28 Панфиловцев

топ 100 блогов bobbie-hamilton30.11.2016 28 Панфиловцев


Сходил вчера на "28 Панфиловцев". Ранее уже успел прочесть нцать отзывов, как хвалебных, так и резко отрицательных, и приготовился заранее ко всему. Единственное, к чему я оказался не готов - к впечатлению, которое этот фильм на меня произведет.


Отечественный кинематограф привычно не балует хорошими лентами, особенно лентами про войну. Он находится в плену стереотипов, характерных для нашей родимой "творческой интеллигенции", которая снимает фильмы про саму себя. В них обязательно должны быть недорепрессированные и часто еврейские интеллигенты (ничего не имею против евреев, но навязчивые стенания еврейской части "творческой интеллигенции" о том, как ей больше всех пришлось страдать, достали), которые самые лучшие, самые честные и гонимые, но спасают Родину, кровожадные подлые особисты, пара гламурных девиц, с которыми должна случиться лубовЪ (ТМ) и так далее. Российские фильмы о войне создали определенное клише, и каждый новый фильм воспринимается исключительно через подобное клише.

Советский кинематограф также производил массу шлака, как, впрочем, и любой другой, но оставил после себя нетленные шедевры, лишенные всякой политики и стереотипичности. Это "Горячий снег" и "Они сражались за Родину". Фильмы о войне и людях на войне, пронизанные беспристрасной, простой, солдатской правдой. Фильмы о том, как война ломает человеческие судьбы здесь и сейчас, как простые, бесхитростные мужики в застиранных гимнастерках в раскаленной и промерзшей степи должны остановить врага. Врага безликого, страшного и неумолимого. После этих страшных и величественных картин не остается вопросов, что есть война и какая цена была уплачена за победу.

К сожалению, традиции этих лент за 1990-е и в особенности нулевые канули в Лету. Редкие проблески сознания в отечественном кино не способны были рассеять мрак охватившей его шизофрении и бездарности, и в результате по экранам поехали белые тигры и прочая лабуда. И потому появление проекта "28 Панфиловцев" было встречено без энтузиазма - в принципе, мало кто ожидал, что будет снято нечто толковое.

Вторым, более важным фактором недоверия к этому проекту стало использование полузабытого мифа про 28 героев-панфиловцев, созданного литературным редактором газеты "Красная звезда" Кривицким и разоблаченного еще в конце 1940-х военной прокуратурой Советской армии. По непонятным для меня лично соображениям никому не известный режиссер Андрей Шальопа уцепился за миф и решил его экранизировать, что тут же спровоцировало скандал, так как для профессионального исторического сообщества с этим эпизодом было все ясно, а вот для Андрея Шальопы - нет. Вокруг фильма заранее начала складываться нездоровая ситуация, а еще больше репутацию проекту подпортило появление поблизости небезызвестного самопиарщика и прохиндея Дмитрия Пучкова, готового эксплуатировать любую тему, лишь бы в карман падали шекели. Финальной точкой стало торжественное выступление Владимира Мединского, который заявил, что изучать историю Великой Отечественной войны не стоит, а надо канонизировать мифы и так будет правильно. В общем, "Панфиловцам" изначально пришлось несладко, и заранее сложилось негативное впечатление. Именно поэтому на фильм я шел со смешанными чувствами.

Я изначально решил для себя, что не стану уподобляться ни хейтерам, ни лаверам этого фильма, коих в интернетах появилось немало. Я максимально отрешусь от всех споров и дискуссий, чтобы посмотреть ленту предельно беспристрастно, не отягощая себя грузом предзнания и исторических данных о событиях на Волоколамском шоссе 14-17 ноября 1941 года. И, как оказалось, этот подход стал самым правильным.

То, что я увидел, никоим образом не пересеклось со всеми сомнениями и ожиданиями. Андрею Шальопе, несмотря ни на что, удалось снять очень и очень сильное кино. Кино, сильное потому, что в нем нет ни единого клише, ни единого киношно-интеллигенсткого стереотипа, нет ничего, кроме людей, войны и беспощадного ужаса войны.

В фильме нет ни единого генерала, даже полковника, все действие развивается на низовом уровне и самое большое начальство - комбат. Простой русский мужик, академиев не кончавший, со здравым, трезвым мышлением, полностью отдающий отчет о положении, в котором оказался его батальон. Все основные персонажи - это солдаты и сержанты, да младший политрук, не то Диев, не то Клочков, оказавшиеся здесь и сейчас на передовой. Эти люди также академиев не кончали, они просто делают свою работу по своему разумению и способностям и пытаются выжить. Они говорят на простом, народном языке, они собрались со всех краев страны - тут и русские, и украинцы, и казахи, и кого только нет, они обсуждают простые, доступные их разумению вещи и они очень простые, достоверные и живые. Обычные красноармейцы со своей коротенькой военной жизнью, вынужденные голыми руками останавливать танки.

