я последние два года путешествовал совсем без денег. Удалось совершить кругосветное путешествие и посетить 36 ...
У Стрелкова читаем: как лихо жёг танки Вячеслав Володин 80 лет назад! Как сейчас вижу наяву - на него идет "Тигр", а в его руках - последняя граната... Где это было? Под Ленинградом? На Курской Дуге? - вот тут меня память подводит... надо уточнить у самого господина Володина и его ...