А была ли девочка?
krasavchik — 12.03.2013
Сегодня в Ватикане открылся конклав, и сотня кардиналов в
Сикстинской капелле начала процедуру выборов понтифика. Вчера я накатал пост про «папессу Иоанну»,
единственную женщину, занимавшую папский трон, о том, сможет ли
когда либо еще девица править католическим миром.
«Папесса – бородатый фейк»,- написала одна из читательниц. На эту тему возник небольшой спор, и я решил разобраться в этом вопросе.
Книжкой американской писательницы Донны Вулфолк Кросс библиография о «даме-папе» не ограничивается. Она весьма обширна.
Впервые необычайная история о Иоанне была опубликована в XIII веке, а потом она периодически вновь всплывала то у одного, то у другого европейского автора, почитавшего ее за чистую правду.
Один из первых источников, сохранившийся до наших дней, где упоминается об этой таинственной даме, — хроника Жана Мейли, доминиканца, у которого другой доминиканец — Этьен Бурбон заимствовал и поместил в своих хрониках историю тогда еще безымянной дамы, ставшей сначала нотариусом, затем кардиналом, а в довершение и папой, благодаря мужскому платью и своим способностям.
Важное место занимает второй известный источник, упоминающий о папессе. Он появился в том же XIII веке — «Хроника пап и императоров» Мартина Троппау, в которой подробно рассказывается о некоей Жанне, занимавшей папское кресло вслед за Львом IV (847–855) 2 года, 7 месяцев и 4 дня. Она была англичанкой, но родилась в 822 году в Ингельхайме близ Майнца. Автор предполагает, что ее родители были эмигрантами, покинувшими в свое время Англию. Далее он повествует, что Жанна влюбилась в ученого монаха-бенедиктинца. Он принадлежал к одному из самых влиятельных монашеских орденов, причем слово «бенедиктинец» было синонимом ученого, эрудита. Подталкиваемая любовью к мужчине и к знаниям, она сопровождает своего возлюбленного в Афины, переодевшись в монашеское платье. Приобретя обширные познания по истории, ораторскому искусству, философии, она едет в Рим, где вскоре избирается кардиналом, а затем и папой. О том, что она женщина, становится известно во время церемониального шествия от базилики Святого Петра — между Колизеем и церковью Святого Климентия она родила ребенка. По этой версии, она умирает от родовых мук, так как ей не оказали медицинской помощи, и ее хоронят на том же месте. С тех пор церемониальные шествия пролегают по другому маршруту.
До Руси, кстати,
эта история докатилась раньше. В конце X века история женщины-папы
докатилась до Руси. В 991 году, сообщала «несторовская летопись»,
киевский князь Владимир незадолго до Крещения Руси обратился с
посланием к Папе Римскому Иоанну XV. Узнав об этом,
Константинопольский патриарх отправил в Киев письмо, указав, что
«недобро» иметь отношения с Римом, ибо там «баба была Анна папою,
идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла… и по той
улице папы со кресты не ходят. И вы того зловерия не принимайте и
учению их не верьте».
В 1582 году английские купцы подарили Ивану Грозному памфлет о
папе-антихристе, включавший рассказ Джона Бейля «Жизнь папессы
Джованни». Царь тут же велел перевести его на русский язык.
Так была ли, в итоге, девочка? Сложно сказать. Эта история, если она подлинна, происходила в 9-м веке. Папесса Иоанна была современницей Рюрика. Был ли Рюрик реальным историческим лицом? Несмотря на обилие упоминаний в исторических хрониках, сказать со стопроцентной уверенностью, был ли Рюрик на самом деле, сложно. Так же и о «даме-папе».
Наша героиня наделала много шуму в мужском мире религии, завоевывая для женщины право на образование, а также доказывая, что и женщина может занять высокое место в обществе и в политике. Захватывающая история о девушке, сумевшей благодаря необыкновенным талантам взойти на папский трон, не могла не появиться.
|
</> |