В фильме есть война. Война страшная и беспощадная, и ее олицетворением является враг. Серая безликая стальная масса, от одного вида котрой которой дрожит земля и подкашиваются ноги. Враг предельно обезличен, также обезличен, как для тех людей в окопах 1941-го, которым надо было просто выжить. Он настолько страшен и неумолим, что когда переживший две атаки солдат начинает, вжимаясь в землю, шептать "Спаси Господи люди твоя", ты понимаешь, что просить помощи здесь и сейчас больше не у кого, и молитва останется последней надеждой тех, кому снова придется бороться со смертью тут, в полуразбитом окопе.

В фильме есть место и юмору, и смеху, ровно до того момента, когда позиции накрывает первый снаряд. Настолько реалистично и страшно артиллерия показана пожалуй только в "Братьях по оружию", когда роту Е методично перемалывают в промерзшем лесу под Бастонью. Когда падает первый снаряд, затихают смешки и комментарии и в зале - зрители просто умолкают, подавленные всесокрушающей мощью артиллерии. И дальше, на протяжении всей длинной сцены боя, ты просто вжимаешься в кресло, переживая с героями фильма каждый эпизод танковой атаки.

В фильме нет места фальшивым киношным эмоциям, картинным истерикам персонажей при смерти их боевых товарищей. В аду боя они практически не реагируют на окружающую их смерть, в попытке уцелеть они выхватывают из рук раненых, убитых и умирающих связки гранат и бутылки с "коктейлем Молотова", чтобы убить врага и прожить еще немного. Нет сочувствия к врагу, нет сострадания и прочих человеческих эмоций. Врага надо убивать, чтобы жить, и врага убивают любым доступным способом.

В фильме все пронизано страхом. Страхом перед немцем, который что-то готовит. Страхом перед ползущими почти неуязвимыми танками. Срахом перед смертью и перед будущим. Вся сцена боя пронизана страхом и соревнованием со смертью наперегонки. Успеть остановить танк, прежде чем он до тебя доедет. Успеть навести пушку на другой танк. Успеть зарядить снаряд или патрон. Успеть спрятаться от хлещущих по окопам пулеметов. Успеть кинуть гранату. Успеть.

В фильме особое место занимает техника. Очень реалистичные "тройки" и "четверки", от которых как горох отскакивают пули почти бесполезных противотанковых ружей. Страшная мощь их огня, в мгновение ока превращающая в кровавый фарш сорокапятку с расчетом. Ужас наползающей на тебя махины, закапывающей гусеницами твоих товарищей в траншее. Безликие неумолимые машины смерти. Такими, очевидно, были немецкие танки для солдат 1941-го, такими они предстали и в фильме.

В фильме великолепно передана природа. Волоколамские, подмосковные, до боли знакомые ландшафты создают ощущение погружения, ты веришь, что все происходит именно там и именно тогда. Мне часто приходится ездить и ходить в тех местах, и я знаю, как в действительности выглядят рубежи 316-й стрелковой дивизии, и то, что появляется в кадре, идеально похоже на то, что есть на самом деле, хотя, насколько я знаю, лента снималась совсем не там.

В фильме нет места мифу. Нет ни единой реальной фамилии, ни единого реального персонажа. Это художественный вымысел, очень условно привязанный к реальным событиям. Вымысел, близкий к правде, потому что панфиловцы обороняются не сами по себе, как в канонической версии мифа. Их прикрывают противотанковые пушки, делающие основную работу по остановке танков, по немцам отрабатывает гаубичная батарея, обороняется целая рота, а не 28 рандомных красноармейцев и политрук. Именно поэтому ты веришь происходящему в кадре, а не выискиваешь ошибки.

Фильм производит колоссальное впечатление. Андрею Шальопе удалось то же, что и создателям советских шедевров - погрузить зрителя в атмосферу войны, посадить его в промерзший окоп к тем красноармейцам, заставить трепетать от наползающей на тебя стальной массы, ощутить песчинкой, пытающейся остановить лавину. И когда лавина останавливается, ты также не веришь своим глазам, как и герои фильма, обалдевшие от своего везения и осознания того, что им удалось как-то уцелеть. Реакция зала полностью соответствует моим ощущениям. Я впервые увидел, как зрители молча оставались на своих местах, когда окончился фильм и начались титры. Четверть часа по окончании ленты зрители просто молча смотрели титры и не расходились. Это что-то невероятное. Единственным комментарием из зала после начала боя был придавленный всхип какой-то девушки из задних рядов, когда "четверка" наводила свой "окурок" на сорокапятку: "подбейте его, подбейте его кто-нибудь!"

Безусловно, "Панфиловцы" не лишены недостатков, но проблема критиков фильма состоит в том, что они не в состоянии отрешиться от собственных знаний о событиях ноября 1941 и свое негативное отношение к ситуации вокруг исторической базы фильма переносят на увиденное на экране, не могут отрешиться от груза негатива и оценить не только недостатки, но и достоинства, коих, на мой взгляд, у "Панфиловцев" гораздо, гораздо больше. Да, немцы наступали совсем не так, как показано в картине, да, они не перли напролом, а методично уничтожали советскую оборону, да, сначала шла немецкая пехота, провоцируя огонь советских огневых точек, а за ней шли танки, прицельно уничтожая эти самые точки, да, в конце концов, тогда, 16 ноября, не было уничтожено 14 танков, а всего лишь 4, и не одной ротой, а целой дивизией. Но, если смотреть на показанное в фильме с точки зрения художественного кино, а не документального, то ничего радикально страшного в происходящем нет. Лента выполняет свою главную задачу - показывает, каким ужасом является война, насколько тяжело было остановить врага и какая цена была отдана за каждый сожженный танк. Недавняя попытка сравнения "мегаисторичного" "Спасти рядового Райана", которого автор рецензии безосновательно, на мой взгляд, возвел в ранг эталонного кино о Второй Мировой неубедительна хотя бы потому, что весь сюжет и все происходящее в "Райане" точно также притянуты за уши, как и в "Панфиловцах", и даже еще сильнее притянуты за уши, так как сюжет "Райана" конкретизирован гораздо сильнее и потому гораздо сильнее антиисторичен, чем довольно условные события "Панфиловцев". Сравнивать эти два фильма можно только в одном аспекте: "Райан" прогремел в свое время за счет абсолютно нового взгляда на войну и того, как войну можно показать в кадре. Не будет неверным утверждение, что "28 Панфиловцев" для отечественного кинематографа такой же этапный фильм, как "Спасти рядового Райана" для американского. Андрей Шальопа показал, что можно снимать кино про войну совершенно иначе, чем во всевозможных "белых тиграх", что танки подбивают без дешевеньких бензиновых взрывов, а люди в окопах не записные красавцы, а простые люди из народа, не пытающиеся впасть в истерику или устроить подвиг на ровном месте, а просто делающие свою тяжелую грязную смертельную работу.

Главная ошибка создателей фильма - привязка к числу "28" и неизменные ассоциации с давно уже разоблаченным мифом. Гораздо вернее и правильнее было бы назвать ленту просто "Панфиловцы" и это было бы гораздо честнее и вызвало бы гораздо меньше претензий и обвинений в экранизации мифов. В остальном же в фильме на высоте почти все - операторская работа, драматургия, колористика и саундтрек. Хотя бы потому, что во время просмотра ты не отвлекаешься на ошибки и ляпы, не выискиваешь их, а просто смотришь кино и сопереживаешь его героям. А это - самое главное для любой картины. Без сомнения, "28 Панфиловцев" - фильм для отечественного кинематографа выдающийся, этапный, и без сомнения его стоит посмотреть и, желательно, на большом экране. Отныне у него появилась собственная жизнь и собственная история, а исторические и идеологические споры вокруг него уже начали свою собственную жизнь. Так что смело идите и смотрите. "28 Панфиловцев" заслуживают того.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Под катом - пять видов нового майского мыла. Детское №3 Состав: омыленные растительные масла (оливковое, пальмовое, пальмоядровое, касторовое, миндальное), без красителей, ароматизаторов и эфирных масел. У этого мыла очень естественный, ...
Письма издалека Читаю про эту бедную гулящую Вику и не могу сдержать слез. А ведь и я когда-то была в подобной ситуации, когда меня ненавидела и проклинала вся родня мужа, когда со мной не здоровались даже соседи, когда стыдно было выходить на улицу и пойти в магазин. А чего, ...
Я-то оделась, а у котика одежки теперь нет. И я надеюсь, что в то, что котик у нас немного жиробас, муж теперь тоже поверит. ...
Доброе утро дорогие лакофеи! С вами сегодня буду я, Сусанна, ко мне сразу на "ты". Показывайте же скорее вашу красоту! Я сегодня в дуете лаков OPI Lost my Bikini in Monokini и My Dogsled is a Hybrid ...
Замрите бандерлоги и шерханы, бандеровцы, игиловцы и те, кто их создал, торжествуйте те силы добра, что страдают от их ударов и пытаются в изнеможении противостоять им: российская армия устремляется к вам на помощь. Космические спутники, дальняя и штурмовая авиация, корабли средиземном ...